Кормить… с любовью

20.01.2014 
Количество показов: 353
В последние годы активно продвигается идея грудного вскармливания. Педиатры теперь не требуют «режимного» питания, в роддомах уже несколько лет прикладывают к груди малыша сразу после появления на свет, и ляльки теперь «живут» вместе с мамами в палатах.
Но, как и все потенциально положительное, ГВ, по мнению некоторых психологов – это палка о двух концах. Потому что иногда зацикливание на идеях грудного вскармливания может оказать негативное влияние на взаимоотношения мамы и ее малыша.

Самая первая и самая благоприятная среда для развития малыша — это утроба матери. Там, в безопасности, младенец растет и развивается, пока не приходит время родов. Конечно, физиологически новорожденный является достаточно жизнеспособным существом, он самостоятельно дышит, кушает, делает свои «маленькие» и «большие» дела – иначе говоря, писает и какает. Все вполне естественно. Однако физиологическая жизнеспособность не равна психологической. При рождении мозг младенца сформирован всего на 25%, а дальше он развивается под влиянием окружающего мира и реакций ребенка на нее. И самое важное в таком интерактивном развитии, о чем мы склонны забывать, это общение с другими людьми, особенно со взрослыми, которые заботятся о малыше.

Прикоснись своей ладонью

Простое прикосновение – это не просто прикосновение. Психологи уверены: если новорожденного вообще не брать на руки, то он умрет.
На исходе ХIX века Генри Чейпин, руководитель отделения педиатрии Медицинской школы при Колумбийском университете, обнаружил, что уровень смертности новорожденных в организованных приютах достигал 100%. В специально приспособленных заведениях, светлых, чистых и материально обеспеченных, младенцы теряли вес и умирали от пневмонии. К 1917 году Чейпин уже был убежден, что именно недостаток индивидуального ухода, особенно порядок, когда даже при кормлении детей не достают из кроватки, не дают им физического контакта, а просто держат бутылочку на весу, является причиной такого ошеломляющего уровня смертности.

Исследования среди недоношенных детей, проводивших первые недели своей жизни в инкубаторах, показали, что простое прикосновение и поглаживание ребёнка в течение всего 10 минут в день стимулирует развитие головного мозга. И это доказывает, насколько у малыша высока потребность в контакте и близости или, говоря научным языком, в привязанности. Привязанность к своим значимым взрослым, к маме и папе, - это та самая безопасная утроба, в которой происходит психо-эмоциональное развитие малыша.

Поговорить, обнять, рядом спать уложить...

На первом году жизни единственная возможность для ребенка чувствовать близость с окружающими — это ощущать их: видеть, слышать, обонять, пробовать на вкус и ощущать их прикосновение. Малыш начинает волноваться, когда мама пропадает из его поля зрения, но стоит маме заговорить с ним из соседней комнаты, как тут же уровень тревожности падает. Мама обкладывает спящего ребенка вещами со своим запахом, и его сон становится глубже и спокойнее. Простое ношение на руках помогает детям расти любознательными и позитивными. Они хватают маму за палец и тянут его в рот, пытаются укусить за нос, теребят ворот халата...
Автор популярных книг для родителей Серзв 1992 году провел наблюдения. Соматически здорового ребенка (родную дочь Лорен, возраст 3 месяца) обвешали датчиками и уложили спать в свою кроватку. На кормление грудью брали, успокаивали и опять укладывали в кровать. Было зафиксировано 53 ситуации сбоев дыхания и сердечного ритма за 6 часов вне периода контакта с матерью и более 150 эпизодов падения уровня кислорода в крови. Потенциально, у ослабленного ребенка они могли бы быть опасными либо просто усугубленными. Следующий ночной сон был с мамой в кровати. Ноль сбоев. Списали на погрешность оборудования. Следующая ночь «пополам»: 3 часа в кровати, потом отец переложил дочь матери. Пока ребенок спал в метре от мамы, регистрация сбоев была четкой – 28 зарегистрированных аномалий. Через 15 минут нахождения в материнской постели — ноль.
Идеальный сердечный ритм, идеальное дыхание.
Когда мама кормит ребенка грудью, она обеспечивает ему ощущение контакта и близости сразу через все возможные каналы восприятия: держит малыша на руках или лежит рядом, малыш слышит мамин голос и стук ее сердца, он видит маму, а в ротик льется такое родное на вкус молочко. Запах мамы и молока тоже говорит ему о том, что мама рядом и связь надежна. Получается, что таким вот нехитрым и в общем-то рутинным действием кормления ребенка грудью мама решает сразу обширный комплекс задач, направленных на укрепление взаимной привязанности, на то, чтобы он ощущал связь с ней как надежную и непрерывную. Много раз в день через зрение, слух, обоняние, вкус и тактильные ощущения ребенок получает сигнал от матери: «Малыш, не бойся: мир дружелюбен. Тебе не надо переживать о собственной безопасности и комфорте. Ты можешь расслабиться и заняться исследованием мира, а о регуляции твоего самочувствия позабочусь я».

На сегодняшний день кормление грудью «по требованию», то есть по необходимости, а не по режиму, все еще является самым простым, экологичным и эффективным способом напитать ребенка контактом и близостью, успокоить, расслабить. Но! Грудное вскармливание, если мама это делает через силу, без любви, не сможет стать волшебной палочкой, решающей все проблемы взаимоотношений.

Битва за грудное вскармливание

Есть такой постулат: «Главное – не то, что вы делаете или не делаете по отношению к своему ребенку, главное – отношения между вами». И, как ни странно это звучит на первый взгляд, зацикленность женщины на кормлении грудью может помешать установлению доверительных надёжных отношений между матерью и ребенком. Такое случается не часто, но случается

Педиатр Галина Старостина говорит о том, что такие ситуации происходят с неопытными мамами. К примеру, молодая женщина рожает вдали от родственников и друзей. Она очень хочет быть хорошей матерью своему малышу, но как в матери в себе не уверена, и поддержать ее некому. 

- В поиске хоть какой-то опоры она обращается к идее о том, что «хорошие матери кормят своих детей только грудью». Ответ на вопрос «Что делать?» получен, и мама сосредотачивается на том, чтобы кормить малыша грудью. А вот ребёнок грудь не берет. Возможно, сказалось общее психологическое напряжение мамы, ее неуверенность в себе и в ребенке, возможно, сыграло роль вмешательство чужих людей в процесс родов и в процесс налаживания взаимосвязи между мамой и малышом, а опытной подруги или грамотного консультанта рядом не оказалось. И уже через несколько дней после родов жизнь мамы и ребёнка превращается в кошмар: битву за грудное вскармливание. Мама сцеживается, кормит из бутылочки своего новорожденное чудо, потом опять сцеживается, кормит, сцеживается, кормит и так бесконечно по кругу. А в промежутках ещё надо прокипятить бутылочки, убрать квартиру, постирать и приготовить ужин. И хорошо бы успеть на прогулку выйти. 

Бессонные ночи, нервы, чувство неудовлетворенности и никакой радости от такого материнства. И где здесь место отношениям? Эмоционально включиться, посмотреть ребёнку в глаза, поулыбаться, попеть песенки или просто расслабленно полежать рядом сил «потетешкаться» у мамы уже не хватает. А сменить приоритеты мешает установка «грудное кормление любой ценой!».
- Неудивительно, что через несколько недель ребенок начал воспринимать грудь как своего конкурента, как то, что стоит между ним и мамой и мешает ему иметь маму в своем распоряжении. У малыша повысилась общая тревожность, он стал плохо спать, много капризничать по поводу и без, при виде груди начал плакать, и все попытки перевести его с грудного молока в бутылках на грудное молоко «из мамы» заканчивались сильной истерикой. А ведь нужно было всего лишь сместить акценты с грудного кормления на установление и укрепление контакта и близости с малышом. Тревожность ребенка понизилась, он стал спокойнее засыпать, спокойнее относиться к груди.
 
«Дай сисю!!!»

Но есть еще ситуации, которые касаются детей после года. Мама пребывает в депрессии, эмоциональный контакт с ребенком отсутствует, но грудь исправно дается по первому требованию. Не получая эмоционального отклика на свои переживания, ребенок привыкает утешаться исключительно «сисей», которая всегда доступна, в отличие от мамы.

- В итоге ребенок привязывается к груди больше, чем к маме, и внезапно грудь становится для мамы конкурирующей привязанностью. Мама не в состоянии успокоить ничем, кроме груди, и если в три месяца это кажется естественным, то в три года уже вызывает раздражение, непонимание и настойчивые попытки «отлучить». Но не тут-то было! Ребенок держится за грудь мертвой хваткой. 

Звучит шизофренично? Но скажите это мамам, которые прошли через такое, мамам, которые годами чувствовали себя придатком к своей груди. Когда ребенок агрессивно лупит тебя и одновременно ласково гладит твою грудь, постоянно беспокоится о самочувствии «любимой сиси», целует ее, игнорируя маму, а при малейшем намеке на отлучение начинает демонстрировать все признаки тревоги и агрессии. И приходится прилагать неимоверные усилия, чтобы вытеснить конкурирующую привязанность с собственной грудью, показать ребенку, что не грудь, а мама – его безопасная гавань и надёжная база.

- Всегда полезно помнить, что кормление грудью не должно быть самоцелью ни для мамы, ни для ее окружения. У ребенка в мозгу нет архетипа «правильной» пищи, так же как у него в мозгу нет архетипа «правильной» матери. Бабушка, дядя или приемная мама имеют все шансы воспитать самодостаточного, независимого взрослого, так же как и мама, кормящая из бутылочки, имеет все шансы вырастить здорового, уверенного в себе и открытого миру ребенка. Грудное вскармливание – не цель, грудное вскармливание – это средство для налаживания надежных доверительных отношений с заботящимся о ребенке взрослым. Простое, эффективное и эргономичное средство для установления и поддержания контакта и близости мамы и её малыша.

Количество показов: 353
Выпуск:  № 4 (2229) от 17 января 2014 г.
Комментарии