Бывает ли игрушек слишком много?

27.05.2013 
Количество показов: 360
Прошлое: если уж быть абсолютно честными, то нашим родителям было куда легче выбирать и дарить нам подарки. А еще легче – нашим бабушкам и дедушкам. Времена были неизобильные, детские желания – довольно простыми. Помните магазин «Детский мир» - и магазин, и праздник: большие аквариумы, рыбы, крокодильчики? Велосипед считался роскошным подарком, говорящая кукла – царским, лучший подарок – это книга, а уж самое-самое – сделанное своими руками.

Реальность: что подарить ребенку, у которого все есть? Причем учитывая, что с навороченными андроидами ходят уже и младшеклассники, планшеты перестали быть предметом зависти и шика, обычные игрушки не интересуют – ну, максимум дня на два, родители сбиваются с ног, придумывая, чем удивить свое чадо, какое такое заморское чудо подарить? Я не говорю об абсолютно всех семьях, речь идет о среднестатической семье. Родители могут отказать себе, но ребенку, особенно единственному, а особенно, если воспитывает его мать-одиночка, – купят то, что ему нужно (или не нужно?). Потому что школьная и дворовая иерархия имеет место быть, чувство родительской вины никто не отменял, да и пресловутое «чем мой ребенок хуже других?» прочно сидит в сознании.

Слишком много!

Не знаю, о чем там не смели мечтать мальчики, но я, девочка, грезила о кукольном домике, с мебелью, конечно. Такой домик я увидела, уже став взрослой... А так мы с двоюродной сестрой строили домики из картонных коробок, из спичечных коробок мастерили мебель, из пластилина лепили посуду и разные принадлежности, из лоскутов и ваты шили одеяла, подушки, одежду, а роль Барби и Кена выполняли советские пупсики. Обилия игрушек у себя я не помню, был мишка с длинными руками и ногами, еще какая-то мягкая мелочь... Собственно, на игры времени не хватало, школа, музыкалка, волейбол и домашние обязанности. 

У современной девочки таких кукол хватит на небольшой сельский магазин игрушек. У мальчишек одних машинок столько, что они, кажется, уже вываливаются даже из холодильника, и это, не считая паровозов, самолетов и остальной техники. Так как одаривать детей, у которых все есть? Когда это все – игрушки, велики-самокаты, даже телефоны и планшеты – имеется не только на любой вкус, но и на разный кошелек? Сам по себе это сложный вопрос.
Конечно, сумасшедшей мамашей меня назвать нельзя, особенно в плане игрушек. Да, у моих младших сыновей есть пара машин на пульте управления, машинка, на которой катаются, отталкиваясь ногами от пола, несколько мелких моделей автомобилей, конструктор «лего» и еще – старые совдеповские разноцветные кубики – помните, в каждом детском саду были такие? Причем эти кубики, полустертые, местами погрызенные – самые любимые! А мой трехлетка любит играть кастрюлями и ложками, пускать в ванной бумажные кораблики и топить спичечные коробки, рисовать на обоях одному ему понятные натюрморты, «писать письма» в мамином органайзере. Средний сын, которому уже 11 лет, с упоением мастерит из картона, полиэтилена, клея и скотча средневековые шлемы, нагрудники, нарукавники, плащи и еще что-то, в чем я совершенно не разбираюсь, пистолеты, ножи, мечи, все это красит красками, стругает деревяшки. В комнате – куча мусора, стружек, изрезанной бумаги, разукрашенных полов, я – в трансе, ребенок абсолютно счастлив! И не заикается об андроидах и планшетах. Странно, да? Иногда я ругаю себя, когда вижу, как родители в магазинах закупают игрушки (особенно перед праздниками) на многие тысячи рублей. Но чаще понимаю: новая игрушка – радость на пять минут, а развитие творческой фантазии – уже навсегда.
А в интернете то и дело натыкаешься на предупреждения разных экспертов: современные дети растут потребителями, будьте внимательны, не слишком ли много у них вещей и игрушек? И тут нас еще для надежности добивают: мол, имейте ввиду, подменять вещами, подарками и бесконечными игрушками родительскую любовь – тактика недостойная: испортите ребенка – вырастет потребителем.

А мы не такие?

И вот мне подумалось: положа руку на сердце, признайтесь, кто из нас прямо сейчас смело вычеркнет себя из списков потребителей? Можно спросить друг у друга, куда совсем недавно вы ездили всей семьей – в театр, музей или все-таки в торговый центр либо на рынок? Может, не стоит валить все на детей и бояться вырастить из них каких-то, видимо, еще более страшных, чем мы сами, потребителей? Потому что особого выбора у большинства из нас нет: если мы ведем потребительский образ жизни в обществе потребления, то непонятно, каким образом мы путем ограничения детей в потреблении ими игрушек и мультиков собираемся не дать им стать такими же? 

Это также нереально, как приохотить детей к чтению в семье, где читают только женские журналы и каталоги. И покупать детям бесконечные куклы и машинки, дарить замысловатые или не очень подарки лучше с легким сердцем и радостью, чем со страхом и переживаниями: а не ращу ли я страшного, ужасного, опасного потребителя? Не станут ли для моих детей вещи главнее всего в жизни? Ответ на этот вопрос обычно содержится в нашей собственной жизни и в том, чем вещи являются для нас. Если это – средство получения комфорта, радости и удобств, то тогда мы не переживаем из-за испорченных во время праздника новеньких брючек и, кстати, не тираним ребенка тем, что «игрушки надо беречь» (последний тезис, на мой взгляд, вообще странный, потому что игрушками надо играть!). И, если мы почему-то хотим детям иной, более наполненной смыслами, а не только покупками, жизни, то, как не крути, начинать придется с себя.

Это любовь…

Одна моя знакомая, мама маленькой хорошенькой девочки, очень переживала, что дедушка буквально задаривает дочку игрушками. И они с мужем, желающие дочке только добра и духовных высот, не могли этого пресечь. «Он приходит к нам несколько раз в неделю и каждый раз приносит игрушку! Каждый раз! Я уж его ругала и просила... Все бесполезно! Ну, ведь нельзя же так – дочка ничего ценить не будет, у нее каждый день праздник! Он берет ее с собой в магазин и покупает буквально все, на что она пальчиком покажет!», - в праведном гневе возмущается она. И так вышло, что однажды эта парочка – дедушка и внучка – попались мне на глаза и именно в детском магазине. Я увидела, как это происходит: дедушка, довольно молодой еще и крепкий человек, просто тает вместе с малышкой, когда та млеет от счастья обретения еще одной Барби. И что-то мне подсказывает, что запомнит девочка не куклу, а этот взгляд, полный любви и счастья, это их совместное приключение, их побег из мира благоразумия и аккуратности. И я не знаю, что в этом плохого. Честно – не знаю. Потому что, по большому счету, этот дедушка делится с внучкой своей любовью так, как он может: с помощью тех средств, которые ему доступны, понятны и приятны. 
Комментарий психолога
Светлана ЗАБОЛОТНЯЯ, педагог-психолог:
Многие мамы и папы, желая подарить детям праздник или компенсировать им недостаток родительского внимания, задаривают малышей игрушками. Многие психологи, и я не исключение, относятся к этому очень скептически, так как считают, что обилие кукол, пупсиков или машинок для ребенка гораздо хуже, чем их дефицит. Как только девочки вырастут, их будет интересовать лишь мир вещей. Мамы и папы, разумеется, обвинят в этом кукол Барби, но на развитие ребенка влияет в первую очередь отношение к нему взрослых членов семьи. Чаще всего обилие игрушек развивает у детей эгоизм: если раньше они с удовольствием общались друг с другом и делились игрушками, то есть играли все вместе, сейчас у большинства из них есть все для игры в одиночестве. Не привыкшие с детства общаться и уступать, мальчики и девочки впоследствии будут ощущать дискомфорт в любом коллективе.
Чрезмерное количество игрушек делает детей неприспособленными к взрослой жизни и по другой причине. Игрушечный мир – это некий прообраз реального мира, а в нем не бывает много друзей. Поэтому родители могут быть спокойны, когда ребенок нянчится с 3-5-ю куклами. Большее количество – это уже явный перебор. «Отрываться» и скупать для ребенка все то, что им самим хотелось получить в детстве, неправильно! Не факт, что эти игрушки понравятся их ребенку, так как у него уже сформировались свои предпочтения. К тому же, от пресыщения малыш может просто перестать играть, начать ныть и постоянно приставать к родителям, чтобы они его веселили. Или купили что-то новенькое. А как насчет почитать с ребенком книжки, заняться раскраской, слепить из пластилина или теста смешных человечков и раскрасить их, или куличики в песочнице, а то и просто сделать из бумаги кораблик, птичку, домик – ведь всему этому мы учились в детстве!
Подбирать игрушки надо с умом. Они должны быть добрыми, красивыми и, желательно, носить следы отечественной, а не западной культуры. Отдавать предпочтение стоит логическим играм, а для совсем маленьких пригодятся кубики, которые потом можно будет заменить на конструктор, мозаику, пазлы или пластилин. Другими словами, игрушки должны развивать фантазию, чтобы ребенку было интересно играть с ними не один день, а возвращаться к ним снова и снова.


Количество показов: 360
Выпуск:  № 39 от 24.05.2013 г.
Комментарии