Кто на новенького?

03.09.2013 
Количество показов: 435
Совсем чуть-чуть осталось времени до того момента, когда переливчато зазвучит школьный звонок.
Для одних он будет самым первым в жизни, а для других прозвучит совсем по-другому: по-новому и в непривычной обстановке. Для тех, кто перешел в другую школу.
Причин для этого может быть множество: переезд на новое место жительства, в другой район города, из улуса – в столицу. Переход в новую школу означает множество перемен в жизни: новое место, новые друзья, другие учителя и порядки. В любом случае, для ребят с этим связана масса проблем: кроме того, что они распрощались с привычным кругом общения, появляется ряд трудностей, и самая главная - как не стать «чужаком», правильно подать себя новым одноклассникам, влиться в новый коллектив? Сориентироваться в этом множестве изменений не так-то просто. А иногда может быть просто страшно: вдруг в новом коллективе ребенок не найдет себе места?

Снизить планку

Первое время после перехода в новую школу родителям нужно снизить планку требований к ребенку. Ребенок в новой школе и так испытывает давление: ему приходится привыкать к новым учителям и их требованиям, вливаться в новый коллектив. Естественно, что его успеваемость может снизиться, а поведение — измениться не в лучшую сторону. Если еще и родители будут к нему слишком требовательны, период адаптации к новой школе рискует затянуться очень надолго. Период вхождения новичка в коллектив длится по-разному, но как минимум два месяца. Иногда полгода и даже год, а некоторым так и не удается успешно приспособиться к новым условиям. Но это, конечно, уже отклонение от психологической нормы. Проблем достаточно много. Время, в котором мы живем, приносит свои сложности. Например, относительно недавно родилась проблема, связанная с переходом ребенка в класс, где большинство составляют дети из другой социальной группы – проблема бедности и богатства. Она присутствовала и раньше, но не в таких масштабах.

Айфон или марки?

Некоторые родители для того, чтобы ребенок не чувствовал себя «ущербным» (особенно если сын или дочь перешли в лицей или гимназию, где, как правило, большинство учащихся – дети более обеспеченных родителей), начинают ему потакать в удовлетворении возросших потребностей. Просто для того, чтобы сгладить стресс, и чтобы ребенок не отличался от одноклассников. Современный мир диктует свои реалии. Сейчас в силу того, что введен строгий дресс-код и школьная форма обязательна для всех классов, выделиться при помощи фирменной одежды не получится. И следует помнить, что крутой гаджет, фирменный рюкзак или айфоны, айпады и планшеты последних моделей если и заинтересуют однокашников, то совсем ненадолго. Если «бедность» ребенка тяготит, он всегда будет чувствовать себя неловко, ребенка нужно избавить от этого чувства. Но бесконечное приобретение гаджетов этому не поможет.

Привлечь внимание одноклассников можно хорошими знаниями в области школьных предметов, но гораздо в меньшей степени, чем, к примеру, знаниями о течениях в современной музыке. Отлично, если ребенок хорошо разбирается в компьютерных программах, играх, в курсе киноновинок, хорошо танцует, занимается спортом, имеет интересную коллекцию или увлекательно рассказывает о путешествиях – хорошие рассказчики, да еще и с чувством юмора, всегда привлекают внимание. Во все времена ценилось умение играть на гитаре, а особенно в подростковом возрасте – это мощный фактор, обеспечивающий вхождение, принятие в детский коллектив. Интеллект котируется в коллективах, где собрались дети из интеллигентных семей и семей хороших специалистов, причем совершенно неважно, какая у них профессия.

Помогите советом!

В основном, ответственность за то, как его воспримут в новом коллективе, лежит на ребенке. Родителям не стоит вмешиваться в его школьные отношения, чрезмерно опекать, ходить в школу на разборки и просить учителей присмотреть за чадом. Теперь ваш сын или дочь уже почти взрослые, и с проблемами они должны научиться справляться сами. Чем успешней будут их попытки сейчас, тем меньше неприятностей им придется испытать в будущем. Но вы можете помочь ребенку советами. Чтобы быстро и легко вписаться в новый коллектив, вашему ребенку нужно вести себя как можно более дружелюбно. Пусть сам первый познакомится с кем-то из одноклассников. Поводом для знакомства может стать «непонятное» домашнее задание или какой-то актуальный вопрос. Например: «Во сколько начинается урок?» или «Где здесь столовая?».

Для того, чтобы привлечь к себе людей, нужно быть добрым и веселым. Рассказать смешной анекдот, своевременно улыбнуться новым друзьям. Не нужно быть скованным и зажатым, это воспринимается как слабость и может настроить одноклассников по отношению к новичку крайне недоброжелательно. Важно с самого начала разобраться, на каком принципе строятся отношения в новом коллективе. И не следует пытаться понравиться сразу всем, – ничего хорошего из этого не выйдет – подхалимов мало кто любит, так же, как и всезнаек. Но это не значит, что нужно стать отъявленным троечником, но от чрезмерной демонстрации своих знаний на уроке лучше пока воздержаться.

Первокалашка, первоклассник...

Если родители более старших детей не слишком зацикливаются на переходе ребенка в другой класс или школу, то у мам и пап первоклашек – это тревога номер один. Как помочь маленькому ученику перейти от детсадовского уклада жизни к школьному? Как найти общий язык со сверстниками? В принципе, особенности условий существования первоклассника не очень отличаются от детского сада: пока каждый во многом предоставлен сам себе. Класс в смысле общения однороден – начало будущих «группировок», как правило, закладывается где-то в начале второго класса, когда детишки присмотрятся друг к другу. Но что следует отметить именно в первом классе – это то, что достаточно высока зависимость учеников от взрослого, а точнее – от учителя. Поэтому здесь очень многое зависит от умения учителя направить ее в нужное для обучения русло.

...дворовая дружба и «клептомания»

Лишь в конце первого – начале второго класса ребята начинают выделять среди одноклассников тех, с кем бы им хотелось дружить и общаться. Но пока дружба происходит по «территориальному признаку»: не умея еще выделить себе друзей по интересам, по духу и увлечениям (в этом нет ничего страшного, это придет позже), детишки общаются наиболее тесно с тем, с кем рядом живут: они начинают бегать вместе в школу и домой, иногда вместе делают уроки или просто ходят гулять в один и тот же двор. При этом поначалу как бы нет различий по половому признаку – девочка вполне может так дружить с соседом-мальчиком.
Еще одно новое понятие в школе – это личная собственность. На этом фоне иногда проявляются особенности поведения, которые ошибочно расцениваются порой как детская клептомания: иной ребенок может в раздевалке заглянуть в карманы пальто другого ребенка или в его портфель, взять без спроса с чужой парты карандаш или ластик. Здесь, прежде чем клеймить ребенка или тащить его сразу к детскому психиатру, присмотритесь, что стоит за таким поведением? Возможно, это просто смесь из вседозволенности, предоставленной ему дома, и неумения различать свою и чужую собственность. А уважение, как к чужой, так и к своей собственности, начинается в семье.

...«зайка» в портфеле

Иногда первоклассник носит с собой в портфеле игрушки. Как к этому относиться? Спокойно. Если хотите, игрушка из дома - это «помощник» в адаптации ребенка к новым условиям – ребенок как бы носит с собой «часть своего дома». И запрещать это делать не нужно. Если пресекать это с позиции силы – таскание игрушки, только втайне, затянется класса до пятого, как и общая дезадаптация и инфантильность. Если же это не запрещать - возня с игрушкой, как правило, завершается ко 2-3 классу. Но если ребенок все равно продолжает совать в портфель любимого зайца, будучи уже «школьником со стажем», - это сигнал для родителей: присмотритесь, все ли у ребенка в порядке в школе, как он там живет, что у него за проблемы?

...страсть к обмену и дружба за конфету

Не стоит приобретать ребенку дорогих вещей – новомодных телефонов, дорогих часов, планшетников. Хотя бы потому, что он не может оценивать их реальную ценность. Покупать ребенку только те вещи, которые действительно нужны ему самому, которые ему удобны, для него функциональны и которые он сам себе даже выбрал! К тому же, у ребятишек появляется еще одна страсть — к обмену. И не факт, что именно ваш ребенок отдаст в обмен дорогую вещь, он может ее и получить. А потом вам не избежать неприятностей, хотя и не вы организовали этот обмен. Конечно, не стоит обыскивать портфель ребенка, но если у сына или дочери появилась незнакомая вам вещь, поинтересуйтесь - откуда? И если вы провели с ребенком подготовку заранее, разговор на эту тему гарантированно пройдет не в тоне допроса, а в тоне заинтересованной беседы. А главное - расскажите ребенку, что за конфеты, шоколад, сладости, да даже за самую дорогую вещь сложно купить дружбу – скорее всего, таким образом он даст окружающим возможность тянуть с него все больше и больше. И если ваш ребенок пытается действовать в этом направлении - вам стоит обратить внимание на его проблемы в коллективе, на то место, которое он там занял, и на его самооценку в принципе!


Количество показов: 435
Выпуск:  № 67 (2184) от 30 августа 2013 г.
Комментарии