«Учитель должен быть другом для ученика»

02.10.2015 
Количество показов: 1234
Учительский труд – одно из самых важных и благородных занятий на земле. От личности педагога, его профессиональных навыков во многом зависит судьба и жизнь учеников. О том, какими должны быть образование и современная школа, рассказал победитель республиканского конкурса «Учитель года-2015» Иннокентий Малгаров.
Иннокентий Малгаров, учитель физики и информатики Кыллахской средней общеобразовательной школы Олекминского района, победитель республиканского конкурса «Учитель года-2015»


Школа должна воспитать человека
– Почему вы захотели принять участие в конкурсе?
– В 2013 году был юбилей школы, где я работаю, и на ее 150-летие ректор СВФУ Евгения Михайлова подарила 50 тысяч рублей. На эти деньги мы закупили комплекты для робототехники и открыли кружок. Работа кружка оказалась эффективной, и это подстегнуло детей заниматься физикой и информатикой. А для меня это послужило неким толчком к тому, чтобы принять участие в конкурсе учителей. В следующем году поеду на российский конкурс.

– В мире образования и в отношениях «школа - семья» существует вечная проблема: родители считают, что школа полностью должна заниматься ребенком. Учителя уверены: в школе они дают только базовые знания, а развивать их дальше должны родители. А как вы считаете?
– Это называется потребительское отношение к школе. Сейчас говорят, что родители – это заказчики, школа – исполнитель, а учителя – как прислуга. В действительности так не должно быть, так как образование – вещь взаимосогласованная. По новому закону об образовании родители, учителя и школьники – участники образовательного процесса. Если по старому закону родитель ни за что не отвечал, то теперь у родителей есть определенные обязанности. Процесс образования должен происходить в симбиозе учителя, ученика и родителя.

– Какие задачи стоят сейчас перед школой?
– Мы работаем сегодня по новым стандартам. Раньше была ориентация на знания: мы должны были обучить детей каким-то определенным знаниям, навыкам. Сейчас - практико-ориентированное обучение.

Школа должна воспитать человека, который самостоятельно может добывать знания и учиться непрерывно в течение всей жизни.
Раньше готовили человека-работника, трудягу. Он получал образование и впоследствии должен был стать каким-то винтиком в системе. А сейчас получается так, что мы воспитываем человека, который может сделать что-то новое, открыть свое дело и самостоятельно принимать решения. Не быть винтиком, а создавать новый мир вокруг себя.

В ногу со временем
- Как относитесь к общению с учениками или родителями с помощью WhatsApp? Это помогает учебному процессу или, наоборот, создает дополнительные трудности?
- Современные технологии меняют нашу жизнь. От них отказываться нельзя, особенно школе. Если говорить конкретно о WhatsApp, то есть определенные плюсы и минусы. Плюсы заключаются в том, что можно оперативно оповестить родителей об актированном дне или каких-то срочных делах. Конечно, бывают различные конфликты, ведь в текстовой форме легко друг друга обидеть. Но это говорит об уровне культуры. Одной из наших задач является повышение культуры родителей. Это очень сложно, потому что они уже состоявшиеся люди, и у них есть свое мнение.
Чтобы поддерживать порядок, я советую учителям и родителям принимать определенные правила общения в группе. Не оскорблять друг друга, решать проблемы конструктивно, не общаться на посторонние темы, не закидывать рекламу, личные проблемы решать только при встрече.
Одной из наших задач является повышение культуры родителей.
WhatsApp помогает в профессиональном общении. Я создал группу в августе 2014 года «Учителя-физики», являюсь ее администратором. Вчера к нам добавился сотый участник. В нашу группу входят учителя-физики из разных районов и школ. То есть можно доносить какую-то информацию, положения об олимпиадах, конкурсах, делиться свежими идеями, мыслями, своим опытом, спросить совета у коллег.
– А как вы относитесь к различным электронным нововведениям, к примеру, электронному журналу? Согласны ли вы, что современные технологии необходимо внедрять в школы?
– Я считаю, электронный журнал необходим. Он очень удобен. Но есть одно «но»: если мы вводим электронный журнал, то должны отказаться от бумажного. В действительности получается, что у учителя и так работы много, а ему приходится заполнять и электронный журнал, и бумажный – двойная нагрузка. Для того чтобы электронный журнал функционировал, как надо, нужны хороший интернет, компьютеры и качественная система электронных журналов. В республике работает единая система «Сетевой город», в которой случаются иногда технические неполадки. Или, например, нужно в субботу заполнить журнал, а сайт не работает. Хотелось бы, чтобы система работала стабильно, была удобной. От имени учителей всей республики есть пожелание, чтобы интерфейс был удобный. Нам кажется, что он устарел, его надо усовершенствовать. Хорошо бы создать приложение через телефон, чтобы легко можно было ввести какие-то поправки, что-то посмотреть.
Для того чтобы электронный журнал функционировал, как надо, нужны хороший интернет, компьютеры и качественная система электронных журналов.

Электронный журнал – это хорошо, но некоторые учителя, живущие в деревне, не имеют домашнего интернета. А как родителям следить за оценками в журнале? Это проблематично. Но, думаю, это дело времени – через год-два охват интернетом станет достаточным для этого.

Жить и работать с чувством успеха
– У образования женское лицо. Так ли это сейчас? Заметили ли вы, что становится все больше учителей мужчин? И так ли важно, чтобы учителем была женщина?
– В конкурсе «Учитель года-2015» из 25 участников было восемь мужчин. Вообще, в школу постепенно стали приходить мужчины. О каком-то ярком явлении говорить, конечно, не стоит, но постепенно приходят. Происходит это в связи с тем, что учительская профессия становится более привлекательной. 
Я, например, говорю, что профессия очень интересная: ты всегда находишься в общении, в курсе всех событий, работаешь с разными детьми, открываешь каждый день для себя что-то новое, удивляешься чему-то новому и чему-то учишься. Еще одним достоинством профессии является самый долгий отпуск – все лето.
– В педагогической деятельности учителя выделяют три типа профессионального кризиса. Сталкивались ли вы с каким-либо?
– Кризисы возникают. Иногда задаешь себе вопрос: почему я выбрал этот путь? Мог бы чем-то другим заниматься… Такие минуты бывают у любого человека. Как с этим справляться? Стараться находить интересное везде и всюду. Мы все в глубине души дети, а учителя - особенно. Нам нужно стараться закреплять как-то положительные эмоции. В ходе конкурса я понял, что надо создавать ситуацию успеха, чтобы у ребят, учителей всегда было ощущение маленького, но успеха, подвига.
Нужно стараться, чтобы ученики шли в учительскую профессию, особенно толковые и способные ребята. Сама по себе работа отсеивает учителей - в профессии остаются те, для кого учительство – это призвание. Печально, когда осознание приходит поздно – учитель может выпустить несколько поколений, прежде чем поймет, что это не его призвание.
Сама по себе работа отсеивает учителей - в профессии остаются те, для кого учительство – это призвание.

Дети не трудные, они – особенные
– Как лучше построить отношения с ребенком?
– Нужно быть авторитетом в глазах ребенка, чтобы к мнению учителя прислушались, не игнорировали. В свою очередь учитель должен сокращать дистанцию между собой и учеником. Она должна быть небольшой, но без панибратства. Надо общаться с учеником как с личностью, ни в коем случае не принижать его. Становиться ученику другом, советником, у которого всегда можно что-то спросить, посоветоваться, который поможет раскрыться. Если разговариваешь с учеником, глядя ему в глаза, он раскрывается совсем с другой стороны. Говорят, «трудные подростки». Тут надо задать вопрос: «Трудные для кого?» Получается, для нас. Значит, мы неправильно работаем, поэтому они трудные. Трудный подросток - это тот, который открыто демонстрирует протест, старается этим привлечь свое внимание. Он не хочет быть, как все, а значит, он особенный. Раз особенный, значит, одаренный. Минусы надо переводить в плюсы.
Учитель должен сокращать дистанцию между собой и учеником. Она должна быть небольшой, но без панибратства.

– Какой вы хотели бы видеть школу завтрашнего дня?
– Школа завтрашнего дня должна стать открытой средой, где каждый ребенок мог бы проявить свои способности. А учителя - могли бы создать условия для раскрытия этих способностей. Задача школы заключается в том, чтобы научить детей жить в современном мире.

Ксения КОРШУН
Наш университет-онлайн
Количество показов: 1234
Источник:  Наш университет
Выпуск:  №112 (2486) от 2 октября 2015 г.
Комментарии