Деноминация пятерок

26.09.2014 
Количество показов: 2408
Звездочки, светофоры, колы, тройбаны, пятерки — сгинет ли это из школьных тетрадей и дневников?
 И заменятся ли круглые красные «пятерки» на высокопарные «сто баллов»? Это мы узнаем позже. Ведь обсуждается переход от пятибалльной системы оценок в школах на другие варианты. А готовы ли якутские школы к такому переходу?

Никаких «солнышек»!

«В первых классах у нас безоценочная система, чего требует законодательство России», - комментируют в управлении образования города. Действительно, с 2011 года в России запрещено ставить оценки первоклассникам. Но хоть правила и действуют, учителя начальных классов по-прежнему продолжают каким-либо образом оценивать детей. Насколько мы знаем, в якутских школах есть более пяти способов оценивания первоклашек: кто-то ставит звездочки за хорошую работу, кто-то клеит наклейки, кто-то рисует лучики к солнышкам на тетрадках. А еще есть какие-то «светофорчики», «линеечки» и так далее.

Марина Варламова, учитель начальных классов СОШ №23:
- Как таковой оценки у нас для первоклассников нет. Есть самооценка. Дети сами после выполненного задания ставят себе оценку по «линеечке» (шкала), мы можем с ней лишь согласиться или не согласиться. Система сейчас совершенно другая, мы не навязываем им отметки, что это - «двойка», а это - «тройка» - ребенок сам понимает, как он отработал. У каждого учителя, конечно, свой метод, но линеечки — это общепринятая система. «Солнышки», «звездочки» по ФГОС уже неактуальны. Настоящие отметки у нас вводятся в третьем классе.

Также мы обратились в начальную общеобразовательную школу №36 «Надежда», директор которой Галина Демидович поделилась с нами своим опытом и мнением:
- Мы первоклассников никак не оцениваем и не отмечаем их достижений, потому что этого делать нельзя. Ни конфеткой, ни звездочкой, ни солнышком — ничем нельзя отмечать! Сейчас у них идет адаптация к школе, и если сейчас показать активному ребенку, что он лучший, то он может потерять интерес к урокам, а закрытый ребенок, если мы не будем его ничем отмечать, может еще больше замкнуться в себе. Психологи говорят, что первоклассников нельзя оценивать, нужно только хвалить, говорить, какой он молодец, а желательно, чтобы это делали его одноклассники. Поэтому мы можем спрашивать учеников: «Ну что, ребята, хорошо ответил? Молодец?».
- А когда вы начинаете оценивать детишек? И как они к этому привыкают?
- А начинаем мы оценивать со второго полугодия второго класса по пятибалльной шкале. Дети привыкают легко. Потому что они уже заранее знают, что это за отметки, наслышаны о них от своих братьев и сестер, родителей, других детей в школе.
- Как вы думаете, нужно ли менять пятибалльную систему оценивания?
- Каждая школа может применять свою систему оценок — это не запрещено, но мы все привыкли к пятибалльной. Мы уже все с детства привыкли и знаем, какую отметку и за что дают: за что ребенок получает «пятерку», за что - «четверку», «тройку», «двойку». Если будут менять систему, то нужно ее очень хорошо разработать, а нам, и учителям, и родителям, и детям - привыкать.
В якутские школы иногда прибывают ученики из стран ближнего зарубежья с иными отметками, например, с «десятками», «девятками», «восьмерками», а то и вовсе с «двенадцатью». 

Стобалльный ЕГЭ

Как оказалось, на данный момент все школы Якутска оценивают учеников по пятибалльной системе. Это, как говорят в Управлении образования Окружной администрации города, требование законодательства, так как в российских аттестатах должны стоять отметки по пятибалльной системе. «По 100-балльной системе оцениваются только ОГЭ (Основной государственный экзамен) и ЕГЭ (Единый государственный экзамен), но все они тоже переводятся на пятибалльную отметку», - говорят Людмила Николаева и Наталья Степанова. 

После безотметочного первого класса, пятибалльных средних и старших классов ребенок вдруг сталкивается со 100-балльным ЕГЭ. «Не подвергается ли он какому-то стрессу, когда видит такое большое количество баллов?» - спросили мы учителя алгебры и геометрии Марины Петровой: «Нет, они в курсе, что количество баллов соответствует определенной традиционной, скажем так, оценке. На уроках они у нас весь год, а то и два решают тесты и даже получают оценки по количеству набранных баллов. Никакого стресса быть не должно». Итак, приведем шкалу переводов баллов в отметки.

Русский язык:
Отлично — от 72
Хорошо — 58-71
Удовлетворительно — 24-57
Неудовлетворительно —
0-23
Математика:
Отлично — от 65
Хорошо — 47-64
Удовлетворительно- 20-46
Неудовлетворительно — 0-19


Вместо пяти оценок — 15!

В прошлом другая система была разве что в Мархинской средней школе №1. Необычная оценка успеваемости учащихся была с середины 90-х годов и до начала 2000-х. Мы связались с завучем Мархинской СОШ №1 Дарьей Левиной, которая преподавала в школе во времена этого эксперимента:
- В чем заключалась система оценок в вашей школе?
- Система уровневой оценки учащихся была у нас до начала 2000-х годов. Она имела и свои плюсы, и минусы. Она позволяла очень хорошо отслеживать индивидуальную траекторию успеваемости и успешности ребенка. Каждый ученик имел возможность учиться в силу своих возможностей, имел мотивацию. У каждой оценки тогда было три уровня. Например, отметка «три»: «тройка» первого уровня по госстандарту отвечала оценке «четыре», «тройка» второго уровня — 3,5, «тройка» третьего уровня - «три». Так же и с остальными отметками.
- Почему она была внедрена?
- В то время у нас были разновозрастные классы: вместе учились вторые и четвертые классы, восьмые и девятые, десятые и одиннадцатые — эта система очень хорошо работала с такими учениками.
- Почему отказались от такой системы?
- Эта система была полностью на инициативе коллектива, мы ее нигде не защищали, она проходила как эксперимент. Не было соответствующей поддержки, поэтому по-тихоньку угасла. Мы отказались от разновозрастных классов, в 2004-2005 годах учителя уезжали, приезжали новые педагоги с улусов, менялся коллектив. Поэтому мы перешли к классической системе оценивания.
- Сейчас поговаривают об изменениях в системе оценки, думают о замене пятибалльной системы на другую, что вы думаете на этот счет?
- Я думаю, что, например, 10-балльная система оценивания хорошо бы подошла к системе ФГОС. Мы выезжаем в другие регионы, знаем, что 10-балльные оценки хорошо внедрены и работают во многих школах России.

Зачет-незачет, третьего не дано

А в некоторых учебных заведениях, особенно это касается средних профессиональных, кроме экзаменов с пятибалльными отметками действует простая система «зачет-незачет»: сдал норматив — получил зачет, не сдал — на пересдачу. Все очень просто и понятно. Перед учащимся ставится определенный порог, который он должен сдать для получения зачета, сдать его достаточно на удовлетворительную оценку, то есть на «тройку», если перевести грубо.

Превосходно, 100 баллов!

В 2011 году СВФУ перешел на балльно-рейтинговую систему оценок студентов, что требовало положение Болонского соглашения. «По результатам анкетирования в 2013 году 90% опрошенных студентов считают, что применение БРС положительно влияет на их отношение к учебе. Система мотивирует студентов к систематической работе в аудитории, оказывает воспитательное воздействие и стимулирует студентов к освоению программ», – комментирует на официальном сайте университета директор Департамента по обеспечению качества образования СВФУ Татьяна Третьякова. Система непростая: каждому студенту перед началом учебного семестра преподавателями выдаются карточки, где расписано, за какие работу и сколько баллов он получит (посещение занятий, контрольные работы, семинары, рефераты, творческие работы) — в сумме за весь семестр он может получить максимум 70 баллов. А остальные 30, чтобы заработать превосходные 100 баллов, он должен заработать на экзамене. Баллы за работу во время семестра и баллы за экзамен суммируются и в итоге оцениваются по буквенной системе: А (превосходно) — 95-100 баллов, В (отлично) — 85-94,9 балла, С (очень хорошо) — 75,-84,9 балла, D (хорошо) — 65-74,9 балла, Е (удовлетворительно) — 55-64,9 балла. Университет утверждает, что балльно-рейтинговая система повышает эффективность СРС, усиляет контроль над систематической работой студентов и позволяет оценивать успеваемость студентов объективно.


Украина — 12-балльная система
Болгария — 6-балльная
Германия — 6-балльная, но наоборот. 6 — худшая, 1 — отличная.
Дания — 7
Финляндия — 10
Франция — 20
Индия — 100
Пятерка – на самом деле.. четверка! 
«1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «3» — достаточные; «4» — хорошие; 
«5» — отличные. 

В разное время в России применялись 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в официально установлена Министерством народного просвещения: «1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «3» — достаточные; «4» — хорошие; «5» — отличные. В течение XX века оценка «1» постепенно вышла из употребления, в результате 5-балльная система трансформировалась в современную 4-балльную. В последние годы по России в некоторых учебных заведениях возвращается 5-балльная система («1» - балл за невыполненную работу).


Количество показов: 2408
Выпуск:  № 108 (2333) от 26 сентября 2014 г.
Комментарии