Кто и как защитит потерпевшего?

15.08.2014 
Количество показов: 1564
Два года назад корреспондент нашей газеты стал потерпевшим в одном уголовном деле. Доказывать свою правоту и искать справедливости ему пришлось целых два года.   Корреспондент жалуется на волокиту со стороны правоохранительных органов с самого начала судопроизводства — со дня подачи заявления. И участковый начал проверку заявления лишь спустя десять суток, и уголовное дело возбуждено через несколько месяцев, следствие затянулось донельзя долго. В итоге обвиняемый ушел от уголовной ответственности, попав под амнистию. Еще чуть-чуть, и дело вообще могло прекратиться в связи с давностью события преступления. Увы, в такие ситуации попадают не только журналисты, но и рядовые граждане.
В связи с этим, «ЭС» решило встретиться со старшим прокурором отдела по надзору за уголовно-процессуальной  и оперативно-разыскной деятельностью правоохранительных органов прокуратуры республики Антониной Ускеевой. 

Доступ к правосудию

Если мы считаем, что любой защитник в судопроизводстве — это адвокат, то сильно ошибаемся. Так как в первую очередь защиту потерпевшему, впрочем, как и обвиняемому дает главный документ страны — Конституция РФ. В соответствии с ней, именно  государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. 
- Антонина Николаевна, какие сроки предусматривает закон при обращении потерпевших в правоохранительные органы?
- Расследование уголовных дел в разумные сроки - приоритетные направления в работе органов прокуратуры. Да, к сожалению, нередки случаи волокиты как при возбуждении уголовных дел, так и при дальнейшем их расследовании, и нынешнее правовое положение потерпевшего до сих пор не полностью соответствует требованиям о защите законных прав и интересов лиц, пострадавших от преступлений. А ведь, согласно позиции Конституционного Суда РФ, лицо, обратившееся с требованием возбудить уголовное дело, не может быть лишено права на судебную защиту и на доступ к правосудию без неоправданной задержки.  
Уголовно-процессуальным законодательством на расследование уголовных дел отведено два месяца, на дознание - тридцать суток. К сожалению, по различным причинам эти сроки не соблюдаются, что в конечном итоге приводит к нарушению прав потерпевших. Так, за первое полугодие 2014 года правоохранительными органами расследовано всего 3 438 уголовных дел, из которых  с нарушением срока - 1 089  или 31,7%.  В связи с этим, при наличии волокиты, допускаемой органами предварительного следствия и дознания при расследовании уголовных дел, прокуроры принимают меры реагирования, ставя  вопрос об ответственности виновных должностных лиц.

- По-вашему, с чем связана волокита?
- Несмотря на то, что основными причинами расследования уголовных дел свыше установленного срока являлась их сложность, многоэпизодность, необходимость проведения большого количества следственных действий, сложных судебных экспертиз за пределами республики, распространены факты ненадлежащего качества следствия, непринятие всего комплекса мер по установлению лиц, виновных в совершении преступлений. По-прежнему пятая часть зарегистрированных преступлений  остается нераскрытой. Так, по 1 180 из 5 433 или 21,7% уголовным делам, возбужденным в 1 полугодии 2014 года, не установлены лица, совершившие преступления. Другими словами, 1 180 преступлений не раскрыты, соответственно, столько же потерпевших пока не дождались защиты от государства. Таким образом, нельзя считать достаточными принимаемые меры по защите конституционных прав граждан-потерпевших.

- И кто виноват в конечном итоге? Дознаватель, следователь, если сторонние учреждения «тормозят»?
- В соответствии с УПК РФ, обстоятельства, связанные с работой органов предварительного расследования прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не могут быть причиной для превышения сроков. Федеральный закон №432 внес значительные изменения в этом плане.  По новому закону органы следствия обязаны принять решение о признании потерпевшим незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела. Таким образом, у потерпевших появилась  возможность  активно отстаивать свои права и законные интересы как на стадии возбуждения уголовного дела, так и в течение всего дальнейшего расследования преступления. Законодатель значительно расширил перечень следственных документов, копии которых теперь имеет право получать потерпевший, предоставил ему право на ознакомление и в случае прекращения уголовного дела.

- Какие еще изменения произошли в законе?
- Новый закон расширил права потерпевшего на возмещение ему судебных издержек, в том числе расходов на услуги адвоката.  Также за счет государства возмещаются расходы на услуги адвоката несовершеннолетним потерпевшим, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности.
Кроме того, УПК РФ дополнен новой статьей, согласно которой органы следствия обязаны принять меры по установлению и наложению ареста на имущество подозреваемого (обвиняемого), стоимость которого обеспечивает возмещение причиненного имущественного вреда.
Устанавливается право потерпевшего и его законного представителя получать информацию о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания, о его выездах за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы.
Кроме того, для отмены условного осуждения, применения условно-досрочного освобождения или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания предусматривается обязательное возмещение осужденным вреда (полностью или частично), причиненного преступлением.
Новый закон не только расширил права потерпевших в уголовном судопроизводстве, но одновременно возложил на потерпевших некоторые новые обязанности. 

- Интересно... 
- Теперь потерпевший не вправе «уклоняться от прохождения освидетельствования, от производства в отношении него судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования».
- В случае с нашим корреспондентом прокурор посоветовал ему обратиться с жалобой в суд на дознавателя, который проволокитил дело. Мол, за счет федерального бюджета корреспонденту будет выплачена компенсация. Получается, что как бы плохо не работали следователи и дознаватели, «страдать» будет бюджет. То есть мои же деньги, как налогоплательщика, вернутся ко мне? Где же справедливость?
-  Я уже говорила, что прокуроры ставят  вопрос об ответственности виновных должностных лиц. 21 июля этого года принят Федеральный закон № 273, внесший изменения в части компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, который вступает в силу с 1 января 2015 года. Положения закона, касающиеся присуждения компенсации, распространяются на правоотношения, возникшие с 25 июня 2013 года.

Так, потерпевшие по приостановленным и прекращенным уголовным делам смогут получить компенсацию за неразумные сроки расследования в связи с неустановлением обвиняемого, если срок расследования превысил четыре года и если имеются данные о ненадлежащем исполнении органами следствия должностных обязанностей по установлению виновных лиц, что возможно при отсутствии должного прокурорского надзора.  Однако в целях исключения злоупотреблений правом со стороны потерпевшего  учитываются правовая и фактическая сложность дела, поведение потерпевшего, действия прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника органа дознания, дознавателя, которые были задействованы в возбуждении уголовного дела, установлении виновного лица.

В настоящее время прокуратурой республики рассматривается вопрос предъявления регрессных исков к должностным лицам органов следствия и прокуроров по фактам взыскания с казны денежных средств для выплаты компенсации гражданам за нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства на досудебной стадии. То есть уже конкретное должностное лицо будет возвращать взысканную компенсацию с бюджета обратно в бюджет. Таким образом, принимаемые меры должны усилить и прокурорский надзор, и ведомственный контроль со стороны руководителей органов предварительного расследования, что в целом должно привести к улучшению ситуации по обеспечению прав граждан на судебную защиту в разумные сроки.

Количество показов: 1564
Выпуск:  №90 (2315) от 15 августа 2014 года