Планшет в портфеле вместо учебников

18.12.2014 
Количество показов: 4079
Эра электронных учебников в обычных общеобразовательных школах приблизилась к нам уже слишком близко для того, чтобы не замечать и не готовиться к ней. Десятки тысяч российских школьников уже весной получат в руки электронные учебники нового образца. 
Издательства «Просвещение» и «Первое сентября» заканчивают работу над комплектом экспериментальных учебных пособий, чтобы через три-четыре месяца раздать их в школы. 

Что даст детям электронный учебник?
Так как применение электронных учебников уже некоторое время практикуется в некоторых школах регионов, педагоги и эксперты собрались, чтобы обсудить, какие возможности и проблемы появятся с внедрением в школьную жизнь электронного образования.

Ранец станет легким 
Вместо пяти-шести учебников в нем будет один планшет, его вес не превышает полкилограмма.

Учиться станет интереснее
В пяти школах Татарстана уже несколько лет реализуется программа «1ученик – 1 компьютер». По результатам опроса ребят в экспериментальных учебных заведениях и аналогичных общеобразовательных исследователи выяснили, что среди вооруженных компьютерами детей и подростков в полтора раза больше тех, кому интересно учиться в школе.
 
Занятия станут индивидуальными
При работе класса с электронными учебниками у учителя есть реальная возможность дать каждому ученику отдельное задание, исходя из его уровня знаний или усвоенных и пропущенных тем. 

Все на виду
Электронный учебник предполагает в основном самостоятельную или командную работу. В результате двоечник не сможет отсидеться «в камышах», его незнание обязательно проявится.

Какие проблемы могут возникнуть при переходе на электронное образование?

Ценный учебник
Для нормальной учебы школьникам нужны планшеты или ноутбуки. Причем довольно мощные и с хорошими экранами. Иначе ими будет неудобно пользоваться, а плохая картинка может испортить зрение. Поэтому сэкономить на «железе» для электронного учебника не получится. Кроме того, пока не понятно, кто будет за него платить: школа или родители? Для грядущей апробации 500 планшетов закупят региональные власти. А дальше как?

По идее, государство должно само обеспечить всех обязательным учебным пособием. Но оснащение только одного класса достойными устройствами будет стоить около миллиона рублей. Очевидно, что за 11 школьных лет гаджет надо будет хотя бы один раз поменять на новый. Классическая бумажная учебная литература обходится намного дешевле. Дальше возникают вопросы: как быть, если ученик потеряет или сломает свой учебник? А не украдут ли? Перед массовым переходом на электронное обучение все это предстоит предусмотреть и продумать.

Новая педагогика
Как учить и учиться по бумажному учебнику, все знают очень хорошо. Электронный учебник, вроде бы, открывает огромные возможности, но чтобы ими воспользоваться, надо полностью изменить методику преподавания. Если до сих пор присыпанный мелом учитель у доски был единственным носителем истины, то теперь его задача изменится. Учиться дети будут сами, информацию черпать из Сети, педагогу же останется только организовывать их работу и ставить нужные вопросы. 

Методике преподавания с использованием электронного учебника не учат и никогда не учили ни в одном педвузе России. Значит, всему миллиону школьных учителей предстоит пройти очень серьезные курсы повышения квалификации и освоить новую технологию. Эту работу могут взять на себя региональные институты повышения квалификации учителей и методические кабинеты, которые есть по всей России. Но сколько времени потребуется педагогам, чтобы освоиться с электронным учебником, никто сказать не может. Тем более что многие из них подобных прогрессивных новшеств не одобряют, и отказываться от привычной практики совсем не жаждут.
Да и сами электронные учебники, по крайней мере первые несколько изданий, явно будут нуждаться в постоянной доработке.

Сетевая безопасность
С одной стороны, в интернете полно полезной и нужной ученику информации. С другой стороны, там же – социальные сети, игры, эротика и еще много всего нехорошего. Если вместо учителя перед ребенком окажется подключенный к интернету компьютер, есть большой шанс ученика не увидеть – Сеть завлечет и не отпустит.

 – Во время эксперимента в Татарстане мы заметили удивительную закономерность: ребята, учившиеся с компьютерами в руках, стремились к личному человеческому общению и, как только появлялась возможность, откладывали свои гаджеты в сторону, – рассказал руководитель Центра статистики и мониторинга образования Федерального института развития образования Марк Агранович. – Вообще у детей есть свои приоритеты, зачастую они сильно отличаются от того, что хотят родители или учителя. Например, неожиданно выяснилось, что старшеклассникам очень нравится критически выбирать из вороха информации нужную и достоверную. Электронное образование среди всего прочего предполагает и этот вид деятельности.

Учителям придется подчиниться
 – Чтобы перейти на компьютерное образование, нужна политическая воля, – уверена проректор по научно-методической работе Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. – Учитель получает свою зарплату за то, что выполняет свои обязанности. И если от него требуют перейти на электронный учебник, – должен перейти и рационально его использовать. Или уволиться. Я думаю, процентов десять педагогов мы потеряем. Остальные поворчат и начнут работать по-новому.


Электронное образование – это всего лишь инструмент. Если им правильно воспользоваться, ничего плохого не случится. Новые порции аргументов за и против электронных учебников появятся после их апробации в российских школах этой весной. 


По словам замдиректора школы N 1995, в которой уже стартовал эксперимент по внедрению планшетов, Елены Ереминой, получилась совершенно новая и комплексная система обучения, а не просто электронный учебник. 
 – Учебник, методичка и практикум с заданиями теперь собраны в одном электронном устройстве – планшете. Школьник может досконально погрузиться в тему, не прилагая для этого особых усилий. Подробнее узнать, скажем, о значимом историческом событии с помощью интерактивных карт, схем, таблиц и 3D-анимации, а также послушать аудиофайлы или посмотреть видеоролики. Это другой подход к обучению, нежели тот, к которому мы привыкли, – говорит Еремина. – Но он не отменяет работу в бумажных тетрадях и не означает, что ребенок сидит все 45 минут и смотрит в планшет. Такие гаджеты помогают учителю заинтересовать детей и даже заставить учиться.
Работа же учителя становится эффективнее: он может одновременно обучать большие аудитории. «В электронной системе огромное количество гиперссылок, с помощью которых можно получить массу дополнительного материала, – объясняет учитель истории Евгений Кимерис. – В обычных учебниках такой информации нет либо она представлена скучно и невыразительно, а благодаря планшету и доске, дополняющими друг друга, между учителем и учеником возникает очень живое общение». 


Эксперимент с электронными учебниками продлится в школах до конца текущего учебного года.


Мы поинтересовались мнением якутян на тему замены учебников планшетами. 

Учитель математики Христофорова К. С.:
 – Отношусь негативно и как родитель, и как учитель. Дети и так всё время проводят за электронными приспособлениями. Мало того что это дополнительное облучение, так ещё и негативно сказывается на зрении.
Дети мало работают с книгами. В бумажном формате найти что-либо, выделить основное в тексте затрудняются. Единственный плюс в том, что можно найти быстро через поисковые системы по любым данным.
Мало читают, с неохотой... раньше мы зачитывали книги, некоторые и не один раз. А сейчас дети знают о персонажах произведений больше из различных «готовых домашних заданий» и статей людей, порой несведущих в этом ничего...

Марина Варламова, учитель начальных классов:
 – Электронный учебник, безусловно, для наших современных детей будет очень интересен, появится возможность выполнения множества заданий, индивидуального подхода к каждому ребенку. Но наряду с этими плюсами, по моему мнению, потеряется вся прелесть живого общения с детьми, так как я являюсь учителем именно начальных классов, а это маленькие дети, которые только учатся общаться, договариваться, уступать друг другу, то есть учатся жить и учиться в социуме. Имея же под рукой электронные учебники, дети будут полностью поглощены компьютером, которого итак в их жизни достаточно; плюс к этому увеличится нагрузка на зрение. Мне кажется, что полностью отказываться от обычных учебников не стоит; их можно использовать как дополнение к бумажным – проводить на них некоторые уроки, которые носят поисковый характер. Также в условиях нашего сурового климата, очень удобно было бы использовать такие учебники в период самого холодного времени – можно проводить дистанционное обучение, чтобы дети, сидя дома, не пропускали учебной программы. Обсуждая с нашими учителями, заметили, что есть такие люди, например, которые с трудом воспринимают электронный вариант, для них проще распечатать и прочитать с листка, чем читать на экране. К этим людям я тоже в какой-то степени отношусь. Не исключено, что таких людей много, и может возникнуть сложность восприятия материала.

Вера, мама пятиклассника:
 – Честно говоря, традиционное образование давно изжило себя. Детям, привыкшим к динамичным мультфильмам, играм, на статичных уроках очень скучно и сонно. Да и по правде сказать, гениальный учитель, интересно подающий учебный материал, – один на сотню. Кому-то повезло, кому-то – нет. Уже придумано и снято сотни образовательно-игровых передач для детей, где действительно ребенка и заинтересуют, и расскажут больше, чем в школе, и сделают так, что ребенок захочет продолжения. И каждый раз я думаю, что подобная форма обучения уже вполне может заменить традиционную школу. Жаль только, что не каждый ребенок имеет возможность посмотреть все эти полезные передачи.
Если электронные учебники будут всего лишь в формате электронных книг, то грош им цена. Если же они будут многофункциональными, универсальными, без скучных лекций, а также в программу будут включены эти передачи, то я только за, и как можно скорее! Мой ребенок интерес к школе уже потерял. 

Валерия, мама первоклассницы:
 – В рюкзаке моего ребенка 4-5 учебников, плюс тетради, прописи, сменная обувь, форма физкультурная... я сама такую тяжесть не ношу! А тут один планшет и все! Главное, как они будут продумывать программы. Чтобы не было такого: дети включите то-то и то-то, и тут начнется, Марьванна, у меня не включается, у меня батарейка села, а у меня вирусы, и у меня тоже... И эти планшеты должны быть без игр! И сверхпрочными – все-таки дети. И одинаковыми, чтобы не мерялись, у кого айпад, у кого – дешевка. 

Андрей, папа шестиклассницы:
 – Нормально. Ребенок и так много времени проводит за гаджетом. А тут еще и польза будет. Иногда так получалось, особенно в начале года, что нам не доставались учебники. Поэтому я их скачивал ребенку на планшет. Поэтому опыт использования учебников на гаджетах есть. Это удобно. А если это перейдет на поток, то это только плюс. Учителей, которые не смогут перестроиться, жаль. Но это реалии жизни и требование времени.

Татьяна, мама шестиклассника:
 – С одной стороны, это развитие в области образовательных технологий. Но у любого нововведения, две стороны: не каждый родитель сможет позволить покупку планшета. Во время занятий школьники могут играть в игры, а проследить за каждым учителю порой не под силу. Лично меня беспокоит нагрузка на глаза – зрение у детей снижается ежегодно. С введением таких учебников процент глазных болезней возрастет.

Количество показов: 4079
Выпуск:  № 141 (2366) от 12 декабря 2014 г.
Комментарии