Учим ребенка учиться

31.10.2015 
Количество показов: 1277
Что вы делаете, если ваш ребенок не хочет делать домашнее задание? Ругаетесь, угрожаете, пугаете страшным будущим, умоляете, обещаете поощрение, подкупаете, даете отдохнуть и так далее и тому подобное? А представители прикладного образования, которое начинает внедряться в образование Якутска, считают, что 50% нежелания учиться – в непонимании ребенком самых простых слов. И ваша задача – все объяснить.
Одно слово, которое вызывает лень
В прошлые выходные в Якутске прошла встреча родителей и педагогов с Екатериной Комаровой, президентом российского представительства международной организации «Прикладное образование СНГ». Она и рассказала о том, как важно ребенку понимать каждое слово в любом задании. Екатерина проводит такие лекции по всей стране, то есть непонимание слов в тексте кроется не только в наших ментальных особенностях, а в возрасте и воспитании практически любого ребенка. Для наглядности Екатерина попросила каждого присутствующего взять ручку, бумагу и нарисовать те предметы, которые она назовет: дом, солнце, облако, тропинка, цветочек, серсо. У всех родителей и педагогов был ступор: «Серсо?!!» После небольшой паузы родители начали спрашивать: «Извините, вы имели в виду сердце?», «Что такое это серсо?» И лектор начала разговаривать со взрослыми так же, как и они со своими детьми и учениками: «Так, я не поняла, вы что, не знаете, что такое серсо? Как вам не стыдно!», «Пока каждый из вас не нарисует мне серсо, я вас не выпущу из зала!», «Ну, пожалуйста, ну ради меня, ну нарисуйте вы это серсо!», «Нарисуйте мне серсо, и в следующий раз я привезу вам из Москвы шоколад». Но, конечно, никакого эффекта это не вызвало, никто просто-напросто не знал, что такое серсо. И Екатерина объяснила: «Вот видите, в какой ступор вы впали и почувствовали себя неуютно. А ребенок в день сталкивается с пятью, десятью, пятьюдесятью словами, значение которых он не понимает». Оказывается, как только ребенок видит непонятное слово, у него притупляется интерес. Он начинает, как многие, наверное, замечают, зевать, чесаться, отвлекаться, чувствовать усталость, желание есть, сходить в туалет и т.д., и т.п.

Когда наступает нежелание учиться?
- Я считаю, что желание учиться – это естественное, природное желание каждого человека, а не свойство, которое дано не каждому, - говорит лектор. Она объясняет: маленькому ребенку все интересно: кастрюля – надо постучать, шкаф – надо все открыть, вытащить; наступает возраст «почемучки» - его интересует, откуда дети берутся, почему солнце встает и т.д. С таким же настроем он идет в школу, но вот, через 2-3 месяца, а то и недели, а то и дня, у него уже начинает пропадать интерес, он уже не так счастлив. Что произошло? Где естественное желание знать? Этих препятствий, как считают в прикладном образовании, три. И одна из них – в непонимании слов, которая составляет 50% причин.
Екатерина Акимова ( открыла в Якутске по методу прикладного образования центр «Учись учиться»):
- Есть несколько препятствий в обучении. Первое и самое важное - это непонятое слово. Ведь если мы не поняли в тексте какое-то слово,  весь остальной текст мы уже не усваиваем, он теряет смысл. И у каждого из препятствий есть свои умственные и физические реакции, видя которые, родитель сразу понимает, с какой сложностью столкнулся его ребенок, и может сразу ему помочь. Так курсы прикладного образования нужно пройти каждому родителю вместе со своим ребенком, чтобы понимать его и иметь общие с ним инструменты в учебе. Что такое прикладное образование? Это усвоенные знания, которые можно применить на практике. Обучение построено именно таким образом, чтобы ребенок, изучив что-то, мог сразу как-то этим воспользоваться. Ведь все мы знаем, что если мы что-то сделали, то уже запомнили навсегда, так как сможем с этим справиться, если столкнемся в жизни.

Как найти непонятное слово?
Екатерина Комарова делится: подойдите к ребенку, если увидели, что он уже клюет носом и не учится, и спросите, какое слово ему непонятно, объясните его, и интерес у него снова появится. Он может не понять всего одного слова из задачи в математике, и у него ступор, он стесняется спросить, что оно означает, ему стыдно, что он его не знает, и результат – нежелание учить. Как правило, говорит Екатерина, детей часто ставят в тупик не только термины, а самые простые для нас, даже общеупотребительные слова. Например, один ребенок очень долго не мог выучить стихотворение. Она подошла и спросила: «Что тебе здесь непонятно?» Оказалось, что первое непонятное слово кроилось в самом начале стихотворения про лошадь: «По тропе тихой рысью идет». «При чем тут рысь, когда тут лошадь?» - решил ребенок, и его заклинило в этом месте. Когда она объяснила каждое непонятное слово, у него наконец начала проясняться картина, о чем говорится в стихотворении, и он выучил его очень быстро. Не каждый ребенок приучен спрашивать у взрослого каждое непонятное слово. Для этого родителям нужно научить его спрашивать, а далее – пользоваться словарями. Но это еще не все. Трудно понять, какое именно слово он не понимает, если он не отвечает. И его нужно проверять. Просто попросив объяснить то или иное слово с тем словарным запасом, который у него есть. Если ребенок ответил без замешательств, без пауз и верно, то он однозначно его понимает и знает. Если же он замешкался, начал увиливать, начал с долгого вступления вроде «ну это и ежу понятно, что здесь такого сложного, я знаю, конечно, что это такое, вот сейчас прямо скажу…», - значит, он не знает достаточно хорошо, чтобы взять и выложить.

Не требуйте зубрежки из словаря
«Не требуйте зазубренного слова, нужно реальное понимание!», - говорит Екатерина. А советует она каждое новое слово, кроме того, что он может его пересказать своими словами, попробовать употребить его в речи. К примеру, выучили вы слово «звезда», и он должен составить предложения: «Разлегся в форме звезды», «Какое небо звездное» и т.д. Она также просит: «Никогда нельзя обесценивать детей и ставить их в неловкое положение, делайте нестыдным спросить слово. Лучше пять минут быть дураком, чем всю жизнь идиотом». Объяснять нужно простым языком, не выдавать вместо одного непонятного слова 10. Если сами слова не знаете, то посмотрите его в словаре, поймите его сами и объясните кратко и понятно ребенку. Наблюдайте за ребенком, – просит лектор. - Каждый родитель увидит, что ребенок чего-то не понимает. Если он понимает, то, переспросив, вы получите быстрый ответ. А если нет – то нужно объяснить. Родитель или учитель должны показывать на своем примере, что не стыдно не знать, стыдно – не узнавать.
Екатерина Акимова, организатор этой встречи, рассказала о своем знакомстве с прикладным образованием: «Всему «виной» моя дочь-второклассница, которая весной закончила первый класс очень плохо. Я задумалась, в чем причина? И начала искать ответ. Перерыла репетиторов и Интернет и наткнулась на прикладное образование. Связалась с сотрудником и спросила, что мне делать? На что мне ответили, что есть несколько решений. 1. Поменять школу. 2. Все лето читать много сказок и прояснять слова. 3. Открыть свой центр, где она могла бы потянуть свои знания, а со временем вообще найти в этом альтернативу школе. Ну, первый вариант для меня показался не вариантом, дочь учится в очень хорошей школе. Вторым пунктом мы занимались честно все лето и получили очень хорошие результаты: дочь стала хорошо читать и обрела способность пересказать сказку полностью, что раньше было просто невозможно. А также начала спокойно учить стихи. Ну а о третьем - я открыла центр, где сейчас моя дочь проходит курс «Учись учиться», чтобы подготовиться к подтягиванию пробелов, которые я уже выявила путем тестирования. Тестирование на выявление пробелов в обучении - это бесплатная услуга нашего центра».
Действительно, может, это и есть ключик к тому, чтобы ребенок с удовольствием и легко справлялся с учебой, был любознательным и смышленым? И такое может касаться не только ребенка, но и взрослого.
Количество показов: 1277
Выпуск:  № 124 (2498) от 30 октября 2015 г.
Комментарии