Дом ребенка – как родной

03.06.2013 
Количество показов: 484
В преддверии праздника – Дня защиты детей - мы решили посетить ГБУ РС (Я) «Городской специализированный дом ребенка» и посмотреть, как живут малыши
Кто в теремочке живет?

Даже с виду Дом ребенка смотрится вполне себе детским учреждением - ярким и красочным, хотя и небольшим - 100 малышей живут в двухэтажном здании. Войдя внутрь, сразу ощущаешь себя в обстановке, максимально приближенной к домашней – настолько уютно и с любовью оформлен каждый уголок, каждый кабинет. «Мы стараемся создать все условия для наших воспитанников, - говорит главный врач Евдокия Ивановна Протопопова. – Ведь им и так не достает материнской ласки и семьи. Здесь находятся дети от месяца до четырех лет. Многих к нам доставляет полиция. Поступают и отказные малыши из роддомов или оставленные в больницах. Прибывают дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, по путевке органов опеки и попечительства».
На сегодняшний день в Городском специализированном доме ребёнка при Министерстве здравоохранения РС (Я) пребывает 95 детей, из них 22 младенца. Замечу, что здесь находятся не только здоровые дети, но и дети-инвалиды, причем, есть тяжелобольные, находящиеся в вегетативном состоянии. И они также требуют внимания, любви, ухода.

Будни

В будние дни с малышами работают 123 человека подготовленного персонала Дома ребенка. Это высококвалифицированные врачи, воспитатели, медицинские сестры, нянечки, логопеды, инструктор ЛФК, массажисты, физиомедсестра, прачки, повара и другие. Вся их совместная деятельность направлена на педагогическую, психологическую и социальную реабилитацию, на уход и лечение каждого воспитанника. За время существования Дома ребенка многие инвалиды «подняты на ноги», а нуждающимся детям оказана оперативная хирургическая помощь с применением высоких технологий. Главное направление деятельности Дома ребенка – обеспечить ребенка достойной семьей. 

Чтобы окунуться с головой в обычный день воспитанника Дома ребенка, я, надев белый накрахмаленный халат, маску и бахилы, прошлась по кабинетам. В роли экскурсовода меня любезно сопровождала старший воспитатель Наталья Николаевна Онуфриева. 

Экскурсия по следам детских ножек

Посещаем комнату карантина. Дети, которых выбросило на обочину жизни, прежде чем попасть в одну из четырех основных групп Дома ребенка, должны пройти здесь карантин. Заглядываем внутрь. Наталья Николаевна весело общается с малышами, а я не могу и слова вымолвить – к горлу предательски подступил ком, а на глазах - слезы. В поле моего зрения попадает девчушка – трехлетняя Вика – такое милое создание! Она спокойно пытается собрать детскую головоломку. А вон шустрый мальчик по-хозяйски строит домик. Еще одна девочка с любопытством разглядывает нас. Рядом с ней в ходунках бегает улыбающийся «пупсик». Всего их семеро. Через 21 день, после окончания карантина, каждый из них попадет в соответствующую по возрасту и развитию группу. Они такие славные и ничем не отличаются от воспитанников обычных детских садов! Как можно отказываться от таких здоровых и красивых малышей?! Не понимаю...

Поднимаемся на второй этаж. Открываю дверь и думаю: «Это я в музей попала?» Прямо у двери расположена композиция: за стеклом на меня смотрят бурый медведь, глухари, утки, сова и белочка – ну, прямо как в нашем краеведческом музее. И таких композиций несколько. Рядом - ботанический уголок, где пышные и ухоженные цветы горделиво показывают свою красу. Неподалеку стоят два больших аквариума: в одном из них плавает много мелких гуппи, в другом - две большие золотые рыбки. «Наверное, дети здесь желание загадывают», - думаю я. «Это наш живой уголок», - прерывает мои размышления Наталья Николаевна. 

Проходим в класс Монтессори. Сразу у двери висит памятка: «Поиграл – убери за собой», и все в таком духе. Визуально видно, что здесь каждой вещи предопределено свое место и назначение. Так и должно быть, ведь это Монтессори среда - определенным образом подготовленное пространство, разделенное на зоны. Здесь каждый ребенок выбирает себе занятие, соответствующее его насущной потребности в собственном развитии, – зона цилиндров, зона математики, русского языка, сыпучих предметов. Складывая кубики определенным образом и разливая воду по порядку, ребенок учится познавать мир на практике.

Идем дальше. Вот коридор с цветными кабинками. Впечатляет, как аккуратно развешаны детские вещи. А вот и группа, в которой воспитываются дети от 3 до 4 лет – «старшая физиогруппа». Вообще, здесь четыре группы для здоровых детей: «груднички», в которой находятся дети до года, «ладушки» - от года до двух лет, «средняя физиогруппа» - от двух до трех лет и «старшая физиогруппа». Есть и три «спецгруппы» для инвалидов. Они также распределены по возрастным категориям – младшая, средняя и старшая. Вернемся в старшую физиогруппу. Надо отдать должное воспитателям: такого идеального порядка я не видела ни в одном детском садике. В помещении, как и во всем Доме ребенка, чисто и свежо, игрушки аккуратно расставлены по полочкам, нигде ничего не нарисовано, на невесомых занавесках, разделяющих пространство комнаты, нет ни единой затяжки или пятнышка. Ну, прям идеальные дети - видно, что воспитатели с малых лет приучают их к порядку. Надо сказать, что при каждой группе здесь есть своя столовая и игровая комната. Например, меня очень удивили поделки детей-инвалидов из бумаги и теста. На первый взгляд они не отличаются от поделок здоровых детей, но представляю, с каким трудом добиваются воспитатели таких успехов. Оно того стоит – самые тяжелые инвалиды из пятой группы здоровья со временем переходят в более развитую – четвертую.

Сенсорная комната – это одно из «чудес света» Дома ребенка. Половина комнаты зашторена и, видимо, создает эффект ночи, вторая половина – пропускает дневной свет. По центру висит сухой дождик, проходя через который, ребенок чувствует прикосновения мягкой ткани. В углу - сухой бассейн с шариками, в другом – цветомузыка в виде искусственного аквариума. На полу различные по форме и цвету подушки с замочками и дверками, чтобы ребенок мог изучать и познавать мир. В основном, релакс-комнату посещают дети-инвалиды. Каждый из них под наблюдением воспитателя может находиться здесь по 40 минут. Я бы сама с удовольствием провела здесь целый час, наслаждаясь игрой тени и света, звучанием расслабляющей музыки и перебирая приятные на ощупь различные предметы.

Идем далее. ЛФК - кабинет лечебной физкультуры. Помещение компактное, но уютное. По центру расположена «дорожка здоровья» из разных ковриков и препятствий. А среди прочего оснащения я заметила детский велотренажер и беговую дорожку. Ну чем не фитнес-клуб?

Физиокабинет дети любят из-за того, что здесь им предлагают кислородные коктейли. Но это для профилактики. Для лечения в кабинете есть препарат СВЧ, кварц, «биоптрон» и другая техника.
Массажная комната тоже хорошо оснащена: массажное кресло, матрац, массажер для ног, мячи и прочие приспособления. У стены расположены три кушетки. Здесь три массажиста с утра до вечера, не покладая рук, «мнут» маленьких пациентов. Массаж прописывается курсами по назначению врача. В год на одного малыша приходится по 4-5 двухнедельных курсов.

В Доме ребенка есть два кабинета для занятий с логопедом: один для «Ладушек» и второй – для детей постарше. Кабинеты очень маленькие, но также уютны и оснащены игрушками, книжками и различными приспособлениями для занятий. В отличие от старшей, логопедическая комната «Ладушек» более яркая и цветная, поскольку процесс овладения произношением носит, по преимуществу, неосознанный подражательный характер. Отмечу, что каждый из воспитанников Дома ребенка нуждается в занятиях с логопедом.

Еще одно лечебное удовольствие для детей – гидрованна. Малыши купаются в джакузи с применением лечебных трав. Приятно и полезно. Вот бы и мне туда, а!
Экскурсия подходит к концу, и я понимаю, что дети в Доме ребенка живут в максимально приближенных к домашним комфортных условиях. Они чисто одеты, накормлены, обучаются воспитателями и находятся под присмотром врачей. Казалось бы, чего еще надо? «Родительской любви и настоящей семьи», - говорит Евдокия Ивановна.

И праздники Дома ребенка

Как и в любом детском садике, здесь – зимой в музыкальном зале, а летом на даче - проводят утренники, традиционно посвященные Новому году, 8 марта и 23 февраля. Сейчас началась подготовка летней дачи к приему детей с помощью прихожан якутской Епархии, и в скором времени дети переедут туда, будут отмечать каждую неделю веселые «овощные» или другие «дни», встречать Ысыах, помогать по уходу за тепличными огурцами и гулять на веранде. Конечно, всё это не заменит домашней обстановки с любящими родителями. Поэтому самый большой праздник в Доме ребенка, когда кому-нибудь из ребят говорят: «Одевайся, за тобой пришла мама». Тем не менее, судьба таких детей лучше, чем судьба постоянного голодного и немытого малыша, видящего вокруг пьяные лица, бутылки и слышащего нецензурную брань. А накануне праздника всем хочется верить в хорошее и слышать только приятные слова.

«Мы поздравляем всех детей, особенно детей-сирот, с Днем защиты детей и желаем им здоровья, счастья и поскорее найти свою маму! – говорит главный врач Евдокия Ивановна, - А также от имени наших детей хотим поблагодарить всех, кто помогает нам создать комфортные условия проживания. Это магазин «Товары для детей и дома» («Детский мир» – директор Васильева Инна Геннадьевна), ИП Пегова Елена Витальевна (магазин «Сластена»), Якутская епархия Русской Православной церкви, ИП Чичигинаров (магазин «Дом обуви»), Макаров Егор Петрович – «Чистая вода», ООО «Табачный дом «Саха-табак», генеральный директор Черкес Елена Михайловна, строительная фирма «ИП Григорьев Андрей Егорович», фармацевтическая фирма «Катрен», ЯКСМК, генеральный директор Сергей Викторович Старовойтов. И всем добрым людям, которые неравнодушны к детским проблемам и помогают, хочется выразить огромную признательность и пожелать здоровья, счастья и успехов!»
Количество показов: 484
Выпуск:  № 41 (2158) от 31.05.2013 г.
Комментарии