Как оформить школу к 9 Мая… и заодно объяснить детям значение праздника

04.05.2018 
Количество показов: 151
Для современных детей Великая Отечественная — далекая и непонятная война, по отношению к которой они не испытывают особых эмоций. Но каждый год в мае повсюду появляются георгиевские ленточки и звучат военные песни. Как сделать так, чтобы ребенок понял, что значит для нас этот праздник? Можно, например, принципиально по-новому подойти к оформлению школьных стендов.

Почти каждая школа стремится воспитать в детях уважение к великой победе. Только вот школьные музеи и стенды к 9 Мая за редким исключением — довольно грустное зрелище. Пыльные фотографии, заголовки с передовиц «Правды» полувековой давности… На школу возлагается миссия: донести до детей, что победа в Великой Отечественной войне — великое событие в нашей истории. Хочется, чтобы нынешние дети разделили чувство гордости и поняли, о чем этот праздник. Но для этого нужно переосмыслить и изменить формат подачи информации о войне детям и способы вовлечения в празднование. Иначе все превратится в формально-маскарадные мероприятия, бессмысленные и непонятные детям.

Школе приходится балансировать на тонкой грани. С одной стороны, нужно донести значимость победы, историческую и личностную, на уровне переживания и сочувствия. С другой стороны, не свалиться в набор бессмысленных для ребенка штампов.

 

1. Не держитесь за старое

Почти все школьные стенды и музеи, посвященные Великой Отечественной войне, безнадежно устарели. Похоронно-мемориальное настроение усиливается кустарным оформлением: танки с отломанными пушками, каски из папье-маше. Тональность — где-то между истерикой и экстазом. Давно знакомое «Никто не забыт и ничто не забыто». К сожалению, многое забыто. И в том числе виной тому простыни текста мелким кеглем и зернистые черно-белые фото, которые никого не убеждают поклониться.

 

Детям нужна другая подача и тональность. Вот четыре важных правила:

Доносить информацию нужно не только на фактическом уровне, но и на эмоциональном — чтобы «цепляло».

Важен не только общий план (масштабность войны, ее ключевые моменты и суть), но и крупный — с фокусом на отдельных людях: мужчины, женщины, дети. Это поможет ребятам соотнести себя со сверстниками, которые участвовали в войне, сопереживать и сочувствовать им.

Важна структурированность и проработанность. Экспозиция должна легко восприниматься. Пусть она будет наглядной: с короткими, простыми поясняющими текстами.

Важно, чтобы это было современно: без экзальтации, человечно и искренне. В этом куда больше уважения к истории, чем в сотне зазубренных из-под палки стихотворений.

 

 

2. Персонализируйте. Расскажите историю, найдите связь с вашей школой, районом и учениками

Война для современных детей абстрактна (и слава богу!). Чтобы они поверили в нее и осознали события, нужно нащупать точку соприкосновения между «грозными годами» и миром, в котором они живут сегодня.

Найдите фотографии вашего района или школы в годы войны и сейчас. Расскажите истории дедов и прадедов ваших учеников или учителей. Не нужно длинных текстов, только цифры и факты.

В музее или на стенде информация должна быть наглядной, а текст — коротким и емким. Вставляйте фотографии, письма или другие предметы, но помните: они хороши не сами по себе, а только как часть вашей истории. Не забывайте выдержать все в общем стиле, чтобы элементы сочетались друг с другом.

 

3. Вовлекайте учеников, учителей и родителей

«Бессмертный полк» — гениальная находка именно потому, что дает каждому в отдельности и всем вместе нащупать связь с войной, поговорить о ней, ощутить сопричастность.

Эту идею можно развить и в пространстве школы: сделайте свой бессмертный полк. Это свяжет ребенка, его семью, школу, учителей и военное прошлое в едином пространстве. Война может объединять. У меня воевал дед, у учителя музыки Маскима Михайловича — бабушка, и у тебя тоже кто-то воевал. Все это делает нас одним целым.

 

4. Обновляйте

Память о войне не должна быть монолитом, застывшим во времени и пространстве. Если что-то не меняется, оно мертво и не вызывает интереса. Часто бывает так: оформили стену или музей, полюбовались, пофотографировались и забыли лет на пять.

Экспозиция может быть съемной и временной — на апрель–май. А в следующем году лучше подготовить новую тему и новое воплощение. В дизайне можно предусмотреть модульность: возможность добавлять что-то новое или менять отдельные части.

«Дети теперь не те, они не чтят подвиг дедов и прадедов»… Это чепуха. Если они не чтят, то лишь потому, что им не дали такой возможности.

 

Рая ИВАНОВСКАЯ, образовательный портал mel.fm

Количество показов: 151
Выпуск:  №17 (2646) от 3 мая 2018 г.