Полукровка. Право на идентификацию

25.07.2014 
Количество показов: 1476
Разговор на детской площадке. Сидит на скамейке женщина преклонных годов, рядом – девушка-якуточка, недалеко в песочнице играет прелестный трехлетний малыш с белокурыми кудрями.
Женщина долго и внимательно смотрит на мальчишку, оторвав взгляд от вязания. Что там творилась в ее голове, какие мысли витали – непонятно, но итогом всего стал вопрос: «Сколько вам платят в час за присмотр? Вы же няня?». Девушка, вспыхнув, как маков цвет, дернула плечом, но ответила, глядя любопытствующей прямо в глаза: «Я не няня. Я - мама».

Ребус из 150 народов

Их принято называть полукровками. Метисами. В Якутии – баhынай, сахалярами. То есть дети от смешанных браков. Их немало и в столице, и в улусах. Теперь их не обзывают обидными словами, не делают изгоями, не кидают камешками в спину исподтишка, потому что когда то родители нелицеприятно и с свысока отзывались о тех, кто, по их мнению, «портит кровь», и о самом ребенке, который в результате этого появился на свет. Старшее поколение старается лояльно и терпимо относиться к целующимся парочкам, где юноша и девушка – разных национальностей. Уже привыкли к интернациональным семьям, где сын может быть голубоглазым блондином, а внешность дочери – как у звезды Востока. В группах детских садов – смешение национальностей, как в прямом, так и переносном смысле. Был такой фильм: «Свой среди чужих, чужой среди своих». Сейчас мы живем в современном мире, где все меняется, ассимилируется, и картина постоянно меняется. Сахаляры и метисы в нашем обществе не вызывают большого удивления, учитывая, что в Якутии проживают представители более чем 150 народностей.  Тем более не редкость, когда ребенок разговаривает на языках обоих родителей: к примеру, свободно общается на русском и якутском. 
В широком смысле полукровки – это практически мы все. Признаки смешения кровей могут неявно бросаться в глаза при перекрещивании отдельно славянских наций, или отдельно восточных или южных кровей. Большинство украинцев, смешанных с евреями, давно и прочно считают себя русскими, корейская кровь незаметно замешивается на якутской, армяне и грузины так же перемешались, и так далее.

ТРУДНОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Однако проблема все-таки остается. Не в принятии обществом, совсем нет. Скорее, в принятии собственно себя. Внутренней самоидентификации. Пока малыш маленький, с этим проблем нет, только разве что при поступлении в школу или в регистратуре поликлиники до сих пор спрашивают в лоб: «Национальность?». А такой графы уже и в паспорте нет. Конечно, родители склонны растеряться: что отвечать? Сказать – «якут», а мальчишка в это время смотрит на регистраторшу с огромными голубыми глазами. Или «русская» - а у девочки красивый миндалевидный разрез глаз... И на детской площадке могут возникнуть недоразумения. Одну мою знакомую остановил полицейский: пятилетняя дочь раскапризничалась, кричала на всю улицу, руку вырывала, плакала, пыталась убежать. Что-то там ей в магазине не купили. Картина подозрительная, тем паче, что мама и дочь совершенно не похожи. Представитель власти тронул мать за плечо и строго спросил: «Женщина, что происходит? А это вообще – ваш ли ребенок? Девочка, это твоя мама или чужая тетя?». Шок. Удивление. Где-то в глубине души заплескалась обида. Зато дочка опомнилась на удивление быстро, и глаза сразу высохли: «Да, это моя мама! Уже и поплакать нельзя? Мамочка, я больше не буду!». Эти две женщины подумали о разном. Маленькая – что за плохое поведение дядя в форме отнимет ее у матери. Мама ведь так часто пугала ее злым чужим дядей, который ее заберет, если она не будет слушаться... Большая – о том, что это уже не в первый раз, что дочка – вылитый отец, который давно уже сделал им ручкой, что удивленные, порой осуждающие, но скрытые взгляды и шепоток за спиной она чувствует с момента рождения ее ангелочка, а что предстоит пережить дочке? Кем себя считать? Русской, якуткой, эвенкийкой, гречанкой – столько кровей намешано...

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ: ГРАФЫ «НАЦИОНАЛЬНОСТЬ» НЕТ ВООБЩЕ!

Специалист городского ЗАГСе нам пояснила, что в свидетельство о рождении вписывается гражданство и национальность родителей. Причем, национальность вписывается с их слов – кем они сами себя считают. Что касается ребенка – его национальность никто определять не торопит, и такой графы в свидетельстве о рождении не предусмотрено. И в книге актов гражданского состояния национальность малыша не фиксируется. Да и в свидетельстве старого образца такого не было, национальность человек указывал при получении паспорта. А 14 лет – возраст получения главного документа  на сегодня – далеко не младенческий возраст, и подросток уже сам имеет право на выбор. Тем более что и в паспортах графу «национальность» давно упразднили. 

Получается, государством дается время на самоопределение – впервые официально о национальности лично у ребенка могут спросить только при получении паспорта. Однако причина проста – это делается для статистики: чтобы знать, какой процент и сколько кого проживает в городе и республике. 

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ – РОССИЯНИН

Детский психолог Марина ГОТОВЦЕВА:
- Когда-то я прочитала одно высказывание, которое звучало примерно так: «Человек относится к той национальности, язык, историю и культуру которой он знает и считает своей». Это сказал, если не ошибаюсь, великий Даль. У евреев, к примеру, вообще национальность и фамилия – по материнской линии. Вообще, в этнографии и демографии считается, что детей до 10 лет надо записывать только по матери. Старше 10 лет положено спрашивать, кем они себя чувствуют. Часто это связано с языком, на котором они думают, но не всегда. К примеру: ребенок от смешанного брака (мама – русская, отец - азербайджанец) родился и живет в Якутии, учится в школе и думает по-русски, общается с друзьями по-русски, но говорит, что считает себя азербайджанцем. 

У нас в Якутии много смешанных браков якутка-русский и наоборот. Детей от таких браков называют сахалярами. От смешанных браков с другими национальностями – метисами, хотя это не совсем верно, поскольку метис – ребенок, один из родителей которого индеец.  Но национальности «сахаляр» нет! Не раз было, что ко мне обращались родители с вопросом: как их детям реагировать, когда очень любопытные люди, которых почему-то встречается достаточно большое количество, спрашивают у ребенка, какой он  национальности. Советую: пусть говорит, что он – россиянин! Потому что живет в России. И неважно, к каким народам принадлежат его родители. Но это в случае, когда дети, подростки, да порой уже и молодые люди затрудняются самоопределиться, решить, к какой национальности себя отнести – к папиной или маминой. Но справедливости ради отмечу, что многие уже с детства знают, кем являются. Определение той или иной национальности может зависеть и от внешности – на кого больше похож ребенок, от внутреннего понимания своего «я». Или от обоих факторов. Главное, чтобы человеку было комфортно, и он не вступал в противоречие с самим собой, что гораздо хуже, чем непонимание и неприятие общества. 

PS. Смею предположить, что вопрос национальной принадлежности – это вопрос воспитания в детстве на определенных примерах. Эти примеры затем становятся штампами для оценки событий и поступков - «хорошо», «плохо», «так себе». Лет сто назад, в отсутствие глобального информационного общества, знание конкретного языка определяло литературу, сказки, устные предания, а ведь в них и были заложены алгоритмы поведения и самоосознания.

Количество показов: 1476
Выпуск:  №83 (2308) от 25 июля 2014
Комментарии