От ПТУ-шника к специалисту высокого класса

22.05.2015 
Количество показов: 2524
Министр профобразования республики Дмитрий Глушко рассказал о том, что из себя представляет в настоящее время профобразование и к чему мы в итоге должны прийти.
«Сегодня большая часть учащихся профтеха оторвана от реального производства»
- Главная проблема – низкое качество специалиста, которого выпускает система профобразования. Это происходит в силу многих обстоятельств, в том числе молниеносное во временных рамках внедрение новых технологий. Например, в обслуживании автомобилей появилась компьютерная диагностика, и вообще автомашины стали значительно отличаться от тех, на которых мы ездили 20 и даже 10 лет назад.  

- Электрики теперь не просто «мотают изолентой провода», а должны уметь оснащать  наши дома по технологии «Умный дом». Меняются и сами специальности, даже их названия. Они требуют новых технологий в обучении, современного оборудования, и, соответственно, преподаватель и мастер производственного обучения должны быть также «вооружены» новыми знаниями и технологиями.

- Сегодня большая часть учащихся профтеха оторвана от реального производства. Горько видеть, что училища и техникумы (особенно в сельской местности) больше похожи на вечернюю школу.  

- В апреле в Якутске мы провели полуфинал чемпионата РФ по  стандарту World Skills Russia, и, к сожалению, он показал неготовность наших молодых специалистов, даже лучших из всех студентов выполнять задания, предназначенные  для среднестатистического выпускника учреждения профтеха. 

- В качестве примера несколько слов о компетенции молодого сварщика. По стандарту WS сварщик должен изготовить пространственную конструкцию из 9 модулей (3,5 рабочих дня). Эта конструкция должна выдержать проверку давлением более 60 атмосфер. Зарубежные  коллеги способны сварить каждый модуль за один час, а нашим требуется 3,5 часа! Тайваньские, китайские, корейские сварщики такую пространственную конструкцию варят тысячами, а в России на сегодняшний день только двое молодых сварщиков справились с этой задачей. 

«В мире требования к квалификации, к умениям специалиста формирует бизнес, а не государство».
- Стандарты WS по каждой профессиональной компетенции сформированы профессиональным сообществом. Потому что в мире требования к квалификации, к умениям специалиста формирует бизнес, а не государство. 
Нам честно необходимо признать, что пора срочно перестраивать процесс профессионального обучения, модернизировать учебную базу, создавать комфортные условия для жизни и учебы молодого человека. Нужно вспомнить лучшие традиции профобучения советского времени - это обучение в тесном контакте с заказчиком, с предприятиями.

- Раньше на рынке труда было много специалистов, которые получили еще советское образование.  Но наступил момент, когда в силу их возраста и внедрения новых технологий и оборудования качественных специалистов стало не хватать. Современные технологии требуют меньше людей и больше умения, универсальности. Тот же «Газпром-Ноябрьск» изначально заявлял, что им потребуется 1200-1300 человек, а сейчас с учетом новых безлюдных технологий им нужно всего 500 специалистов. Современное оборудование и новые технологии производства уменьшают манипуляции человека, автоматизации все больше. Работодатель требует качества и предъявляет определенные требования. Мы хотим получать рабочие места на современных, высокотехнологичных предприятиях, но практически не способны отвечать требованиям качества специалистов.

- Мы (государство – прим.) всегда занимались школами, садами. Сейчас четко видно, что вновь разрабатываемая федеральная программа «Развитие образования» начинается с профессионального образования и создания необходимых условий для подготовки специалистов высокого уровня. Мировой рынок труда и от нас требует международного качества подготовки специалистов.

- К сожалению, на сегодня система профобразования имеет у общества восприятие как некоего отстойника, где для того чтобы быть «пристроенным после школы», не нужно сдавать ЕГЭ, не нужно ходить на учебу и затем получить какую-нибудь корочку и, если получится, куда-нибудь приткнуться. Мы настроены поменять это восприятие не словом, а делом. Но этот процесс болезненный, так как, прежде всего, предстоит измениться преподавателям и главное руководителям учреждений профобразования. Я сам окончил в свое время педагогическое училище и изнутри знаю и чувствую необходимые перемены.
«Мы серьезно настроены поменять восприятие ПТУ как «отстойника» не словом, а делом».
- Одна из проблем системы подготовки кадров характеризуется устаревшим оборудованием, плохой инфраструктурой самих заведений, в первую очередь, общежитий. Если они есть, то деревянные, аварийные или предаварийные, без воды и с удобствами на улице. Молодого человека, когда он идет получать профессию, главным образом привлекает будущая хорошая зарплата. А когда он идет на пути к этому, он будет оглядываться, в том числе на бытовые условия, в которых ему приходится учиться. Одной из главных наших задач является создание жилищно-бытовых условий и развитие учебных корпусов. 

«Одной из главных наших задач является создание жилищно-бытовых условий и развитие учебных корпусов»
- Мы нацелились на развитие фонда общежитий. В Якутске не хватает более 900 мест! Мы в Якутске объединяем два учебных заведения  – 7 лицей присоединяем к Якутскому технологическому техникуму сервиса.  Освобождающееся здание лицея, расположенное как раз в бывшем общежитии, мы нынешнем летом реконструируем, получим примерно 200 мест для проживания учащихся. Второе общежитие - в городе Нерюнгри, там есть Южно-якутский техникум. Один подъезд его общежития находился на балансе районной администрации и в итоге был разрушен. Мы вернули его на баланс министерства, выделили 20 миллионов, начинаем ремонтные работы. Это даст еще сто мест. Фонд общежитий - это важнейшее условия для обучения. Третье общежитие мы подготовим совместно с компанией «Алроса». Сейчас идет процесс передачи ряда объектов от компании нашему министерству в Айхале и Удачном. Там введен учебный корпус и общежитие.  

- Конечно, за последние несколько лет были построены несколько новых учреждений - новые корпуса, шикарные техникумы с прекрасным материально-техническим оснащением. Заходишь туда и уже имеешь представление о той профессии, которую будешь изучать, о собственных перспективах дальнейшего развития, трудоустройства. Одно из таких – Бестяхский транспортный техникум, есть и другие, которые не менее ярко выглядят на его фоне. В ряде техникумов серьезно модернизирована материальная база. Например, в двух учебных заведениях повара и кондитеры работают на современном оборудовании, которого даже еще нет в наших предприятиях пищевой отрасли.

- На базе Ожулунского техникума расположена агропрофильная школа. Есть предложение сделать на ее базе аграрный образовательный центр с несколькими уровнями образования. Такая форма организации учреждений подтвердила свою целесообразность и эффективность в ряде субъектов страны. Можно начинать готовить с 9 класса и получить среднее профессиональное образование. Зачем куда-то ехать поступать? Там сегодня создана фантастическая учебная база, директор взял в аренду 52 га земли, географически удобное расположение. Его надо развивать. Я думаю, мы сможем осуществить такой проект.

Примеров бесхозяйственности – тьма!
- Когда мы начали работать над планом совершенствования сети учебных заведений (и надо сказать, что мы одни из последних в стране занялись этой работой), чтобы соответствовать федеральному закону, столкнулись с тем, что мы – плохие хозяева. Например, Олекминский техникум из 12 объектов на зиму отключил от отопления 6, но не были соблюдены соответствующие процедуры, и за отопление, которого не было, пришлось заплатить. В Удачном мы (профтехобразование – прим.) арендуем у компании «Алроса» цех, где у нас две мастерские. Но там холодно, и мы туда не ходим. Однако продолжаем платить по договору аренды и за отопление. В ряде учреждений до сих пор не установлены приборы учета тепла, воды и электроэнергии. А зачем шевелиться, экономить, вкладываться? Когда тебе дают бюджет на год 20-30 миллионов и трать – не хочу. Нужно признать, что в отрасли низкое качество контроля. Многие учебные заведения вызывают жалость. Обидно!

- В тоже время приходишь в Маарское училище, 50 км от Нюрбы, там гордость берет, начиная от ограждения, самый красивый забор, благоустроенное общежитие, душ, теплые туалеты, построены производственные мастерские, и все это организовано силами руководства и студентов. Построили гараж, производят тротуарную плитку в рамках учебного процесса, и этой плиткой мостят свою территорию. Вот как нужно вести хозяйство!

- Примеров бесхозяйственности - тьма. В Соттинцах 30 с лишним единиц транспорта на балансе, а по факту - всего 3. На каждую единицу – транспортный налог, налог на имущество, еще в бюджете на него рассчитывается топливо, зарплата водителей. Должно быть 10 прицепов на балансе, а их нет. Где они? Покажет проверка. Бывают на участках непонятные строения. Или вдруг какой-то объект, то ли брошенный, то ли частный, а мы его содержим, ремонтируем. Есть объекты, которые снести уже надо, но за них платят налоги на имущество, числится персонал - сторож, уборщица.

- Анализ фактического наличия имущества и его состояния выявил массу нового оборудования даже не распакованного, не смонтированного!

- Все больше убеждаюсь, что в общей массе женщина - лучший хозяйственник. Технологический колледж сервиса, им руководит Кокош Ольга Александровна. Три машины перевела на газ, значительно сократила расходы, в том числе на перерасходе топлива, а такое сплошь и рядом, выгадала миллион и купила новую машину. А в другом якутском техникуме один директор поставил газовое оборудование, другой пришел, снял, якобы, ради экономии. 

- Я вижу, что некоторые руководители заинтересованы только в повышении собственной зарплаты, хотя они и так имеют 150-200 в месяц с доплатами, но не особо заботятся о том, чтобы преподаватель получал выше 30. В одном учебном заведении  повел рассмотрение итогов хозяйственной деятельности. У директора зарплата 150, у заместителя – 110, у главбуха – 130.  Кладовщик, родная сестра зама по АХЧ, получает 70! А у преподавателя  - 34.

- Один главбух в Черском свою маму пристроил учиться как сироту и за два года выплатил ей 750 тысяч рублей!

- Руководитель учреждения должен повышать эффективность управления, снижать затраты. При этом мы должны повысить и качество обучения, и зарплату преподавателей, и мастеров производственного обучения. С января этого года мы в целом по сети учреждений сократили примерно 150 единиц АУПа.  

«Земля, которая есть в сельскохозяйственном техникуме, - только в цветочных горшках»
- Когда директор не может объяснить перерасход 6 тонн топлива или оплату труда капитана и боцмана и содержание судна, которое не используется в учебных целях. Это у нас под носом, в Якутске! При этом земля, которая есть в сельскохозяйственном техникуме, - только в цветочных горшках. В тоже время в Якутске, у индустриально-педагогического колледжа,  который готовит автомехаников, автослесарей, сварщиков, 30 коров в подсобном хозяйстве.  У промышленного техникума, который готовит огранщиков и ювелиров, несколько гектаров обрабатываемой земли в селе Партизан Намского улуса. Эта материальная база  дает создание условий для прохождения практики, обеспечения студентов свежей, качественной продукцией, снижения стоимости и расходов на обеспечение питания. 

- Если честно называть все это своими именами, то это бесхозяйственность. Нецелевое расходование. На самом деле такое руководство училищами и техникумами полностью уничижает авторитет этих заведений. Это сегодняшняя реальность, которую все видят. Некоторые заведения дошли до того, что вызывают жалость. А должны, как в Мааре, вызывать чувство гордости!
- Конечно, мы принимаем меры по всем фактам нарушений. Сейчас создано Государственное казенное учреждение «Центр финансового сопровождения системы профобразования» (отмечу, без увеличения штатной численности работников в рамках сети), и в нем сейчас специально создается ревизионный отдел. Для того чтобы не только заниматься ревизией, но и исправлением системных ошибок в управлении.  Также мы начали  рассматривать итоги проверок финансово-хозяйственной деятельности с участием коллектива, для того чтобы они тоже могли задать вопросы. В конце июня мы запланировали комплексную оценку руководителей и заместителей руководителей подведомственных учреждений по тому же принципу, как была проведена Главой республики комплексная оценка заместителей министров. Она позволит как раз проверить и оценить готовность работать в условиях форсированного совершенствования системы профобразования.
«Кадровые перестановки будут продолжаться. Чтоб люди не засиживались, чтоб государственное не становилось личным».
Кадровые перестановки есть и будут продолжаться, по вертикали, по горизонтали. Чтоб люди не засиживались, чтоб государственное не становилось личным. У руководителей должна быть динамика в целом. А пока очень часто можно увидеть застой. В стране такая работа началась еще в 2005 году, и мы практически последние, кто к ней приступил. Мы просто вынуждены кардинально менять эту ситуацию на местах. 

 «Мертвые души» с дипломами
- Бывает, придешь в заведение, а где студенты? Посписочно численность есть, а выходит – мертвые души. В ряде учреждений реальная посещаемость занятий – меньше половины. И кто-то же получает эти дипломы?! Усть-Нерское училище – бардак! 19 миллионов в год мы тратим на его содержание, а «специалистов» оттуда брать никто не хочет. С октября 2014 года оно стало филиалом Горно-геологического техникума, и с трудом, но наводим порядок. 

- Зарплата зависит от нагрузки преподавателя, но на подушевое финансирование мы пока не перешли. Все нормативные акты, требующие повышения качества профобразования, приняты - нужно работать. Так, в ряде федеральных и республиканских нормативных актов есть критерии, которые предъявляются к учебным заведениям с точки зрения и материально-технической базы, и целесообразности. Так, в учебном заведении профтехобразования должно быть не менее 200 учащихся. Второй показатель – 14,4 студента на одного преподавателя. У нас 27 учреждений из 45 не соответствуют этим критериям. Есть даже такие, где 4,6 - 5,9 студентов на одного преподавателя.  Чем больше студентов на преподавателя, тем выше его зарплата.
Есть одно учреждение, где на 4 преподавателя аппарат управления составляет 5 человек. Зачем отдельно держать такое заведение? По сути это отдел! Период кризиса - это время, когда нужно мобилизоваться, используя внутренние ресурсы. Нужно учиться быть эффективным хозяином! Ведь мы учим молодого человека зарабатывать деньги, а значит, сами должны уметь это делать в наших техникумах.

В Мирнинском региональном техническом колледже на стене публично вывешен лист учета посещаемости всех групп. Преподаватели соревнуются за высокую посещаемость, и за это администрация совершенно справедливо премирует (в месяц преподаватель за стопроцентную посещаемость получает свыше 30 тысяч рублей плюсом!). В 70 км, в Светлом, ни в одной группе больше 15 не найдешь, а там по спискам по 25. Преподаватели должны быть заинтересованы в 100% посещаемости. Так что со следующего года мы переходим на подушевое финансирование.

Лицо отрасли
- Для меня любой техникум - это мини-фабрика, мини-завод, мини-производство. Главное, чему должны научить человека, - это зарабатывать деньги, он должен получить ремесло. Но этому должен научить только тот, кто тоже умеет зарабатывать, вкладывать в развитие. У той же Кокош  О. А. пусть не такое яркое, как в Бестяхе, старенькое здание, но там реальное производство! Они выигрывают аукционы и поставляют хлебобулочные изделия в медучреждения города. Студенты три дня учатся, три дня - на производстве.

- Учреждение профобразования – это лицо отрасли. Именно поэтому профессиональное сообщество должно заботить, как и чему, на чем учат работать их будущих коллег. Вся производственная среда и производственная культура должна отражаться в техникуме. Учебное заведение, в свою очередь, сегодня не должно работать по старинке. Должно искать свою нишу на рынке труда, в сфере производств и готовить специалистов, востребованных именно в этой нише. 

- Денег-то хватает. Есть достаточно серьезные средства в рамках программ по развитию профтехобразования. В первую очередь, конечно, нужно вкладывать в материально-техническую базу, современное оборудование, производственные мощности. Научиться бережно относиться и эффективно управлять этим имуществом, оно достаточное. Привлекать бизнес, который научит работать молодежь. Учебную программу должен создавать сам работодатель. Главная задача – подготовка по заказу работодателя в соответствии с его ожиданиями в части профессиональных компетенций. 

Развитие уже началось
- Всю экономию по программам по итогам прошлого года, а это 45 миллионов рублей, мы направили на приобретение современного учебного и производственного оборудования для 9 учебных заведений, в среднем по 5 миллионов рублей на каждое. Это позволяет не только учить, но и зарабатывать. Однако для привлечения хорошего оборудования не всегда обязательно вкладывать бюджетные средства. В Нижнем Бестяхе, кроме автотренажеров, есть «КамАЗ», самосвал, буровая, бетономешалка, можно заходить на подрядные работы: и практика, и заработок. 

- В ряде учебных заведений мы создаем центр профессиональных компетенций по стандартам World Skills. Эти центры оснащены современным оборудованием, преподаватели прошли повышение квалификации. Есть задача создавать эти площадки, чтоб предприятия шли на переподготовку специалистов. Если частный бизнес идет повышать квалификацию, значит, мы на правильном пути. В коммерческом строительном техникуме ГУП ЖКХ повышает квалификацию своих работников. Для транспортных техникумов с обществом «КамАЗ» подписали  соглашение, сделаем класс на базе «КамАЗа». Сейчас такую работу поводим с другими марками, «Катерпиллар» – карьерная техника, «Форд» и прочими. Они же, эти крупные компании-производители, заинтересованы в сбыте, и им нужны специалисты.

- Мы идем к тому, чтобы выпускник профтехучилища по выходу был готов открывать свое дело, бизнес, зарабатывать деньги или стать хорошим, качественным специалистом, и получать зарплату выше, чем у специалиста с высшим образованием. В транспортном техникуме, к примеру, водитель фекалки имеет дорогой, престижный автомобиль «Тойота-Тундра». Чем не показатель?

Оптимизация – это мобилизация ресурсов
- На днях у нас прошел общественный совет. Много шумят, пугаются слов «оптимизация» и понимают под этим совершенно другое. Ликвидацию, сокращение, начинают разжигать ажиотаж.  Хотя на самом деле у нас есть задача сохранить учебные заведения, пускай в виде филиалов, там, где они исторически сложились, для того чтобы обеспечить территориальную доступность для населения профобразования. Тем более что значительно возросло количество взрослого населения до 60 лет, которое получает образование в наших учреждениях.

- У нас есть выбор: мы можем продолжать друг друга награждать орденами-медалями-званиями, гордиться своим величием и при этом же клянчить деньги, прикидываясь нищими, либо признать необходимость серьезных изменений. И, прежде всего, нужно стать наконец-то рачительными хозяевами. В общем, мы уже засучили рукава и приступили к работе! 
Профессиональное образование республики в ближайшее время ждут большие изменения. Мы должны воспитать достойных специалистов, а для подрастающего поколения образование в техникуме должно стать престижным  и желанным.


Количество показов: 2524
Выпуск:  №55 (2429) от 22 мая 2015 г.
Комментарии