Дома или в садик?

18.11.2013 
Количество показов: 306
Мы все родом из детства. А значит, — из детского сада. Пожалуй, нашим родителям жилось в определенном смысле проще, чем нам сейчас. Во всяком случае, слова «детский сад» ни у кого не вызывали сильных сомнений и такого шквала вопросов, какой мы наблюдаем сегодня.
Посещение детского сада представляло собой не что иное, как «обязательную программу» для большинства детишек. «Домашние» дети, которые находились под присмотром заботливых бабушек, были исключением из правила. Нынче ситуация совсем иная — сложнее и в то же время интереснее. Возросли возможности, а самое главное, — потребности родителей. И садики-то появились разные: помимо стандартных государственных, есть сады, ориентированные на систему Монтессори, программу Петерсона, есть просто разнообразные развивающие центры и центры присмотра. Да и обычные государственные садики, как кажется, участвуют в негласном конкурсе на самое пышное и завлекательное название: был простой дворовый детский сад — а теперь стал «с нравственно-эстетическим развитием воспитанников» или еще что-нибудь в этом роде... В наше время о садике начинают задумываться, едва малыш появится на свет. Нужен ли ребенку детский сад? И если нужен, то какой — «художественно-эстетический» или «физкультурно-оздоровительный»? Как сделать так, чтобы ребенок ходил в этот садик с удовольствием? И стоит ли вообще усложнять ситуацию, поднимать такой шум вокруг проблемы выбора детского сада? И нужен ли садик вообще, какие садовские «плоды» придется пожинать родителям?

«Плюсы» детского сада

Говорят, «домашние» дети очень трудно адаптируются в школе, потому что не привыкли находиться в коллективе. До недавних пор считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка. И действительно, «домашние» детишки часто с трудом приспосабливались к школьным правилам, к правилам общения, принятым в группе сверстников. И если в класс попадал ребенок, который первые семь лет жизни провел под маминым и бабушкиным крылом, ему приходилось несладко. Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и само понятие «детский сад» в наши дни не так однозначно, как прежде. Помимо стандартного государственного детского сада существует целый ряд других вариантов устройства дошколенка. И вот стали слышны поначалу робкие, но набирающие силу голоса тех, кто взял на себя смелость утверждать: «домашние» дети ничуть не хуже «садовских». Конечно, везде есть свои исключения, но в общем и целом ребенок, воспитанный дома, а не в «учреждении», вполне может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада. 

Что же именно дает посещение детского сада ребенку? Прежде всего — возможность общения со сверстниками, включенность в группу. Примерно начиная с трех лет, а уж с четырех — совершенно точно, ребенок нуждается в общении с другими детьми. Разумеется, в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. Опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями: малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться. Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Но одного лишь «садовского» образования ребенку недостаточно. В любом случае и сами родители должны заниматься с малышом. Но если «домашний» ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше. Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия и физкультура — этот минимальный набор обеспечит и самый простой государственный садик. 

«Муштра» или дисциплина?

С этим моментом естественным образом связан и другой: в детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово «дисциплина» у многих из нас вызывает достаточно негативное отношение, поскольку ассоциируется с «уравнительной» муштрой, принятой и в садиках, и в школах советской эпохи. Многие родители как раз об этом и говорят: «муштра» калечит свободолюбивого и талантливого ребенка. Строем – на занятия, строем – в туалет, строем – в спальню и игровую комнату, строем – на прогулку, сидим все вместе и слушаем воспитателя, сложив ладошки на коленках... «Муштра»! А как иначе, извините, одной воспитательнице справиться с 30 мальчишками и девчонками, привыкшими дома на головах стоять? К тому же в подготовительной группе, по словам воспитателей, начинают приучать детишек сидеть спокойно на одном месте, приучая к усидчивости: сначала 20 минут, потом – увеличивая время. Нет, дети не сидят просто так: им читают книжки, они рисуют, лепят, занимаются, но сам факт: спокойно и на одном месте! Иначе за голову схватится уже учитель начальных классов. Однако мнений, самых разных, много. Но если отвлечься от этих ассоциаций и голословных высказываний «за» свободу ребенка и понимать под словом «дисциплина» всего-навсего умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы.

А что дома?

Самое сложное в домашнем воспитании — это, пожалуй, не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Как раз в этих направлениях заботливая и образованная мама может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития, или так называемой социализации. «Домашний» ребенок должен проводить много времени на детских площадках, играя с другими детьми. Кроме того, очень желательно обеспечить ему какого-то постоянного друга-ровесника, а лучше — нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе домой. Эта задача вполне осуществима. Но нельзя забывать и о другом важном моменте — общении ребенка со взрослыми. Не секрет, что женщины, предпочитающие сидеть дома с детьми до тех пор, пока не наступит пора идти в школу, часто отличаются повышенным чувством родительского долга и стремлением непременно быть идеальными мамами. Из этого похвального стремления вытекают некоторые довольно неблагоприятные последствия: такие мамы почти всегда бывают убеждены, что попросту не имеют права доверить своего драгоценного малыша кому-то постороннему, и из этих мам в будущем «вырастают» те самые мамаши, которые не дадут спокойной жизни учителям: у них будут виноваты все вокруг, но не только их ребенок.
Не хотите отправлять ненаглядное чадо в детский садик — отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу. Обращайте больше внимания на то, как ваш ребенок общается с другими детьми на площадке, в гостях, легко ли он знакомится, умеет ли играть, соблюдать очередность и правила игры, может ли поделиться игрушками и при необходимости отстоять свою собственность и свои интересы. Это очень важные критерии его социального развития, и, если годам к пяти ребенок так и не приобретает соответствующих коммуникативных навыков, стоит посоветоваться с детским психологом и подыскать какую-то замену детскому саду — группу развития, игровую группу, детский клуб. Кстати, сейчас в садах открыты так называемые группы короткого дня, что тоже является альтернативой.

А в результате?

Сторонники «домашнего воспитания» выдвигают множество аргументом не в пользу детских дошкольных учреждений, среди которых основными являются частые болезни ребенка. Кроме того, многие склонны считать детский сад причиной едва ли не всех нарушений в поведении ребенка. «Плохие слова», обман, попытки воровства, агрессивное поведение — все это считается следствием подражания дурному примеру других детей. С другой стороны, те родители, которые предпочитают воспитанию в домашних стенах детский сад, в первую очередь аргументируют свою точку зрения тем, что детский сад — это первая школа общения, которую ребенок обязательно должен пройти. Ведь умение общаться с людьми — одно из главных условий того, что, столкнувшись в дальнейшем с более взрослым коллективом сверстников, ребенок не потеряется в нем, а сумеет отыскать свое место.

К тому же часто бывает и такое: в одном классе собираются совершенно разные по степени подготовленности дети. Одни в лучшем случае знают буквы и цифры, другие с трудом складывают слоги в слова и складывают-вычитают в пределах первого десятка, а третьи читают бегло, могут ориентироваться в пределах ста и даже рассказать много чего интересного. Ну такие вот продвинутые детки, вундеркинды, просто одаренные... Только вот что ждет таких детей в первом классе? Отсутствие интереса к учебе – он уже все знает и умеет, программа-то одна на всех. Или придется идти в платную школу с индивидуальным подходом, лицей или гимназию, где дети в классе будут примерно на одном уровне. 

Но учителя начальных классов успокаивают: рано или поздно все дети выравниваются. Так что большой беды нет в том, если ваш ребенок подготовлен к школе чуть хуже, чем дочка вашей соседки, только потому, что ходил в обычный детский сад, а девочка – во всевозможные центры развития и к репетиторам.

Количество показов: 306
Выпуск:  № 92 (2209) от 15 ноября 2013 г.
Комментарии