Двоечникам каникулы отменяются?

18.06.2014 
Количество показов: 620
Летние каникулы наступили.
Радостная пора для детворы, которая с нетерпением ждала их, чтобы закинуть подальше школьный портфель и на три месяца забыть о таблице умножения, литературном чтении и логарифмах... А не тут-то было! Особо радивые родители, внимая наставлениям учителей, заставляют своих детей корпеть над тетрадками и летом. Правда, не каждый день. А некоторые считают, что лето – для отдыха, и детским мозгам нужно отдохнуть от учебы. Показательно, что и учителя, и психологи расходятся во мнениях, что делать школьникам летом: отдыхать или заниматься?

Практически все учителя начальных классов в конце года напутствовали родителей: на каникулах желательно как минимум заставлять ребенка читать каждый день вслух, а еще лучше и писать, и решать задачки. В средней и старшей школе детям регулярно раздают задания на лето. С одной стороны, вроде бы правильно – гимнастика для мозга полезна всем и всегда. А теперь представьте, что каждый день вашего законного отпуска вам нужно заниматься рабочими проблемами, чтобы их не забыть... 

ДАЙТЕ ОТДОХНУТЬ МОЗГАМ!

Действительно, каникулы длиной в три месяца – это не только облегчение для родителей. Да, не нужно будить ребенка по утрам, не сидеть с ним за уроками целыми вечерами. Но это еще и страх, что ребенок забудет все, что узнал за год. И тут возникает справедливый вопрос: продолжать ли занятия на каникулах или дать ребенку полный отдых и отвлечение от уроков? Как найти баланс между заслуженным отдыхом и необходимостью быть в тонусе к сентябрю?

Марина ИПАТЬЕВА, психолог:
- Необходимо дать ребенку возможность расслабиться, вдохнуть аромат свободы, отключиться от школьных дел. Пусть ребенок на каникулах занимается тем, чем он сам хочет. Поверьте, ежедневные занятия в школе, дополнительные занятия после школы, а также необходимость учить уроки – это большое напряжение для детской психики. А учитывая шестидневную учебную неделю во многих школах и кучу заданий на каникулы между четвертями, нетрудно представить, какую нагрузку испытывает детский организм. Так неужели вполне официальное безделье на летних каникулах не заслужено? Вспомните, как вы реагируете, находясь в отпуске, на звонки с работы пусть даже по мелким вопросам. На каникулах ребенок должен соскучиться по школе. По крайней мере на два месяца дайте ему эту возможность. А за месяц до школы постепенно начинайте вспоминать.
Вы скажете, что он и так не очень утруждал себя в течение года. Возможно, тем не менее, любому ребенку нужен отдых. В конце концов существует еще и список литературы на лето, которого никто не отменял. Контролируйте процесс чтения, задавайте вопросы, обсуждайте прочитанное. Это прекрасная гимнастика для детского мозга, ну и момент эмоционального единения ребенка с родителем, что значительно укрепляет ваши отношения и делает их доверительными. Если что-то задали на каникулы, родители должны настоять, чтобы это было выполнено. При этом не наваливайтесь сразу: помогите ему спланировать занятия и распределить силы. В остальном же дайте детям провести каникулы так, как им хочется

ЗАНИМАЙСЯ САМ!

Часто родители говорят примерно следующее: «Занимайся сам, хватит того, что в течение года я делала с тобой уроки». Вы действительно верите, что «летний» ребенок готов заниматься самостоятельно? Чтобы ребенок летом занимался, нужен не просто ваш контроль и страх наказания. Нужно нечто большее: ваш пример, помощь, поощрение и ... необычная организация учебного процесса. Другие родители восклицают: «Я найму репетитора. За лето мы подтянем все, что нужно». Хотите успеть освоить за лето то, что не успели за учебный год? Даже если это удастся, ребенок к сентябрю будет остро нуждаться в еще одних каникулах, только теперь настоящих, без занятий.

А ЛОБОТРЯСЫ ПУСТЬ КОРПЯТ ЛЕТОМ!

Конечно, дети должны как следует отдохнуть во время каникул. Но есть мысль, с которой согласятся и родители, и учителя, и психологи: ленивые двоечники, которые и так в течение года себя не слишком утруждали, пусть вкалывают. Хотя бы один месяц из трех можно и поработать. 

В России самые длинные летние каникулы. Ни в одной европейской стране таких нет – там дети отдыхают максимум два месяца. Так что можно иногда и позаниматься. Пусть ребенок почитает – не зря же дают список литературы на лето. Если есть пробелы в знаниях, их нужно восполнить. Еще лучше давать ребенку не школьную программу, а что-то сверх этого: например, начать изучать иностранный язык. Вообще, прислушивайтесь к его желаниям. Руководствуйтесь здравым смыслом. У нас жизнь и так излишне зарегламентирована, взрослые не выдерживают таких нагрузок, что уж говорить о детях. Поэтому пусть расслабятся и отдыхают. Старшеклассникам дайте больше свободы и ответственности за свои поступки.

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ: ЕСЛИ ЗАНИМАТЬСЯ, ТО СКОЛЬКО?

Ольга Лазарева: «Мой сын в этом году окончил первый класс. И я боюсь, что за лето он забудет буквы, как читать, писать. Стоит ли летом повторять программу первого класса?»

Алина Егоровна, учитель начальных классов СОШ №31 г. Якутска:
Не торопитесь усаживать ребенка за занятия. Первые 2–3 недели важнее набегаться, нагуляться, наиграться со сверстниками, забыть о проблемах, которые накопились в течение года. Это, конечно, не значит, что ребенок должен быть предоставлен сам себе. Очень важно, чтобы у него и в каникулы был режим, пусть менее жесткий, чем в учебном году. Пусть спит до девяти, до полдесятого, если хочется, пусть немножечко позже ложится спать, особенно пока вечера долгие и теплые. Но вставать, ложиться, завтракать нужно в одно и то же время.

Если есть какие-то пробелы, разумеется, заниматься нужно. Но хорошо бы не просто повторять все подряд, а получить перед каникулами рекомендации педагога: на что обратить внимание, какие лучше делать задания. Не стоит заниматься сразу всем, лучше работать блоками. Есть проблемы с математикой – устраняем их. Пошло дело на лад – переходим к русскому. Важнейший навык, который ребенок осваивает в первом классе – это письмо. Однако редко бывает так, чтобы почерк у первоклашки установился легко и без проблем. И чтобы не растерять наработанное за год, летом было бы очень полезно еще раз поработать с прописями. Русским языком вообще лучше заниматься после того, как ребенок поработает по прописям, тогда ему проще будет выполнять упражнения, писать диктанты.

Бывает, что осенью родители приходят и хвалятся: «А мы вот летом начали программу второго класса изучать». Зачем? Если учеба дается ребенку легко, он потеряет интерес и во втором классе будет скучать. Если же учиться сложно, «упреждающие» занятия лишь усилят неприязнь к учебе. Дайте ребенку почувствовать, что у него все обязательно получится. Ведь он закончил первый класс? Его перевели во второй? Значит, не так все и плохо. И не нужно стремиться во что бы то ни стало превратить за лето все тройки в пятерки. Если вы подтянете их до четверок – уже очень хорошо.

Занятия по школьной программе не должны проходить каждый день, и не стоит заниматься больше 20–30 минут в день. Причем время для них ребенок должен выбрать сам. Нужно лишь, чтобы оно было по возможности постоянным на протяжении всего отдыха.

Количество показов: 620
Выпуск:  № 65 (2290) от 11 июня 2014
Комментарии