Человек, не читающий книги, - душа, у которой нет работы

02.10.2015 
Количество показов: 1322
Конечно, буквы знают все. И необходимую для учебы и работы литературу,  различные инструкции, программу телепередач или газеты читают все. А помнит ли подрастающее поколение о классике? Недавно на площади Орджоникидзе  молодые библиотекари ЦГБ им. В. Г. Белинского провели эксперимент – провели опрос горожан на тему сюжетов бессмертных произведений. Многие, надо сказать, попадали впросак даже на самых легких вопросах. Заместитель директора библиотеки им В. Г. Белинского Галина Иванова уверена: без классической литературы человечество на пути к потере нравственности. Об этом и не только наш разговор.
КЛАССИКА – СПОСОБ ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ
– К сожалению, классической литературой сегодня молодежь не зачитывается… 
– Это так, об этом говорят результаты нашего эксперимента. Опрос продемонстрировал  вопиющую неграмотность и невежество современной молодежи и дал определенную пищу для размышлений. Если человек окончил школу и поступает в вуз, он должен обладать определенными знаниями во всех областях, потому что от его кругозора будет зависеть не только качество работы, но и люди, находящиеся у него в подчинении. Я вспоминаю браваду одного нашего чиновника, который говорил: «Я ничего не читал, но стал успешным человеком. Я – политик».

– Вот, вот... Многие так и думают. Дескать, зачем классическая литература современному человеку? 
– Я могу ответить словами Достоевского: «Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной,  ибо хочу быть человеком». Для того чтобы оставаться людьми, быть нравственными, уметь сострадать, необходимо читать классическую литературу. Ведь все постулаты Библии заложены в классике и разворачиваются через художественные образы. Сегодня многие из тех, от кого что-то зависит (в том числе  и чиновники), говорят: «Всех не накормишь», «Всем не дашь кров», «Это ваши проблемы». Так если тебя избрал народ или ты поставлен именно для того, чтобы решать проблемы, то проблемы народа – твои проблемы, их никто не решит, кроме тебя.   Поэтому, я считаю, причины такой безнравственности в том, что в свое время эти люди не утруждали свою душу, свое сердце нравственными страданиями, которые заключены во многих классических произведениях. Поэт Николай Заболоцкий писал, что «душа обязана трудиться». А заставить душу трудиться может не история, обществознание или философия. Нравственную работу для души может создать только классическая литература.  Например, «Братьев Карамазовых» я считаю  очень актуальным произведением. А именно выраженную в нем мысль о том, что если Бога нет, значит, все позволено: политику позволено уничтожить народу, предпринимателю для увеличения прибыли – осушить какую-нибудь местность. Или другой пример. Один парень снимал в банкомате деньги. За ним стояла пожилая женщина. Забрав деньги, этот парень развернулся и ударил эту женщину по лицу. Разве можно назвать этого парня человеком? Классическая литература нужна человеку для того, чтобы он оставался человеком. 

«НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ» 
– Нравственность  формируется с детства. Как научить ребенка читать?
 – Конечно, с раннего возраста. Но ни в коем случае нельзя принуждать читать. Ведь когда такой ребенок вырастет, у него будет вызывать отторжение все, что было связано с насилием в его детстве. Каждый ребенок – подражатель своих родителей. Если взрослые хотят, чтобы у его ребенка чтение вошло в привычку, нужно подать ему пример – читать самому. Глядя на то, как мама и папа читают, ребенок сам возьмет книжку.

– Можно ли приучить читать уже взрослого человека? 
– В нашей насыщенной разнообразными событиями жизни нужно сформировать привычку «Ни дня без строчки», как говорил Олеша. Но он говорил это о писателях, а мы будем говорить о читателях. В каком состоянии вы бы ни пришли, под каким впечатлением вы бы ни находились, нужно взять себе за правило прочитать хотя бы несколько страниц в день.  В моем лексиконе есть понятие «постельная книга». Это книга, которая лежит в моей постели рядом с подушкой. Я читаю ее каждый день перед сном. Бывает, человек приходит домой уставший, ужинает и ложится спать. Казалось бы, времени на чтение совсем нет. Поэтому и нужна какая-то книга для чтения перед сном. Ежевечерние несколько строчек войдут в привычку, и человек, хоть и понемногу, начнет регулярно читать.

ПОЭЗИЯ – УДЕЛ ИЗБРАННЫХ
– А в чем, по-вашему, польза поэзии?
– Я считаю, что поэзия – удел избранных. Если художественную прозу все смогут прочитать, пусть и не все поймут,  то поэзия – для людей тонкой душевной организации, литературно одаренных читателей. 
Как понять, что ты способен понимать и чувствовать поэзию? Ты мыслишь поэзией, строками из стихотворных произведений, которые читал, даже не помня, откуда они. 
Поэзия – форма мышления, опоэтизированного существования. Весь окружающий мир ты наделяешь поэзией. К тому же, если ты любишь поэзию, тебе не надо ее заучивать, какие-то фрагменты, которые запали в душу, сами останутся в памяти, потому что это форма твоего мышления. Фрагменты строк приходят сами во время мытья посуды, когда ты идешь по улице,  смотришь в окно… 
Людей, которые не понимают поэзию, нельзя осуждать. Это все равно, что не иметь музыкального слуха. Такие люди не созданы для поэзии. 
На вопрос: «Нужно ли читать стихи для души?» я отвечу: нужно только тем людям, которые предрасположены к поэзии, кто ее понимает, у кого поэзия в душе, кто ею мыслит. 
Детям же полезно читать и учить стихи, потому что это развивает память, воображение, формирует правильную речь.

«КНИГОГЛОТАТЕЛИ» И НАСТОЯЩИИЕ ЦЕНИТЕЛИ 
– Существует ли талант читать?
– Я думаю, да. К примеру, существуют такие люди – «книгоглотатели». Они «проглатывают» множество книг, но потом сказать ничего не могут. Можно ли назвать это талантом чтения? Я думаю, талант чтения – это когда ты из книги что-то извлекаешь для себя, при этом подмечая художественные особенности произведения: язык, композиционное построение, особенности образов. Я, например, люблю хороший, сочный, народный язык Шолохова, Шукшина, Распутина. 
Вообще, талантливых, интересных читателей библиотекари, как правило,  примечают. Иногда мы даем книгу, которую читатель читал два года назад. Потом он приходит и говорит: «Начал читать и чувствую, это что-то знакомое. Только потом вспомнил, что читал эту книгу». С талантливым читателем такого быть не может. Он четко знает, что читал, и четко помнит состояние, владевшее им во время чтения. 

– Какая у вас любимая книга?
– Думаю, что у настоящего ценителя литературы нет какого-то одного любимого автора или любимой книги на всю жизнь. Просто на определенном жизненном отрезке доминирует какой-то один писатель или одно произведение. 
Я могу сказать, какие книги я бы никогда не стала читать – Жюльетту Бенцони и ее нескончаемую сагу наподобие «Санта-Барбары». Мне жалко своей жизни на такое чтиво. Оно мне не принесет никаких знаний о человеческой душе. Я  не читаю фэнтези, но не потому что это плохой жанр (кстати, очень популярный, особенно у молодежи), а потому что это не мое. Вообще, я считаю, что талантливый читатель не всеяден, у него есть свои  вкусовые предпочтения. 

– Что хотите сказать в качестве заключения нашего  размышления о чтении?
– Без книги смог бы жить один человек, два, сто, даже тысяча, но все человечество без книг прожить  не может. В хороших книгах заложен колоссальный заряд  нравственности, а без нравственности мы перестанем быть людьми. Недаром древние говорили, что homo sapiens – homo legens (человек разумный – человек читающий).

Количество показов: 1322
Выпуск:  №112 (2486) от 2 октября 2015 г.
Комментарии