ЕГЭ меняется, но не исчезнет

08.04.2016 
Количество показов: 1351
От результатов ЕГЭ сегодня зависят шансы выпускника и абитуриента на успешное прохождение вступительных испытаний. Учителя не устают повторять, что успешно сдать ЕГЭ можно при одном условии: нужно знать школьную программу. Рассчитывать на русское «авось» и «счастливый билетик» бесполезно.
К счастью одиннадцатиклассников, сегодня существует много способов подготовиться к экзаменам. Можно заниматься самостоятельно, изучая учебники и методические пособия. Если нет уверенности в своих силах, на помощь придут репетиторы, работающие с каждым выпускником в индивидуальном порядке. В свою очередь и вузы, и Институт повышения квалификации, и различные частные организации готовы пригласить абитуриента на собственные курсы, чтобы объяснить все необходимые требования для поступления.
Чтобы сдать ЕГЭ, никаких сверхъестественных знаний не нужно. Достаточно выполнять все рекомендации учителя, утверждают преподаватели.  Сейчас педагоги каждый год проходят курсы по подготовке к ЕГЭ, учителя знают все тонкости экзамена и помогут его сдать. А изменения в ЕГЭ действительно происходят ежегодно. Например, в этом году, чтобы получить аттестат, необходимо получить не менее 36 баллов по русскому языку и 27 по математике.

Споры вокруг стандарта
В рамках минувшего педагогического форума учителей математики, физики и информатики республики в Якутске побывал заведующий лабораторией МЦНМО г. Москвы, заместитель руководителя федеральной группы разработчиков ЕГЭ Иван ВЫСОЦКИЙ. 
«ЕГЭ нужно приспосабливать так, чтобы он отвечал нашим собственным запросам, чтобы он нам был нужен и, безусловно, отражал интересы государства», - считает Иван Ростиславович. Сегодня важен вопрос совершенствования экзамена: разделения его по математике на «базовый» и «профильный». 
- Разницы между классами как таковыми нет, - говорит Высоцкий. - Есть различия между понятиями «общеобразовательный», «углубленный» и «профильный». Тем не менее, всегда было определенное количество школ, которые не укладывались в общепринятый стереотип. Существуют так называемые «точки роста», где работают учителя, заинтересованные в участии учеников в различных турах, олимпиадах. В свое время, как ни странно,  это пытались запрещать. Зато теперь работают специализированные школы, и от государства они получают поддержку. 
Сейчас заканчивается обсуждение первых в истории России – с дореволюционных времен! – программ, написанных для разных уровней. Ведь как складывается ситуация, и довольно часто? Мы «теряем» огромное количество школьников, которые упустили время. Допустим, в то время, когда проходили десятичные дроби, ребенок болел. Но ведь поезд-то идет дальше, а вагончики остаются! Потому что программа одна на всех. Когда изменится ситуация, изменится и положение вещей. И ребенок сможет наверстать упущенное. И будет осваивать программу, не имея пробелов за спиной. 
Я был плохой учитель, и поэтому меня выгнали (смеется). И к завучу, и к директору вызывали на ковер. 
- Потому что вы шли вразрез с общепринятыми нормами? 
- Я всегда считал, да и сейчас уверен, что нужно защищать учителей, особенно тех, кто не отсиживает положенные часы и дает уроки по учебнику. Учителей, которые делают больше, чем требует от них программа. Учителей физико-математических, да и вообще всех профильных классов. 

«ЕГЭ очень плох. ЕГЭ необходим»
- А что по поводу изменений в ЕГЭ? 
- Иногда мы шутим, что развитие математического образования хорошо бы делать где-нибудь в Лихтенштейне. Но у нас огромная страна, поэтому изменения должны происходить, это же логично. Но идти должны постепенно, а не сразу и наскоком. Ведь любые изменения - это революция и переворот, а в системе образования они вызывают серьезные  проблемы.
ЕГЭ ворвался в нашу страну с грацией слона. Вокруг него всегда было, да и будет, множество споров и истерик. Можно сказать, что ЕГЭ очень плох, но ЕГЭ необходим! В 2010 году Рособрнадзор и Министерство образования поручило нам спасать ЕГЭ. Стало понятно, что все плохо, что с первого по девятый год существования единого государственного выявились  весьма противоречивые показатели. Из удаленных районов России дети потянулись в центровузы. Не буду рассказывать про все минусы, прекрасно о них известно. Пока все таилось по местечковым школам, все было просто замечательно. А потом зеркало показало, что рожа крива! Что дети-то все разные! Стоит сказать, что группа разработчиков, как никто другой, понимает, в чем слабость экзамена в существующем виде. Мы лучше всех  видим недостатки. Можно было бы задаться вопросом, убрать ли его вовсе, раз такие результаты… Но ЕГЭ нельзя отменять, потому что нужен независимый от школы контроля положения дел в образовательной сфере. В определенном году результаты ЕГЭ показали 25% двоек по математике, и вся страна схватилась за голову. Можно подумать, что раньше этого не было или об этом не знали. Просто стало труднее «рисовать» тройки, только и всего. 
Образование должно быть честным. И мы предложили убрать выбор ответа, и ввести в I часть практические задачи. Это была страшная провокация… К примеру, выяснилось, что логарифмические уравнения решает 70% учеников, а простую задачу на «сколько в пути находится поезд» - всего 30%! А простенькое уравнение из программы 4 класса вообще заставляет выпускников надолго задуматься. 
Изменения, в принципе, минимальные, не носящие принципиального характера. В профильном ЕГЭ – 6 задач в I части,  6-7 задач – во II части. На сегодня можно сказать, что ЕГЭ в таком формате, в каком он есть, устоялся и скорей всего в таком виде сохранится некоторое время. Другое дело, что его критикуют, каждая организация тянет «одеяло» на себя. Но мы выполняем заказ Министерства образования. Что касается вероятного существования другой формы экзамена, то это в перспективе: если будет заказ, будут изменения, будет другой экзамен, будем работать и  над этим. 
Все дети разные!
Уровень заданий зависит от региона, и  однородной картины по всей России нет. Легко прослеживаются пристрастия учителей, все может зависеть от того, как работают на местах методические  службы, министерства образования, департаменты по развитию математического образования. В разных регионах свой определенный уровень. Есть регионы, где сдают только профильный ЕГЭ, в других – только базовый, в-третьих – и то, и другое. Что касается результатов госэкзамена, то Якутия хотя и не в лидерах, но в списке отстающих ее тоже нет.
- Образование – это те же самые выборы. Когда идут изменения, поначалу никто ничего толком не понимает. Рособрнадзор никаких четких рекомендаций не дает. В этом году выбор будет более разумным, ведь вторым эшелоном идти проще. Тут нужно осознанно подойти именно к выбору. Наше образование только начало приходить к пониманию, что все дети разные. В определенный момент идет «сдвиг по фазе»: класса до седьмого дети находятся, как в тумане, а потом, в девятом – раз! – и идет перестройка сознания. Пацан мог до девятого класса не учится совсем, прогуливать, пинать балду, а в девятом взялся за ум, и на «отлично» сдал ЕГЭ.

Дилемма: базовый или профильный?
К примеру, если в прошлом году ребята из профильных физматклассов должны были сдавать и базовый, и профильный ЕГЭ, то теперь – один из них. Иными словами, если для поступления в вуз выпускнику нужен именно профильный уровень – допустим, в технические вузы, то он сдает профильный ЕГЭ. Если нет – скажем, ребенок поступает по гуманитарному направлению, то достаточно базового экзамена. Хотя слухи о том, что в центральные вузы не принимают с базовым ЕГЭ, имеют под собой почву. Но и тут есть свои нюансы. Скажем, медицинский вуз. «К чему профильный экзамен по математике? -спросите вы. - Химии и биологии достаточно». А если это специальность «математическое моделирование»? Тут без профильного экзамена никак.  Или технический институт, но специализация с уклоном на иностранные языки. Тут достаточно будет и базового. Внимательно нужно изучать требования вузов. Очень внимательно! Если в них стоит «математика» или «физика», то приниматься в расчет будут результаты только профильного экзамена.
Резюмируем: экзамен будет всегда, но он должен быть централизован в рамках государства. Результаты знаний учащихся должны  учитываться по единой шкале.  В рамках поступления в вуз, например, работают экзамены высокого уровня, но при этом еще надо побеждать в олимпиадах. Тем не менее, ЕГЭ – это не единственная  форма контроля знаний, могут быть и другие, но это все в будущем.


Важно знать
Отбор заданий ЕГЭ проходит очень жесткую многоярусную процедуру.  Здесь работает команда людей, проводится целый ряд экспертиз по отбору задач, предполагаемых заданий КИМ, согласование по вариантам, уровню трудности, тематике, тестологическая экспертиза, разработка специализированных заданий для детей с ограничением по здоровью и  т. д.

Количество показов: 1351
Выпуск:  №13 (2539) от 8 апреля 2016 г.
Комментарии