Школа хочет «повзрослеть»

29.02.2016 
Количество показов: 1232
Школы при вузах – сравнительно новое явление для российской образовательной системы. Что же это такое: подготовительные курсы, профильные классы или все-таки средняя школа повышенного уровня?
В январе на встрече с представителями образовательных учреждений глава республики Егор Борисов, касаясь вопросов повышения качества взаимодействия между школой и вузом, поручил до 1 сентября текущего года сформировать предложения о создании при трех вузах - Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммосова, Якутской государственной сельскохозяйственной академии и Арктическом государственном институте искусств и культуры – специализированных школ.

У школы новые конкуренты
В 2013 году в рамках проекта Департамента образования города Москвы были созданы первые школы при вузах, так называемые преуниверситарии. Школы на базе своего вуза открыли сразу девять университетов. В образовательном сообществе сразу возник вопрос, какой смысл в подобных инициативах, если университеты на сегодняшний день практически полностью отказались от собственных экзаменов по профильным предметам и перешли к формату ЕГЭ. Конечно, остались лишь вступительные на некоторых творческих специальностях и устные собеседования.
Но суть создания таких предуниверситетских школ была изначально совсем другая: они должны давать не только хорошее среднее образование, но и азы высшего. Подразумевалось, что они будут готовить по-настоящему мотивированных абитуриентов, которые не только отлично сдадут ЕГЭ, но и покажут лучшие результаты во время обучения в вузе.
Школы создаются на базе крупных вузов, обучение длится два года, набирают по конкурсу учеников в 10-й класс. Например, первый бесплатный предуниверситарий был открыт в Высшей школе экономики, который с самого начала работы позиционирует себя первой школой, где действуют образовательные стандарты для старших классов. Стандарт лицея подразумевает работу по индивидуальным учебным планам и совершенно новый подход к целям среднего образования.

Абитуриенты кормят высшую школу
Между тем система образования испытывает серьезные последствия демографической ямы. Эксперты в этой области считают, что ее отголоски в высшей школе будут ощущаться до 2018 года. Посудите сами: в 2013 году количество выпускников якутских школ составляло 9 800 человек, в 2014 – 9 600, в этом – 8 700. Как ни крути, количественный спад все же бьет по качеству набора в вузы. В связи с этим перед вузами стоит задача работать напрямую со школами: разрабатываются и реализуются разные проекты, форматы по сотрудничеству, чтобы привлечь абитуриентов. 
Проректор по педагогическому направлению СВФУ Михаил Прокопьев:
- Мы работаем над тем, чтобы демографическая ситуация не повлияла на нас. В частности, после придания вузу федерального статуса организовали Северо-восточный университетский образовательный округ – некую ассоциацию, в которую входит 101 школа, в том числе из Хабаровского края, Магадана, Чукотки и Камчатки. Наши специалисты, преподаватели помогают учителям повышать квалификацию, работают напрямую с детьми. Мы стали одним из 74 вузов России, которые проводят вузовские предметные школьные олимпиады,  по числу участников за пять лет мы от 9 тысяч дошли до 36 тысяч участников. 
В свете массовых оптимизаций в системе высшего образования создание таких предуниверситариев могло бы стать значительной поддержкой и для вузов, и для школьной системы.
Проректор по стратегическому развитию СВФУ Василий Саввинов подчеркнул, что данная инициатива позволит использовать весь потенциал университета. 
- Опыт профессорско-преподавательского состава и богатая учебно-лабораторная база, несомненно, отразятся на качестве образования, - считает он. - И сама вузовская среда, дух студенчества воспитывает иное отношение к обучению. За примером далеко ходить не надо. Опыт Республиканского лицея-интерната, который начал работу на базе Якутского государственного университета, показывает, что преподаватели вуза могут строить хорошую базу для школьников, адаптируя детей к студенческому формату обучения. 
В этом плане, по его мнению, отлично зарекомендовали себя фирменные классы университета, открытые в трех столичных школах с этого учебного года. В Центре взаимодействия с образовательными учреждениями факультета довузовского образования СВФУ убеждены, что базовые классы – это долгосрочная работа со школами, результаты мы увидим, когда дети окончат школу и будут поступать в вузы. 
Кроме занятий, ученики фирменных классов получают возможность прослушать дополнительные курсы по выбранному профилю, а также посетить семинары и экскурсии, организованные преподавателями университета.
Директор Саха-политехнического лицея Надежда Тимофеева, где открылся базовый класс СВФУ в 2015 году, уверена, что школы при вузах – это выгодно и самому старшекласснику.
 - По сути, школьник получает бесплатное репетиторство, а выгода для вуза в том, что к нему придет подготовленный абитуриент. Ну и городу хорошо, когда в нем живут высококлассные специалисты, которые обязательно выведут Якутск на новый уровень экономического и социального развития.

Школа – вуз
Сегодня, когда к системе ЕГЭ подключились все университеты, преподаватели говорят, что появилась большая проблема - разрыв между школой и вузом. То есть дети приходят в университет совершенно не готовыми. Может быть, поэтому университеты чувствуют потребность в создании образовательного пространства, чтобы преодолеть этот разрыв.
Директор Саха-бельгийской гимназии Усть-Алданского района Марина Петрова предлагает «освежить нынешние форматы», чтобы, придя в университет, ребенок не чувствовал себя не в своей тарелке.
- Школа готовит ребят к жизни в обществе, которого еще нет. Сейчас бум технологий, все постоянно меняется. Кажется, что намного важнее научиться критически мыслить, сопоставлять разные мнения и факты, отсеивать ненужное и ложное. Это пригодится и в университете, и в жизни. А у нас всех школьников приучают к тому, что у любой задачи возможен только один верный ответ, только за него поставят «пятерку». Но на самом деле верных ответов обычно бывает много. Научиться работать с этим многообразием, оценивать варианты, принимать решения, может быть, и научат во «взрослой школе», то есть в школах, где будут обучать преподаватели.
Новые школы при университетах не просто сотрудничают с вузом, а полностью входят в его структуру. Это значит, что преподавать ребятам будут не школьные учителя, а университетские преподаватели. Школы при вузах – это не обязательно подготовка студентов «под себя», это не самоцель. Такого мнения придерживается проректор Михаил Федоров. 
«Заставлять школьников поступать куда-то конкретно никто не будет – это полностью всегда было и будет свободным выбором ребенка, - говорит он. - Школьники сами смогут корректировать свой учебный план, как в университете. Ключевой момент этой идеи в том, что детей не обучают по университетским дисциплинам, а знакомят с ними, совмещая со школьной программой. При поступлении в вуз у них не будет потребности в адаптации, это будут готовые к учебе высокомотивированные первокурсники, которые уже составили свою стратегию студенческой карьеры, уже в процессе предуниверситетского образования».

«Наш университет»
Количество показов: 1232
Источник:  "Наш университет"
Выпуск:  №7 (2533) от 26 февраля 2016 г.
Комментарии