Дополнительное образование в городе Якутске: взгляд изнутри

12.03.2016 
Количество показов: 1596
О дополнительном образовании, о его роли в обучении детей, об основных направлениях и центрах дополнительного образования «ЭС» рассказала Мария ПОТАПОВА, главный специалист отдела воспитательной работы и  дополнительного образования детей Управления образования Окружной администрации города Якутска.
«Дополнительное образование требует особого внимания»
- Я почти девять лет работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе в средней общеобразовательной школе №32, которая находится на окраине города Якутска, - отмечает Мария Семеновна. – Руководила педагогическим коллективом из 54 педагогов, мне посчастливилось работать с такими опытными людьми, как учитель начальных классов Анисья Игнатьевна Красилёва и учитель ритмики, руководитель кружка бальных танцев Тита Иосифовна Кривошеева, которые убеждали меня в необходимости особое внимание уделять дополнительному образованию, в его огромном влиянии на детей. На практике за девять лет я убедилась в их правоте, видела, как менялись в лучшую сторону дети, занимающиеся в кружках, бальными танцами, посещающие спортивные секции или бассейн. 

Так что же собой представляет дополнительное образование?
Дополнительное образование – это организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций, создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации, обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ.
Деятельность детей в учреждениях дополнительного образования осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клубы, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, группы, секции, кружки, театры и другие), а также индивидуально.
Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение - создавать условия для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

Школа после уроков – это мир творчества
Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность всем обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
- Работая старшим преподавателем Якутского государственного университета, ныне Северо-Восточного Федерального университета, где я трудилась более восьми лет, постоянно проводила устный опрос и тестирование первокурсников, для того чтобы выяснить, что особенно запомнилось из школьной жизни и что помогло выбрать учебное заведение для поступления. В результате выяснялось, что больше всего им запомнились участие в мероприятиях, руководители кружков и секций, взаимоотношения и общение с ними, их воспитательная роль в жизни каждого, - отметила Мария ПОТАПОВА. 
Ведь на самом деле важнейшая роль дополнительного образования детей – воспитательная, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», однако более эффективное воспитание. 
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ребёнок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, это даст возможность превратить внеурочную и внешкольную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Роль дополнительного образования – помочь подросткам сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаще можно встретить различные курсы практической направленности. Еще больший успех, особенно у старшеклассников, приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством и т.п.). Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.


Расписание занятий в учреждениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе в общеобразовательных учреждениях, и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:
1.  Посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях (секциях, студиях и т. д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более двух раз в неделю.
2. Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая выходные и каникулы.
3. Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа, в выходные и каникулярные дни - 3 часа.


Более 16 тысяч школьников охвачены дополнительным образованием
- В настоящее время система дополнительного образования детей города Якутска состоит из шести муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей и охватывает 16658 воспитанников, которые обучаются по прикладному, техническому, художественному, эколого-биологическому, туристическому, спортивному и гражданско-патриотическому направлениям. 

Количество детей, занятых в учреждениях дополнительного образования по годам:

Учебный год2010-20112011-20122012-20132013-20142014-2015
Общее количество обучающихся в ГО «город Якутск3299334200353243506036899
Количество детей, занятых в учреждениях дополнительного образования 
15214 
(46%)
14431
(49%)
18629
(52%)
15960
(45%)
16922
(45%)

Всего дополнительным образованием по базе классных руководителей образовательных учреждений г. Якутска, включая внеурочную деятельность, охвачено 33957 детей (92,02%). 

Детскими общественными организациями в г. Якутске занято обучающихся по годам:

Учебный год2010-20112011-20122012-20132013-20142014-2015
Общее количество обучающихся в ГО «город Якутск»3299334200353243506016922
Посещение детских общественных организаций
9590
(29%)
11342
(33%)
11054
(31%)
11035
(31%)
11816
(32%)

В основном все учреждения дополнительного образования в нашем городе – многопрофильные, являются центрами организационно-методической работы, организаторами крупных социально значимых муниципальных и республиканских мероприятий, реализуют программы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания, научно-творческой и социально-проектной деятельности. 
Мария Семеновна также рассказала немного о каждом учреждении дополнительного образования города Якутска.

Детский (подростковый) центр
-  Это многопрофильное учреждение дополнительного образования для разностороннего творческого развития, сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни, профессионального самоопределения с учетом личностных образовательных интересов и потребностей детей и взрослых. 
Детский (подростковый) центр является опорной площадкой дополнительного образования Министерства образования по теме «Формирование социальной активности детей и подростков посредством проектной деятельности по месту жительства». В настоящее время реализуются социальные проекты: «Двор моего детства», «Трамплин», «Старты надежд», «Летний позитив», «Таежный герой», «Танцующий Якутск», «Возьмемся за руки, друзья!» и другие. 
Детский (подростковый) центр имеет положительный опыт работы с детьми по месту жительства в разных округах города. В подростковых клубах и на базе школ занимаются 4650 детей и подростков. Целью работы клубов является организация досуга и создание творческой атмосферы для гармоничного развития учащихся. 
 В центре разработаны и внедряются 56 дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ по пяти направлениям: социально-педагогическому, художественному, техническому, естественно-научному, физкультурно-спортивному. 

Центр эстетического воспитания детей «Айылгы» 
- Центр создаёт условия для реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, развития мотивации личности к познанию, профориентации и творческого совершенствования. 
В центре «Айылгы» занимается 975 воспитанников, в 53 группах ведутся образовательные услуги по 4 направлениям деятельности: 
1. Хореография (народно-сценический, фольклорный и современный танец, развивающая хореография); 
2. Фольклор (бисероплетение, конский волос, хомус, якутские национальные инструменты, национальное шитье, тойук); 
3. Вокал (хоровое пение, эстрадное пение); 
4. Инженерное и 3Д-прототипирование (знакомство с технологиями 3D-печати и моделирования, работа на 3D-принтере). 
В сентябре 2015 года педагоги приступили к обучению и подготовке детей к соревнованиям JuniorSkills по компетенции «Прототипирование». Также ЦЭВД «Айылгы» планирует проводить раннюю профориентацию детей с использованием широкого спектра профориентационных методик, тестологии, группового и индивидуального форматов работы, а также регулярное посещение мероприятий WorldSkills и JuniorSkills. Работа будет направлена на раннюю профориентацию, выявление инженерных талантов и предпрофессиональную подготовку по техническим специальностям.

Дворец детского творчества
- Дворец детского творчества - это городское многофункциональное образовательное учреждение дополнительного образования, в котором обучается 8600 детей, реализуются 92 дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы по 6 направлениям дополнительного образования: художественное, техническое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, естественнонаучное и социально-педагогическое.
Во Дворце детского творчества реализуются множество видов деятельности детей:  
- проектная деятельность, сетевой комплексный проект «Неразлучные друзья – взрослые и дети», профилактико-просветительский проект «Образовательная экскурсия по ФЗ–120 для участников образовательного процесса», социально–педагогический проект «Чтобы добрый след оставить на Земле»; 
- новые образовательные маршруты: комплексная программа «Её величество игра!», школа интенсивного обучения «Академия IT», образовательная программа по внеурочной деятельности ФГОС «КиндерЛэнд» и т. д. 

Станция юных туристов «Саха-Ориентир» 
-  Это учреждение дополнительного образования по спортивному ориентированию и спортивному туризму для детей с 8 до 18 лет.  В этом учебном году занятия проводятся в образовательных учреждениях №№ 3, 10, 18, 19, 21, 26, 31, 33, Саха-корейской, в интернате «Берегиня» и в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей и подростков. 
В настоящее время обучается 481 воспитанник. 
Основой для учебных занятий воспитанников является образовательная программа СЮТ «Саха-Ориентир» по спортивному ориентированию и туризму, содержание которой исходит из следующего: спортивное ориентирование - это вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса находят контрольные пункты (сокращенно - КП), расположенные на местности, а результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции или по количеству набранных очков.
Одним из средств физического воспитания обучающихся, сочетающих в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания, является туризм. 
Туризм оказывает большое влияние на состояние здоровья детей и подростков и помогает им овладеть жизненно важными навыками. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. 
Туризм способствует воспитанию любознательности, волевых качеств. Знакомство с новыми работами, природой, встречи с людьми обогащают их. Походная жизнь развивает наблюдательность, сообразительность, смелость, решительность и самостоятельность. Туристская деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого и в обязательном порядке требуется тактичность, внимательное отношение друг к другу, всё это предоставляет большие возможности для воспитания в духе коллективизма, а также для формирования таких черт характера, как воля, уверенность в себе, выдержка, самостоятельность, решительность, готовность прийти на помощь. Учебная работа закрепляется соревнованиями, которые проводятся в течении календарного года.

Хатасский дом творчества «Ситим» 
- Дом творчества представляет собой современ­ное многопрофильное образовательное учреж­дение дополнительного образования. 
Вот уже более 30 лет двери Хатасского дома творчества открыты для каждого подростка, желающего проявить себя в любом виде творчества. «Ситим» раскрывает многогранность личности каждого обучающегося. Благодаря многообразию, разнонаправленности, вариативности предлагаемых учреждением до­полнительных образовательных программ, 516 детей выбирают то, что близко их природе, отвечает их потребностям и удовлетворяет их многообраз­ные интересы.
В 2010 году Хатасскому дому творчества присвоен статус «Опорное учреждение дополнительного образования детей Министерства образования РС (Я)». 
Учреждение реализует дополнительные образовательные программы по следующим направлениям: художественно-эстетическое, научно-техническое, социально-педагогическое, естественнонаучное, физкультурно-спортивное. 
В дружном коллективе «Ситим» творят и трудятся 19 талантливых педагогов дополнительного образования, которые дают возможность по-новому взглянуть на себя, найти верных друзей, раскрыть свои таланты воспитанникам учреждения, могут увлечь за собой к любому виду деятельности. Ежегодно обучающиеся «Ситим» принимают участие в конкурсах, выставках, соревнованиях различного уровня, являются победителями городских республиканских, всероссийских и международных выставок прикладного творчества и спортивно-технических соревнований. 
Дом детского творчества с. Хатассы как сельский социум, призван готовить будущего хозяина земли с коммуникативными качествами, предприимчивостью, активной жизненной позицией, доброжелательного и понимающего, что жизнь и труд на родной земле – высокий нравственный долг.  Особое внимание педагогического коллектива направлено на создание благоприятной атмосферы, общения, стимулирующей индивидуальную и групповую активность и комфорт.  Хатасский дом творчества «Ситим» - это одно из учреждений дополнительного образования города, с богатой историей, традициями, уникальным опытом внешкольного воспитания учащихся. 

Центр технического творчества
- В Центре технического творчества обучаются 1700 учащихся по 20 дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам.
Центр технического творчества ведет деятельность по трем основным направлениям: развитие научно-технического творчества учащихся; развитие аэрокосмического образования; развитие робототехники и программного обеспечения.
Развитие технического творчества учащихся ведется в следующих кружковых занятиях: ракетомоделирование, авиамоделирование, автомобильное конструирование, судомоделирование, стендовое моделирование, робототехника, фотография и фото искусство, техническое моделирование техники, юный конструктор, основы технического проектирования, техническое конструирование, техническое конструирование с элементами ТРИЗ, компьютерная графика, мультимедийные технологии, архитектурное-пространственное моделирование, архитектурное проектирование и дизайн, современная инженерия, химия в современной инженерии.
Педагогический коллектив центра состоит из 27 педагогов дополнительного образования.
За годы работы центр добился значимых результатов за счет расширения спектра предоставляемых образовательных услуг для детей различных категорий. Для центра приоритетной целью является создание условий для формирования и развития технически развитой социально-компетентной личности, а задачами являются подача необходимых знаний, умений и навыков в области технического моделирования, компьютерных технологий и их практического применения, развитие конструктивного креативного технического и инженерного мышления, воспитание у детей чувства гражданского патриотизма, уважения к правам и свободам человека.

Я желаю всем учреждениям дополнительного образования, их руководителям, педагогическим коллективам улучшения материально-технической базы, новых современных светлых помещений, просторных кабинетов, новой оргтехники, открытия дополнительных объединений по самым разным направлениям, творческих успехов, карьерного роста, развития и процветания на благо будущих поколений! 
Количество показов: 1596
Выпуск:  №9 (2535) от 11 марта 2016 г.
Комментарии