Учитель - понятие круглосуточное

03.10.2015 
Количество показов: 1374
5 октября российские преподаватели отмечают свой профессиональный праздник – Всемирный день учителя.  Говорят, учитель – это  звучит гордо! Звучит, или так на самом деле? Но как минимум раз в год мы вспоминаем об этом. Говорим. Об этом пишут и говорят во всех СМИ. Накануне Дня учителя поздравляем, дарим цветы и подарки, произносим благодарные речи. А потом забываем. Или просто не придаем значения, считая, что все, чем занимается учитель в урочное и внеурочное время, он делать обязан...
Это профессиональный праздник всех учителей, преподавателей и работников сферы образования – день, в который отмечаются роль и заслуги учителей в процессе качественного образования на всех уровнях, а также их неоценимый вклад в развитие общества. Учитель — это не только человек, обучающий наукам, но еще и носитель духовности и нравственного начала. Учителя выполняют особую гражданскую миссию — воспитание молодого поколения. Их знания и опыт, преемственность традиций и новаторство лежат в основе каждой школы. 
Мы всегда очень требовательны к своим учителям. Хотим, чтобы они обладали всей полнотой знания, были тактичны и мудры, приветливы и снисходительны. И, конечно же, желаем, чтобы наш учитель всегда был в хорошем настроении. О том же, что ему нужна наша личная поддержка, зачастую забываем…

Круглосуточная профессия
Забываем о титаническом труде, о том, что учитель отдает себя своим ученикам, погружаясь в них без остатка, забывая о семье и своих проблемах. Невозможно учителю абстрагироваться,  выйдя за порог школы, забыть о работе, и он «несет ее домой». Она с ним везде и днем, и ночью. Тетрадки, планы уроков, бесконечные сообщения в WhatsApp, звонки родителей и учеников по мало-мальским проблемам – почему-то мы не задумываемся о том, что в это время учитель отдыхает, кормит семью ужином, смотрит телевизор или пошел в гости, просто прогуляться, удобно устроился, накрыв ноги пледом, чтобы прочитать интересную книжку… Может, потому что представить себе этого не можем? Может, потому что уверены: он и сейчас готовится к занятиям, корпит над десятками тетрадок и думает о том, как сделать уроки интересней, познавательней, увлекательней. И чаще всего мы правы, потому что учитель – это не профессия. Это состояние души. Круглосуточное. 
Поверьте, я могу об этом говорить с уверенностью. Я сама чуть не стала учителем. У меня мама и сестра – учителя начальных классов. И я знаю, что учителем может быть только фанат своего дела. Случайные люди здесь не задерживаются. 

Каким должен быть учитель
У каждого из нас есть свои критерии. Когда мы учились сами, смотрели на этот момент под своим углом. Отведя своих детей в школу, – совсем под другим. Есть родители лояльные, понимающие, поддерживающие. Есть другая категория мам и пап – требовательные, знающие свои «права» и не признающие права учителей, считающие, что именно школа должна  учить, воспитывать, одухотворять. Что именно учитель должен выполнять функции родителя. Ну, может быть, в других вариациях, но смысл от этого не меняется. И все-таки каким должен быть учитель?  На этот вопрос хорошо ответила моя мама, учитель начальных классов школы №31 Ирина Дмитриевна Бубякина.
- На мой взгляд, это должен быть, во-первых, человек эрудированный и образованный, знающий свой предмет. Во-вторых, учитель должен стать другом не потому что опускается до уровня детей или же называет их взрослыми и требует от них взрослых поступков, а потому что знает, как это сделать, опираясь на опыт современной психологии – науки, без которой сегодня учитель невозможен. В-третьих, учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешному усвоению и применению знаний в практической деятельности. В-четвертых, учитель – это всегда ученик: не учитель экзаменует учеников, а ученики - учителя, причем каждый день, каждую минуту, и соответствовать этому званию далеко не просто, соответствовать необходимо всю жизнь. В-пятых, каждый учитель должен заботиться о повышении престижа своей профессии, должен осознавать и понимать, для чего пришел в учительство. И, наконец, и это самое главное, каждый учитель должен быть ЧЕЛОВЕКОМ.

Почему детям скучно?
Давайте смотреть правде в глаза: многим детям в школе скучно. Мы, родители, обвиняем в этом учителя: преподает, мол, неинтересно, не может увлечь, отсиживает положенные часы, мой ребенок такой умница, а вот с учителем не повезло…Согласитесь, мы склонны обвинять кого угодно, только не себя и не своего скучающего ребенка. Почему? На этот вопрос ответ ищут и сами педагоги.

Анна Николаевна, учитель начальных классов:
- В наше время появляются новые методы работы. Теперь каждая школа оснащена компьютерами, мультимедийными проекторами. Все движется и меняется. Если раньше учителям самим приходилось рисовать наглядности к урокам, приклеивать звездочки на тетради учеников, сидеть в библиотеках и отыскивать интереснейшие факты, то теперь есть Интернет, который облегчает жизнь, принтер, благодаря которому не нужно рисовать самому, а можно просто скачать и распечатать. Теперь есть возможность создавать различные презентации, видеопроекты.  Но тогда почему  детям на уроках становится скучно, почему их не радуют яркие наглядности и уроки в форме путешествия или сказки, проекты, над которыми так долго работает преподаватель? Кто виноват, что делать? Учитель? А может компьютер, который лишает возможности думать самим, читать, считать? А зачем? Все есть в сети, только кликни по нужному слову. Теперь незачем ходить в библиотеки, в театры, в кино. Все можно посмотреть благодаря компьютеру. Даже домашние задания – пожалуйста, готовые. В наше время максимум на последних страницах учебника по математике были ответы. Решали, сверяли, порой подгоняли, но думали! Так оказывается виновата техника, оборудование? Может, поэтому детям неинтересно? 

Ирина Прокопьевна, учитель химии:
- В  наше время мало для кого учитель является авторитетом, помощником и второй мамой. А ведь в таких условиях  работать сложно. Конечно, есть учителя, которые не от бога… Но большинство-то ведь пытается сердце свое отдать детям, вложить в учеников душу, разум, а они часто отвечают безразличием и равнодушием. Учитель постоянно, придумывая разные методы и средства обучения, пытается завоевать интерес детей. Да, именно завоевать! А раньше этого делать не приходилось. Дети были добрее, интересы у них были другие. Помню, в детстве многие девочки, и я в их числе, очень любили играть в школу, обучать друг друга, ставить оценки. Обожали своего педагога, уважали, копировали каждое его действие, жесты, замолкали при любом замечании, побаивались. А что же мы видим на уроках в настоящее время? Часто от детской наивности, застенчивости, дружелюбия не осталось и следа. Некоторые ученики набираются наглости не посещать уроки, грубить, игнорируют замечания учителя, срывают занятия. Теперь учащихся не запугаешь ни плохими оценками, ни родителями. Они хорошо знают свои права.  Большинство проблем идет из семьи. Когда  родители  не интересуются жизнью детей, занимаясь лишь своими делами. Каждому ребенку хочется, чтобы его любили, ценили, но когда маме не до него, он всячески пытается привлечь ее внимание к себе, отсюда и плохое поведение, и вредные привычки, и плохая посещаемость, и неуспеваемость в школе. Люди, задумайтесь, что же мы творим со своими детьми? Мы сами рушим их жизнь. Толк в наших детях будет только тогда, когда и семья, и школа, и общество будут работать в комплексе. А если воспитанием ребенка будет заниматься только преподаватель, а родители безучастно стоять в стороне, а общество постоянно проявлять агрессию и жестокость, тогда никакого толка от будущей личности мы не получим.

Римма Андреевна, учитель  русского языка и литературы:
- Как меняется современная школа и чего ей не хватает? Мне кажется, дети стали более агрессивными. Могу  сказать, что в наше время трепетно относились к учебе. А сейчас ребята могут сказать учителю все, что хотят. Мне кажется, эта агрессия тоже связана с компьютерными играми. Также беспокоит то, что современная школьная система не организованна, даже иногда задаешься вопросом: «А какой мой преобладающий вид деятельности: учить детей или заниматься документацией?». И, к сожалению, пока мы не заполним много бумажек – а они просто не заканчиваются! -  мы не можем заниматься детьми. Просто жалко деревья и потраченное время.
Мне нравятся нововведения, я вижу, что когда урок подготовлен с презентацией, дети больше усваивают и все увлечены, потому что это поколение ближе к компьютерам, чем к учебникам. Это факт. Я использую в своей работе электронный журнал. Общение в социальных сетях тоже практикую, у нас с ребятами есть группа ВКонтакте, там мы обсуждаем наши классные дела и туда же выставляем фотографии с мероприятий, какие-то документы.
Новые технологии влияют и на самих учеников. Если за работой с учебниками многие всего лишь отсиживались, то с проектированием на экране или в работе с мультимедийной доской все дети становятся активными настолько, что многие начинают выкрикивать, тянуть руки, вскакивать с места: «А можно я? А спросите меня». Есть некоторые ребята, которые хорошо учатся, с интересом. Но, к сожалению, есть те, кто не хочет стараться. Им интереснее сидеть в игрушках в телефоне, с книгами они не дружат. А зря. Потому что как бы ни развивались высокие технологии, а книжка в руках ребенка – это живое общение, это начало начал. Факт, что современные дети стали меньше читать. Я не борюсь с учениками: если ты ответил, раскрыл тему, хорошо. Дальнейшее - это твоя личная жизнь. Любовь к чтению прививается в семье с детства. Я могу только поддержать и направить. Когда родители жалуются мне на своих детей, я их могу спросить: «А когда в последний раз ребенок видел вас с книгой в руках?» Ошибочное представление, что учитель должен заставлять, понукать. Это не так.

Учителя на КДН
И благо бы функции учителя ограничивались только школой и обучением. Нет! Если в школе, не дай бог, произошло ЧП, связанное с нарушением правопорядка, хулиганством и так далее, учителя отправляются… на Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Наряду с законным представителем ребенка. 

Тамара ПАНИНА, начальник КДНиЗП: 
- Учителя присутствуют на заседаниях комиссии довольно часто, если что-то случилось с учащимся. Бывает, что мы приглашаем с отчетами руководителей школ – если  было зафиксировано несколько нарушений: какая работа была проведена, какие меры приняты, какие изменения произошли.  Так что классные руководители, завучи, социальные педагоги,  директора – со всеми тесно  взаимодействуем.
Воспитательный процесс в школе – не пустой звук. Но это не значит, что должны подменяться сами понятия воспитания.
Не хватает учителей
Это тоже болевой момент. Если просмотреть объявления, то учительских вакансий  больше чем предостаточно: требуются, требуются, требуются. Особенно в улусы. И даже с предоставлением жилья.  Требования к кандидатам строгие, хотя о чем тут говорить – уж каких-нибудь бы учителей в деревенские школы… Часто в сельской глубинке один учитель совмещает в себе преподавание  трех, а то и четырех дисциплин. 

Количество показов: 1374
Выпуск:  №112 (2486) от 2 октября 2015 г.
Комментарии