Научите сирот строить быт. Дети-сироты не подготовлены к взрослой жизни

04.10.2013 
Количество показов: 852
Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека.
Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае. Детям - сиротам и выпускникам детских домов приходится выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. У них часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни. Как в городе обстоят дела с постинтернатной адаптацией детей-сирот, пытался выяснить корреспондент «ЭС».

Сироты не приспособлены к жизни

Дети-сироты испытывают большие трудности в жизнеобеспечении. Они не знают, с кем посоветоваться, как вести хозяйство, не умеют обустроить свой быт и самостоятельно организовать досуг. Выпускники детских домов и интернатов испытывают сложности в решении мелких бытовых задач, таких как уход за младенцем, приготовление пищи, оформление документов и многих других. Зачастую не имеют навыков простого ухода за собой, домочадцами, за квартирой. Они не умеют планировать свой бюджет. 

Вспомните ситуацию, когда дети-сироты были заселены в жилые дома по Новопокровскому тракту. Долги за жилищно-коммунальные услуги в этих домах составляли 280 тысяч рублей, которые образовались, в основном, из-за задолженности квартиросъемщиков – детей-сирот. Ребята попросту не умеют распоряжаться деньгами. А самое главное – они не умеют жить в семье и строить отношения! Им просто некому подсказать, как это обычно делают родители. «И это - сущая правда, - подтверждает Надежда Корякина, которая не первый год занимается проблемами сирот в республике и воспитывает девятерых приемных детей. - Ко мне приходили активисты и сами пытались помогать сиротам, получившим квартиры, чем могли. Ведь там, кроме плитки, ничего не было. Таким детям очень нужен значимый взрослый, который подсказал бы им правильное решение, помог, поддержал».

Как помочь сиротам адаптироваться в жизни

Помогать детям адаптироваться в жизни нужно начинать с детства, но с этим у нас пока неважно. Постинтернатное сопровождение в республике развивается очень медленно. В каждом детском доме должна быть создана служба, отслеживающая социализацию выпускников в течение трех лет. Но из девяти детских домов одна такая служба нашлась при специализированной коррекционной школе-интернате № 28. По словам ее директора Ирэны Слепцовой, служба только-только начинает заниматься постинтернатной адаптацией выпускников.

Центр развития семейного устройства

Организацией деятельности по совершенствованию системы социальной адаптации и сопровождению выпускников учреждений для детей-сирот в республике занимается ГКУ РС(Я) «Центр развития семейного устройства и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Отмечу, что Центр работает около года, и за это время сироты не раз обращались за помощью при оформлении документов. По словам директора Центра развития семейного устройства Антонины Аммосовой, здесь работают квалифицированные психологи, социальные педагоги, юристконсульты, которые помогут любому сироте и выпускнику детского дома в решении самых разных жизненных вопросов: проблемы в обучении, трудоустройстве, с жильём, восстановлении документов, при общении и так далее. Молодежь, не достигшая 23-летнего возраста, может рассчитывать на бесплатные консультации специалистов. Для постинтернатной адаптации за каждым сиротой закрепляется куратор, который разработает индивидуальную программу сопровождения в решении проблем. В Центр можно обратиться по телефону: 34-06-16 или по адресу: проспект Ленина, 30, Отдел семейного устройства. Сайт Центра: http://center7ya.ykt.ru/

Центр психолого-педагогической помощи «Гармония»

«Сегодня в условиях интернатного воспитания цели социальной адаптации выпускников не достигаются, - говорит директор НП «Центр психолого-педагогической помощи «Гармония» Надежда Корякина. – Это происходит потому, что нет значимых перемен в развитии социальной ситуации воспитанника. Отрадно заметить, что в нашем городе очень хорошо решается жилищный вопрос, тогда как в других регионах ждать квартиры сиротам приходится на протяжении многих лет. Но выпускники детских домов переносят модель проживания из общежития в новое жилье. Главным недостатком моделей социальной адаптации на основе общественного воспитания, на наш взгляд, является слабая возможность включения в социальную сеть подростка-сироты значимого взрослого. Только семья дает реальный шанс для полноценного, живого общения с родителем, как со значимым взрослым.
Как педагог, родитель, более пяти лет посвятивший свой педагогический опыт воспитанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вижу эффективность постинтернатного сопровождения во внедрении в работу с опекунами, приемными родителями и патронатными родителями тренингов, консультаций и других форм педагогической работы с целью формирования в различных ситуациях общения навыков и умений взаимодействия с ребенком. 

Необходимо разработать и курсы повышения квалификации для постинтернатных воспитателей и приемных родителей. С этими целями нужно дальнейшее совершенствование законодательной базы для включения успешных инновационных моделей социальной адаптации в государственную структуру. 

Организация просветительской работы, направленной на формирование позитивной жизненной мотивации, тоже не менее важна. Правильным подходом к решению проблемы будет и проведение информационных семинаров для выпускников детских домов, приемных семей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, по следующим проблемам: «Законодательство в отношении выпускников детских домов, приемных семей и семей, оказавшихся в социально опасном положении», «Разрешение межличностных конфликтов», «Подбор профессий и трудоустройство», «Стрессоустойчивость как регулятор поведения». Требуется и коррекционная работа через организацию условий для конструктивного неформального общения выпускников детских домов, приемных семей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, в рамках клубной деятельности».
Сейчас Центр «Гармония» занимается постинтернатной адаптацией, выиграл тендер по направлению «Профилактика социального сиротства» и собирается создавать фонд «Успешные выпускники», где ребята будут самостоятельно учиться грамотно руководить и распределять средства фонда.

«В конце октября приедет приемная мама, которая является президентом Фонда «Родительский мост», - делится планами Надежда Афанасьевна. - Я с ней договорилась о проведении тренингов для родителей приемных и опекунских семей. К весне хочу пригласить Александра Гезалова из общественной молодежной организации «Равновесие» (г. Москва), целью которой является оказание адаптационной помощи, в том числе и детям-сиротам. Он согласен приехать сюда со своим «умным чемоданом для выпускников». Мы недавно встречались с выпускниками детских домов, опекунских семей у нас дома. Мои дети испекли оладушки к встрече гостей. Выпускники оказались очень умными, позитивными ребятами. Мы вместе думали о создании «Клуба выпускников детских домов». Мне понравилась их готовность творить и созидать. Так и пытаемся работать над социальной адаптацией. На самом деле, этот вопрос актуален для многих городов и надо решать его на государственном уровне. Хотелось бы, чтобы была разработана муниципальная программа».

Опыт Астрахани

Уже полгода бывшие воспитанники детских домов в Астраханской области участвуют в социальном эксперименте. В обычной квартире, которую превратили в тренировочный центр, ребят просто учат жить. Чтобы, получив квартиру, выпускник детского дома не потерялся в бытовых проблемах и умел приготовить себе обед, починить сантехнику, общаться с соседями и, главное, знал, что нужно для настоящего семейного счастья. В России подобных проектов раньше не было. Социальные службы считают проект успешным и планируют построить еще несколько подобных тренажеров. Проект социальных квартир, убеждены астраханские чиновники, настолько востребован, что вполне может стать федеральным.

Нужна единая постинтернатная поддержка

Подытоживая материал, хочу подчеркнуть, что постинтернатная поддержка сиротам необходима, как воздух, для формирования благоприятной социализации. Но для этого необходимо внедрение закона о постинтернате на территории нашей республики и разработке государственной программы, рассчитанной на весь адаптационный период выпускников детского дома, которая будет создавать все условия для успешной социализации выпускника детского дома после окончания им учебного заведения. Необходимо и создание единой структуры, занимающейся именно постинтернатным сопровождением и адаптацией выпускников детских домов, которая отслеживала бы жизнь каждого сироты до 23 лет и несла социальную ответственность за него. Хорошо бы и в нашем городе при такой службе установить квартиру-тренажер, какой установили в Астрахани. Возможно тогда выпускник, покинув стены alma-mater, не будет испытывать особых трудностей в жизни.

Кстати

На прошлой неделе вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что полномочия по жизнеустройству детей-сирот планируется передать от Минобразования к Минтруду. По словам Ольги Голодец, для Минтруда сопровождение детей-сирот — более свойственная функция. Хотя, по мнению экспертов, сопровождение сирот нужно проводить межсекторно.

Количество показов: 852
Выпуск:  № 76 (2193) от 27 сентября 2013 г.
Комментарии