Ребенок: виртуальный или реальный?

07.04.2014 
Количество показов: 364
«У моего ребенка компьютерная зависимость», «У него просто истерики, как только мы просим закончить игру», «Его ничего не интересует, кроме игр, это нормально?» - все чаще приходится слышать психологам и воспитателям от родителей малышей.
Что находят дети в компьютерных играх? Можно ли вернуть их в реальный мир? Советует психолог Светлана Заболотняя.

Условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно адаптироваться. Все системы воспитания мира не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры. Получив классическое образование, мы уверены, что именно его нужно давать ребенку: первым делом книги, а потом уже компьютер. Но компьютер же сегодня вытесняет не только книги, но и живых людей.
В воспитании «компьютерных» детей можно отметить три основных «горячих точки».
  1. Изначально у них неверно сформированы установки по отношению к компьютеру. 
  2. Купив компьютер, мы чаще всего оставляем ребенка с ним один на один, используя возможность отдохнуть.
  3. Никто не соблюдает нормы работы за компьютером, но иногда устраивается что-то вроде «субботних порок». Компьютер выключается, и ребенку напоминают, кто в доме хозяин.

Ситуация 1. 
Компьютер и дисциплина

Шестилетняя Оля может «работать» на компьютере: она на нем пишет буквы, рисует, играет. Приехавшая погостить бабушка обнаружила, что девочка не рисует карандашами и красками, не лепит и не читает книжек. Бабушка в шоке... Ребенок категорически отказался рисовать на бумаге, объяснив, что она это делает на компьютере. И тогда бабушка решила навести порядок, ограничив время пребывания Оли: ровно через 30 минут она громко требовала немедленно выключить компьютер, а не то: «Я тебя накажу!» В результате – ежедневные слезы и истерики.

Что мы говорим?Что они слышат?
«Ты сошел с ума с этим компьютером! Вырастешь дебилом!»«Мы можем тебя любить — только без компьютера! А с компьютером ты — наш позор!»
«Я накажу тебя, если ты без спроса включишь компьютер!»«Я уничтожу тебя и твой компьютер! Я добьюсь полной и безоговорочной победы над тобой! Будешь знать, кто здесь хозяин!»
«Хватит играть. Тебе бы все бездельничать!»«Это баловство, и никому не интересно, что ты по этому поводу думаешь»
Комментарий психолога. Агрессивное прерывание игры оставляет гораздо более серьезный след в детской психике, чем мы можем думать. С точки зрения ребенка, родитель его не любит и не понимает, если не готов разделить с ним его радость: у детей другая логика. Они принимают заботу как норму, а о любви судят по тому, насколько участвует мама или папа в радостной стороне жизни. Чтобы ребенок не плакал и не бился в истерике, некоторые родители разрешают поиграть «ну, еще полчасика». Потом «еще 15 минут». Но дисциплина и игра вполне совместимы! Агрессия взрослых только ожесточает ребенка и создает эффект «запретного плода». Поэтому, во-первых, нужно формировать правильные установки еще до начала игры: «Все дети твоего возраста играют по полчаса», «Маленькие играют только с родителями». Во-вторых, у играм на компьютере должны быть альтернативные занятия: «А мы еще можем поиграть в Лего!», «А мне так нравится, как ты рисуешь карандашами... На компьютере так не получится!».

Ситуация 2.
Компьютеры и потребность в любви

Когда родители развелись, Пете было шесть лет. Развод инициировала мама, женщина сильная, у которой свой бизнес. Как бы извиняясь за причиненные страдания, мама купила ему компьютер, решив: «Я выращу талантливого ребенка, и никто не скажет, что я – плохая мать!» Мальчик принял подарок с радостью, тем более что мама сама поощряла игру на компьютере, тем самым как бы подтверждая, что любит сына. Пете тоже было легче играть и ни о чем не думать. В выходные он не виделся с отцом, родители совсем не общались друг с другом, а в будни мама была занята. И компьютер стал чем-то вроде суррогатного родителя. Женщина спохватилась, когда ребенок пошел в школу. К этому времени он потерял интерес к людям и занятиям в школе, что сказалось на успеваемости, сверстники показались ему скучными. Он привык к нехватке любви и научился спасаться, уходя в виртуал.

Что мы говорим?Что они слышат?
«Что ты путаешься под ногами? Тебе купили такой дорогой компьютер. Иди поиграй»«Мы готовы покупать тебе дорогие вещи, но не любить!»
«Я устала. Была такая трудная неделя. Иди поиграй!»«У меня уже нет сил тебя любить. Тебе остается играть в ожидании, пока я отдохну!»
«Ничего, что папа теперь живет отдельно. Зато у тебя есть компьютер!»«Удовольствие надо получать любой ценой!»
Комментарий психолога. К кому больше привязан ребенок – к маме или компьютеру? Этот вопрос всегда мучает родителей. Мы ревнуем ребенка к бездушной машине, однако не готовы проводить время с ним. Раньше родитель был источником счастья на фоне довольно однообразной реальности, теперь родители могут выступать тусклым фоном для яркой, бесконечно разнообразной виртуальной реальности. Наблюдения показывают, что если ребенку не хватает теплых отношений в семье, любви, нежности, ласки, риск формирования всякого рода зависимостей, в том числе и компьютерной, существенно возрастает. Удовольствие, которое можно получать легко и просто, всего лишь суррогат человеческой любви, которую ребенок не знает, как добывать. Дети застревают на этапе более простых операций, если им неизвестны или не по силам более сложные. А компьютер, несмотря на сложное внутреннее устройство, прост, поскольку им легко управлять. Чтобы конкурировать с ним, у родителя должен появиться «дружественный интерфейс».

Как совместить реальную и виртуальную жизнь ребенка?

  1. Для начала решите: что значит компьютер в вашей семье, в жизни любого человека? Преувеличение значения компьютера взрослыми повышает его значимость в жизни ребенка. Преувеличенные страхи перед компьютером играют ту же роль. Спокойное отношение к технике позволяет использовать ее с большим умом, аккуратностью и пользой. 
  2. Низкая самооценка у ребенка – почва для формирования любой нежелательной зависимости. Не только преувеличивая значение компьютера, но и недооценивая своего ребенка, мы толкаем его довольствоваться ролью простого исполнителя чужих программ, в том числе компьютерных. А низкая самооценка – результат слабой родительской любви.
  3. Компьютер займет особое место в жизни ребенка, если у него нет друзей и других существенных связей с миром. Если у вас есть хоть какая-то возможность создавать условия для совместных игр, пребывания в группе сверстников, не упускайте ее.
  4. Нормативы пребывания ребенка перед экраном примерно таковы. Хотя бы до трех лет никаких компьютеров и приставок! После трех лет время игры должно быть дозировано и составлять максимум полчаса. Вы можете завести правило: «Компьютер только по выходным!»
  5. Правило «Играем только вместе!» особо важно, поскольку гарантирует включенность взрослого в процесс игры. Но главное, мы учим ребенка манере игры, моделируем отношение к компьютеру. Детям легче справиться с непреодолимым желанием играть еще и еще, если они видят, как останавливаются взрослые. Поставьте рядом часы, объясните, что ограничение времени – это условие игры.
  6. Как ответить на вопрос ребенка, зачем ограничивать время? Напомните, что у маленьких человечков есть не только голова и руки, которые так нужны для компьютера, но и ножки, спинка, животик. Им тоже хочется поиграть, побегать и попрыгать. Ставьте в очередь подвижные игры и компьютерные: дети вполне спокойно переключаются с одного интересного занятия на другое. 
Почему дети предпочитают компьютеры?
  • Один на один с компьютером ребенок приобретает свободу, которой ему может не хватать в реальной жизни. 
  • Игры до известной степени стимулируют воображение, вовлекая детей в новые подвижные, яркие миры. 
  • Манипуляции с компьютером производятся легко, и детей подбадривает чувство превосходства над взрослыми.
  • Большинство игр построено по принципу сериала: заканчивается одна серия — начинается другая, еще интереснее. Разработчики игр стараются изо всех сил сделать игру бесконечной, чтобы в нее можно было играть снова и снова.
  • Персонажи игр исключительно привлекательны, с героем, который движется к цели, преодолевая трудности, приятно идентифицироваться. 
  • Компьютерные игры тренируют оперативное внимание и память, дети любят учиться чему-то новому, а потом демонстрировать свои способности




Количество показов: 364
Выпуск:  № 37 (2262) от 4 апреля 2014 г.
Комментарии