Хамам в школе не место

11.07.2014 
Автор: Юрий Аксаментов
Количество показов: 1220
Депутаты хотят защитить школьных учителей от оскорблений и насмешек, приравняв их в этом плане к представителям власти.
Запретить «наезды» на учителей хотят как детям, так и родителям. Не будут допускаться оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности, поучения в отношении педагогов. А применение насилия или публичное оскорбление при исполнении служебных обязанностей хотят сделать равным оскорблению или насилию над представителем власти. И, соответственно, карать уже по Уголовному кодексу. Нарушителям может грозит или штраф, или исправительные работы на срок от 6 месяцев до года. Но это для взрослых. Детей просто исключат из школы. Такие поправки к закону «Об образовании» готовит один из депутатов Госдумы.

Мы встретились с учителем русского языка и литературы МОБУ «СОШ №10 им. Д. Г. Новопашина» Аидой Константиновной Федоровой, чтобы поговорить об отношениях сегодняшних родителей, учеников и учителей.

«Сами напросились»

– Согласны ли вы с проектом  закона об ответственности учеников и их родителей за оскорбление учителей?
– Конечно, согласна. Потому что в последнее время появилось немало учеников и их родителей, которые слишком многое позволяют себе по отношению к учителю и школе в целом. Появились родители, которые  могут прийти в школу, нагрубить и нахамить учителю. Известны случаи, когда родители школьников могли поднять руку на  учителя, грозили оружием, увольнением и делали это, совершенно не стесняясь,  в присутствии учеников! Поэтому этот закон должен остановить таких агрессивных и рьяно настроенных против школы родителей.

– Представляют ли современные школьники угрозу учителям?
– Как таковой угрозы я не вижу. Многое зависит от того, в какой школе ты работаешь, с какими детьми ты имеешь дело. И уже в зависимости от детей учитель должен построить  траекторию своего поведения, общения с учениками. В  повседневной школьной жизни  мы нередко сталкиваемся с  нервными, легко возбудимыми  детьми, и в первую очередь необходимо успокоить их, а не провоцировать.  Ведь провоцируя ребенка, можно натолкнуть его на агрессивное поведение, и виноват в этом случае будет учитель.

Интернет важней учебников

– Многие считают, что подавляющее большинство современных школьников неграмотные.
– Да, такая проблема есть. Самая главная причина проблемы неграмотности современных детей – абсолютное игнорирование ими книг. И игнорирование это начинается уже с пятого класса. Материал по литературе программы  пятого класса  достаточно легкий и интересный  – сказки «Снежная королева», «Двенадцать месяцев», «Теплый хлеб» Паустовского, повесть «Васюткино озеро» Астафьева, прекрасные лирические стихотворения.  И практически половина моих учеников-пятиклассников эти произведения не читала. Поэтому мы вместе с учениками  осваиваем этот материал  на уроке, вместе комментируем, обсуждаем, сочувствуем и радуемся вместе с героями произведений. Я думаю, что если  дети не хотят читать произведения по школьной программе, им должны помогать в этом родители – они должны читать произведения вместе с детьми. Но у многих родителей элементарно не хватает на это времени. Поэтому подавляющее большинство школьников книгам предпочитают гаджеты, под влиянием которых они находятся практически с первого класса. В этом больше минусов, чем плюсов, так как дети не умеют извлекать ту информацию, которая им нужна, они ее поглощают полностью  – и ту, что нужна, и ту, что не нужна. Многие  дети, когда садятся за компьютер вроде бы как делать уроки, заходят в Интернет и начинает просматривать все свои страницы в соцсетях, а это съедает огромное количество времени. Родители делают им замечание, дети никак не реагируют, вследствие этого возникают конфликты, которые перерастают в скандал между отцом и матерью, обвиняющие друг друга в том, что ничему ребенка не научили и не умеют контролировать  его. Есть семьи, в которых не ставятся никакие ограничения на использование бескрайних интернет-просторов, и дети, особенно у которых безлимитный Интернет, заходят и на запрещенные взрослые сайты. Поэтому необходимо оградить ребенка от этого плохого влияния. Сейчас дети знают очень много и нужного, и ненужного. Это самое страшное.  С другой стороны, в Интернете есть много полезных познавательных сайтов, на которых можно найти материал по школьных предметам, провести виртуальные лабораторные опыты, общаться с интересными людьми Но разве дети туда заходят? Очень редко. Большинство детей знают только четыре сайта – «Вконтакте», «Одноклассники», «Твиттер» «Instagramm» – кто что ел и кто где был. Многие дети болеют вещизмом – выкладывают в Интернет все, что приобрели. Интернет им нужен еще и для того, чтобы списать ГДЗ. Если даешь классу задание, то некоторые ученики тут же на уроке находят в Интернете ГДЗ и начинают списывать с него. И учителю приходится быть начеку, чтобы дети на уроках не списывали со своих электронных гаджетов.
Встречаются и  дети, равнодушные ко всему. На уроках они сидят за последними партами, ничем не интересуются, информацию они находить не могут. 

Проблема века – патологическая лень

– Как стоит вопрос с воспитанием школьников?
– Немаловажную роль в воспитании ребенка играет его семья. Если в семье отношение к окружающим людям агрессивное, то и у ребенка оно такое же будет. Как бы на уроках в школе ни говорили о добре и зле, о нравственных началах, о справедливости и милосердии, если ребенок приходит домой и его встречают руганью, то одному учителю очень сложно  справиться с этим. Поэтому здесь учитель и родители должны действовать в одном направлении. Ну и, естественно, в процессе воспитания ребенка не последнее место занимают  влияние улицы, информационных каналов и даже, может быть, равнодушие общества. Если ребенок подвержен уличному влиянию, между ним  и его родителями должно быть доверие. Но, к сожалению, такое в наше время – редкость. Начиная с 6-7-х классов у детей уже появляется юношеский максимализм, желание все делать по своему усмотрению, к мнению своих родителей  многие не прислушиваются и отмахиваются. Некоторые школьники абсолютно не терпят никаких указаний свыше, на все имеют свое мнение, ленятся, бывает даже, «страдают патологической ленью». Патологическая лень – это когда дети  абсолютно не хотят ничего делать: учить уроки, помогать родителям по дому, выполнять небольшие поручения. Лишь лежать или сидеть перед компьютером или смартфоном, и это – одно из самых страшных явлений у современных школьников.
И у родителей таких детей опускаются руки. А ведь семья играет большую роль не только в успеваемости ребенка, но и в его полноценном нравственном развитии. 

– Какая сейчас успеваемость у школьников?
– Ребенок, который умеет распоряжаться своим временем, успевает все – и ходить на тренировки, и учиться, и участвовать в научно-практических конференциях и олимпиадах. Есть семьи, которые не отдают должного внимания своим детям из-за нехватки времени, есть семьи, в которых  главное – материальная составляющая. Сейчас таких семей очень много, ведь легче откупиться от ребенка, чем посидеть и поговорить с ним, заинтересовать и направить его энергию в правильное русло.  Либо, наоборот, чрезмерная опека детей, и потом родители жалуются, что дети такие инфантильные, ни к чему не готовые и не приспособленные. Родители должны давать направление, но не вести за собой. Нужно давать свободу, право выбора детям, чтобы ребенок умел принимать решение сам и быть конкурентноспособным. Поэтому мы должны ориентировать ребенка на изменяющуюся реальность современного общества, научить его находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы. 




В «шкуре» учителя

– Работа учителя в школе тяжелая?
– Да, тяжелая, но интересная. Иногда мы испытываем на  себе цейтнот, это когда мы весь день находимся в непрерывном движении и общении, например, проводим шесть уроков, потом занимаемся с отстающими учениками, потом идут встречи с родителями, проверка тетрадей, подготовка к урокам следующего дня. И при этом постоянное эмоциональное напряжение, готовность к  беседам, а иногда и к схваткам с родителями,  с детьми. Все это может привести к эмоциональному выгоранию. Важно уметь держать собственные эмоции, настраиваться на  светлое и доброе.  Как ни крути – учитель тоже человек.
– Насколько родители лояльны по отношению к школе и учителям?
– Родителей можно разделить на несколько групп. Есть те, которые лояльны, есть те, которые являются потребителями – закидывают своего ребенка в школу как в камеру хранения и самоустраняются. А как школа может воспитать ребенка, если у его родителей отсутствует желание, чтобы их ребенок был лучше? Только в тандеме учитель + родители можно качественно выполнить задачу по воспитанию успешного современного выпускника. Но, к сожалению, у многих родителей нет времени даже на то, чтобы прийти в школу. На родительские собрания ходит меньше половины класса. И это даже в благополучных классах. Встречаются и неадекватные родители, которые начинают сходу кричать на учителя, не разобравшись в ситуации, обвинять школу, учителя, одноклассников своего ребенка, которого якобы обидели. Были случаи, когда родители в WhatsApp высказывали оскорбления в адрес учителей. Я считаю: это недопустимо. И когда-нибудь повлечет за собой соответствующее наказание.

Количество показов: 1220
Выпуск:  №77 (2302) от 11 июля 2014