Забытые пригородные и окраинные школы объединились

27.05.2016 
Количество показов: 970
В Якутске всегда существовало некое деление между центральными и окраинными школами города. В одних царит хорошая успеваемость, 100% поступление в вузы и огромные очереди в первый класс, в других – детская преступность и нехватка учеников. Если центральным школам часто присваивают статусы гимназий и лицеев, то дети на окраинах и в пригородах обделены вниманием. Но эти школы решили объединиться в ассоциацию и выйти на властные структуры с просьбой помочь осуществить любопытный проект по организации ранней профориентации учащихся.
Дети не хотят учиться
Всего в городе 14 школ, которые относятся к окраинам и пригородам Якутска, среди них СОШ №6 (ДСК), 18 (поселок Геологов), 19 (Птицефабрика), 25 («Ёлочка», Сайсары), 13 (ГРЭС), Табагинская, Хатасская, №12 (с. Пригородное), школа №32 (Марха), Мархинская-1, Мархинская-2, Маган, Тудагшино, Кангалассы, Айылгы. На сегодня 8 школ состоят в Ассоциации по профориентации и дополнительному образованию школ Якутска.
Как признались директора, абсолютное большинство учащихся этих школ уходит после 9 класса поступать в ссузы или работать, так как уверены, что с ЕГЭ в 11 классе они не справятся. «Конкурентоспособность у них ниже, чем у учеников центральных школ. По результатам ЕГЭ мы по объективным фактам уступаем. В нашей школе в одном 9 классе из 42 детей только 6 изъявляют желание продолжать обучение», - сетует директор Мархинской школы №2 Айаан Васильев.

Нужна углубленная профориентация
Директор СОШ №19 Лидия Шарипова говорит, что углубленная профориентация просто необходима, так как дети часто после 9 класса поступают в ссузы даже на платной основе, но через 1-2 месяца возвращаются, поняв, что им та или иная профессия не подходит. «Нужно, чтобы ребенок осознанно решил, что ему нужно, опробовал разные профессии на себе. Дни открытых дверей учебных заведений не дают желаемого эффекта. Мы отводим детей в ссузы всего на два часа максимум, и в итоге только от одного-двух учеников поступают заявления об обучении в ссузе. Не все проникаются. Нужна направленная практическая деятельность». Айан Васильев добавляет: «Наши дети немного забыты, у них, как правило, нет обеспеченных родителей, и проект по ранней профориентации, который обучал бы профессии уже к 9 классу, помог бы им устроить жизнь».

Проект для окраин
Так у директоров школ окраин и пригородов возникла идея объединиться и внедрить в этих школах занятия по более углубленной профориентации – подготовке специалистов уже со школьной скамьи, чтобы дети даже в случае, если никуда не поступят, знали, что могут заработать деньги, и знали, куда деть руки. 
Евгений Скрябин, директор школы «Айылгы», руководитель Ассоциации по профориентации и дополнительному образованию школ Якутска:
- Мы с директорами общеобразовательных учреждений окраин города решили создать ассоциацию для того, чтобы те школы, которые несколько обделены вниманием, могли на своем уровне взаимодействовать друг с другом. Идея в том, чтобы ребята овладели к выпуску из школы общими техническими профессиями. Обсуждался этот вопрос несколько раз на уровне проректоров СВФУ, но в итоге мы вышли на Ресурсный центр развития профессионального образования и недавно мы подписали соглашение о сотрудничестве, начали составлять проект. 
Организаторы рассматривают разные идеи. Пока обсуждаются занятия по рабочим профессиям вместо уроков технологии (по старому – уроков труда). От Ресурсного центра профобразования поступило предложение организовать образовательные модули по каждой из профессий. По этой идее ребенок, чтобы получить квалификацию, например, швеи, должен пройти несколько модулей и накопить их для получения квалификации. Если же он не заинтересован в продолжении именно этой специальности, он может перейти на прохождение других модулей. 
Михаил Сивцев, директор Ресурсного центра развития профессионального образования, предлагает, кроме того, активно проводить в этих  школах такие успешные профориентационные проекты, как «Город мастеров» и занятия на уровне «JuniorSkills». Михаил Сивцев: «Если мы действительно разобьем это образование по модулям, то ребенок, заканчивая тот или иной модуль, будет уже точно знать, что это за профессия, он окунется в нее, «принюхается» и уже точно будет знать, нужна она ему или нет».
Директор ЯТТС:
- Мы уже с 2006 года работаем практически со всеми школами пригородов и окраин. Мы тоже находимся на окраине города, и эти школы – наш потенциальный сегмент. Мы давно работаем со школой №13, 32, с Табагой, с Тулагино. В этом году у нас обучается 72 школьника на повара, кондитера, швею, парикмахера и кассира торгового зала. И надо, чтобы оплата шла не от родителей, так как не все могут позволить себе оплачивать даже 5000 рублей в год. Оплата у нас чисто благотворительная, совершенно небольшие суммы за обучение, ведь с нашей стороны это тоже профориентация в чистом виде. 

Одна база для изучения рабочих профессий
На днях эту идею обрисовали министру профессионального образования, подготовки и расстановки кадров республики и начальнику Управления образования города Якутска. Они предложили свои варианты и поддержали идею внедрения углубленной профориентации в окраинные и пригородные школы.
Михаил Присяжный, министр профобразования:
- В Якутске объявлен Год труда, и у города есть интерес к тому, чтобы как можно больше молодых жителей Якутска приобретали профессию, могли работать в городе, производить продукцию, быть полезными. Я знаю это из разговора с Айсеном Сергеевичем. Мы заметили такую динамику, что в учреждения среднего профессионального образования поступает много обращений о поступлении после 9 класса из пригородных и окраинных школ Якутска даже на коммерческой основе. Материально-техническая база учебных подразделений среднего профессионального образования существенно улучшается, и учебные емкости позволяют обучать больше ребят, но мы ограничены в общежитиях. И мы ориентируемся, конечно, на ту группу жителей, которая в общежитии не нуждаются. Кроме того, мы увидели, что из этих школ интерес был большой к таким проектам, как «Город мастеров», «JuniorSkills», чего, к сожалению, мы не увидели у школ, которые находятся ближе к центру города. Мы хотим сотрудничать с теми, кому можем оказать очень серьезную помощь. 
Василий Петров, руководитель Управления образования Окружной администрации г. Якутска, предложил вариант усиления работы по профориентации, не изменяя школьных программ:
- Надо учитывать, что мы не сможем на базе школ создать вторые ссузы, необходимо просто усилить работу по профориентации детей, чтобы они четко понимали, кем они хотят быть, какие компетенции хотят получить. На базе города Якутска необходимо рассмотреть создание базы для обучения, создать учреждение дополнительного образования, которое должно дать навыки специальностей.

Михаил Присяжный его поддержал, отметив, что знания можно давать в разных формах и что работа по введению проекта должна начаться уже в ближайшем будущем. Надеемся, что эта идея позволит каждому ребенку найти место в жизни и научиться делу, которое ему всегда пригодится и поможет.



Мнение директоров школ

СОШ №19:
- При выходе из 9 класса я могу с уверенностью сказать, что 90% детей не знают, куда идти. Здесь нужно разграничить теоретическую профориентацию и практическую, и мы предлагаем с вами вместе практическую. Это видно, это наглядно, и он понимает уже, что такое та или иная профессия. 

Мархинская 2-я школа:
- Проект имеет также социальную направленность, большинство семей, дети которых учатся в окраинных и пригородных школах города, неблагополучные, малоимущие. Прекрасно, что со стороны министра появился интерес. Мы находимся в начале очень большого пути.

Школа №12:
- В нашей школе работает только одна мастерская, и мальчики с 5 по 8 класс сидят с девчонками в одном кабинете и вместе с ними занимаются вышиванием, шитьем, поэтому я бы хотел их часы уроков технологии выделить на занятия по дополнительному образованию, чтобы из них выросли настоящие мужчины. 

Количество показов: 970
Выпуск:  №20 (2546) от 27 мая 2016 г.
Комментарии