Школьные технопарки - детям не игрушки!

08.04.2016 
Количество показов: 1194
Для многих взрослых слово «робототехника» стоит в одном ассоциативном ряду со словами «игрушка» и «развлечения».
А между тем, сегодня даже младшие школьники собирают и программируют роботов - в умелых руках они превращаются в послушных помощников человека.  
Это продемонстрировали дети, занимающиеся в школьных технопарках, на своего рода выставке достижений школьной робототехники и технического творчества.    
От бумажных моделей до роботов
Те, кому сейчас за 40 лет, будучи школьниками, с удовольствием посещали технические кружки, организованные при домах и дворцах пионеров. В любом крупном поселке или селе обязательно был такой кружок, где мальчишники собирали модели самолетов и кораблей, паяли схемы для самодельных радиоприемников, делали своими руками летающие планеры и многое другое. И почти все они выписывали научно-популярный журнал  «Техника – молодежи».  
В начале 21 века уже их дети собирают роботов. Новая дисциплина – робототехника - вошла в систему дополнительного образования. 
Увлекательным и познавательным хобби учащиеся занимаются в специально организованных школьных технопарках.  

Робототехника - прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой интенсификации производства.
Робототехника опирается на такие дисциплины, как электроника, механика, телемеханика, информатика, а также радиотехника и электротехника. Выделяют строительную, промышленную, бытовую, авиационную и экстремальную - военную, космическую, подводную робототехнику.

Глазами взрослых 
Год назад Управлением образования г. Якутска при поддержке главы города Айсена Николаева и при участии депутатов Якутской городской Думы был запущен муниципальный целевой проект «Школьные технопарки как ресурс инженерного образования». Были определены пилотные школы: Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа №2, СОШ №5, СОШ №33, Саха политехнический лицей и Дворец детского творчества. 
Начало функционирования школьных технопарков было столь активным, что спустя всего год их рассматривают как ресурс опережающей подготовки кадров – будущих инженеров, программистов и других высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. 
На днях в Якутске прошла конференция для педагогов по актуальным вопросам деятельности и  функционирования школьных технопарков: «Школьные технопарки как ресурс опережающей подготовки кадров». 
А детям выпала хорошая возможность продемонстрировать взрослым свои достижения.   

«Надо выходить на новый уровень»
Глава города Айсен Николаев: 
- По направлению школьных технопарков Якутск является одним из лидеров на Дальнем Востоке, мы находимся на передовых позициях. Первые технопарки появились в 2014 году. И сейчас уже встает вопрос выхода на новый уровень. Сегодня мы увидели, как дети занимаются робототехникой, 3D-моделированием, но вместе с тем мы приходим к пониманию, что в Якутске должен появиться один крупный технопарк, чтобы развивать сеть технопарков, в целом. Чтобы они превратились в практические примеры, предоставлять возможность каждому школьнику заниматься современными направлениями – робототехникой, биотехнологиями. И это надо пропагандировать через школьные технопарки, потому что через работу в технопарках, через изучение современных направлений и технологий вырастают специалисты, которые будут востребованы в будущем в экономике и на производстве в Якутске и в республике. У наших школьных технопарков уже есть хорошие результаты, они выходят на региональные и всероссийские конкурсы и чемпионаты. И мы будем поддерживать и развивать в дальнейшем инновационное образование. 
Но сейчас надо выходить на новый уровень, участвовать в региональных, федеральных программах. Здесь я вижу два перспективных направления. Во-первых, вовлечение  бизнеса. Необходимо разрабатывать и предлагать бизнесу совместные проекты, в том числе с использованием механизмов муниципально-частного партнерства. Во-вторых, нам важно максимально эффективно использовать преимущество Якутска как уникального научно-образовательного центра. Без сомнения, надо выходить на создание единого столичного образовательного пространства, в том числе в сфере высоких технологий, с вовлечением потенциала наших научных институтов, Северо-Восточного федерального университета им.  М. К. Аммосова.

А как видят дети?
Учащиеся шестого класса Национальной политехнической школы №2 Тимур Токмашев и Семен Захаров готовят своего робота к выступлениям на Всероссийской робототехнической олимпиаде для школьников, которая пройдет в Москве через две недели.

- Он может танцевать под определенную музыку, - рассказывают ребята. - Музыку выбрали сами, она не очень известна многим. Мы сами составили программу, запрограммировали робота. У меня еще есть свой робот «Ардуин». Он ездит строго по белой линии, а если столкнется на черную линию, то останавливается, отходит в сторону. У него установлены датчики расстояния и сенсоры. Занимаюсь роботехникой не так давно, с прошлого года. Принимал участие в республиканских соревнованиях со своим «Ардуином». Занял второе место. Я хотел бы большого и многофункционального робота на базе «Ардуина». Из него можно сделать все, что угодно, для разных целей и назначений. Чтобы поднимал и переносил тяжести или искал, находил и приносил разные предметы. Хочу стать программистом. Это то же самое, что заниматься робототехникой. 

На базе конструктора «Лего» учащиеся шестого класса собрали модель завода по утилизации мусора. 
- В этом сезоне «Лего» рассматривает проблему сохранения окружающей среды, утилизации мусора.  Недавно мы ездили в Корею изучать английский язык и робототехнику. У них мусор разделяют по видам: бумага, стекло, алюминий. В гостинице нас немножко поругали, что весь мусор мы собрали в один мешок. Тут представлено 12 заданий для роботов – снос конструкций и переработка; или выработка метана и дальнейшее его использование и так далее. Во всем мире роботоиндустрия очень сильно развивается. И вот этот маленький проект по утилизации мусора может в будущем превратиться в большого робота, который будет нам помогать сохранять нашу природу. Наш класс, 6 «И», специализированный по робототехнике. Лично я хочу стать инженером и работать в этой индустрии.    
 
Сколько стоит 3D-принтер?
Пока некоторые взрослые и в глаза-то не видели 3D-принтер, учащиеся 33-й школы сами изготавливают на нем детали.
- Занимаемся 3D-моделированием: берем модели и распечатываем, - рассказывают они. - Моделируем на специальной компьютерной программе. Материал – пластмасса. 
Дети изготовили модели механизмов, которые сконструировал знаменитый Леонардо да Винчи – прообраз вертолета, машины на червячных и шестереночных передачах и другие. На печать моделей в 3D-принтере ушло примерно 40 минут. Ребята являются победителями республиканских чемпионатов и выставок. 
Начали заниматься только с прошлого года. Работать на принтере и моделировать детей научил Игорь Иванов из технопарка «Якутия».     

Классный руководитель 6 «Б» класса СОШ №33 Елена Асминина:   
- Вот изготовили самый ломающийся в школе предмет – пластмассовую деталь от стойки микрофона. Благодаря директору школы приобрели 3D-принтер. Он стоит 100 тысяч рублей, а каждая катушка расходного материала, пластмассы, – примерно тысячу рублей. Но одной катушки хватает на несколько моделей. Они бывают разных цветов, соответственно, модели получаются разного цвета. Дети очень довольны, в процессе работы узнают много нового. Когда готовили вот эти модели, то узнали о Леонардо да Винчи. 

«Арчиботы» из Томска, или Что можно сделать из старого конструктора
В кружках Дворца детского творчества было на что посмотреть. Здесь ушли от скучных слов «кружок» и «секция» и придумали новые, не побоимся этого слова, инновационные названия, вполне в духе времени. Например, детский зоопарк с десятком видов животных и оранжерею с диковинными растениями и южными пальмами назвали «БИО Квантум», детскую студию анимации и мультипликации – «Multi Квантум»; кружок, где занимаются моделированием одежды, – «Fashion Квантум» и так далее. Естественно, что кружок, где занимаются робототехникой, назвали «РОБО Квантум».
Кстати, дети здесь занимаются «Арчиботами», которые прислали в Якутск партнеры из Томска. 

Что примечательно, в технические кружки Дворца детского творчества ребенка можно смело отдавать заниматься, даже если у него нет особых навыков. Первоначальные ему привьют уже здесь. 
- Наши  кружки организованы по принципу преемственности. Ребенок может заниматься от степени его готовности, например, с начального уровня или перейти сразу в другой, где задачи чуть сложнее, - объяснили педагоги Дворца детского творчества.  
На первоначальном уровне дети конструируют механизмы из деталей конструктора наподобие знакомого многим набора старого конструктора. 

Как пример прилежного воспитанника технического кружка можно привести юного изобретателя Айтала Унарова, ученика 7-го класса Якутской городской национальной гимназии. У него увесистая папка дипломов, сертификатов и наград различных конкурсов, олимпиад и соревнований. И с десяток изобретений, описание и чертежи которых аккуратно собраны в отдельную папку.  
Последнее достижение Айтала – диплом I степени научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее». 
***
…Честно признаться, было немного завидно, что нынешним детям доступны такие формы обучения, как робототехника. Это очень увлекательно и познавательно. Самое главное, что все эти знания, привитые им в школьных технопарках, могут пригодиться в будущем, а некоторые школьники уже выбрали профессию инженеров, проектировщиков и программистов.    

«Дети проявляют большой интерес, и это главное»  
Тамара Попова, заместитель начальника Управления образования ГО «город Якутск»: 
- Как видим, год для этих школ прошел насыщенно, руководителями и педагогами проделана большая организационная и содержательная работа, разработаны и апробированы новые образовательные программы, налажены новые контакты с партнерами. И, самое главное, большой интерес к занятиям по робототехнике, 3D-моделированию, инженерной графике, 3D-прототипированию проявляют наши дети, достигают хороших результатов. Особо хочу отметить, что в работе с высокотехнологичным оборудованием, программными комплексами все больше привлекаются специалисты, профессионалы своего дела, в своей основной части это молодые люди. Целенаправленную работу ведет технопарк «Якутия». 
На данной конференции на основе опыта создания инфраструктуры лабораторий научно-технического творчества, реализации школьных проектов мы обсудили проблемы и перспективы перехода от «точек роста» к системным изменениям по данному направлению, начиная от модуля «Робототехника» в учебной программе предмета «Технология» и заканчивая разработкой «муниципального стандарта» школьных технопарков.
Принята резолюция конференции, где ключевой является разработка модели муниципальной системы опережающей подготовки будущих инженерных кадров» с привлечением специалистов инновационных и бизнес-структур, организаций и предприятий как будущих работодателей. 
Количество показов: 1194
Выпуск:  №12 (2538) от 1 апреля 2016 г.
Комментарии