Невоспитан – значит, запущен

15.04.2013 
Количество показов: 511
«У вас педагогически запущенный ребенок» – эта фраза, не побоюсь сказать об этом, вгонит в ступор любого родителя, если он хоть каким-то образом занимается воспитанием ребенка или считает, что занимается.
К сожалению, воспитателям и учителям часто приходится сталкиваться с этим понятием. И, увы, не каждый родитель готов стоически вынести нелицеприятное определение в отношении своего чада.

Простыми словами, педагогической запущенностью называют обычную неуспеваемость в школе, психологическую несовместимость с окружающими людьми или просто банальную невоспитанность, когда ребенок грубит взрослым, бьет стекла, не уживается со сверстниками. 

Два типа воспитания – две беды

Психологи считают, что существует две распространенные тенденции воспитания детей в современных семьях. С одной стороны, с детьми начинают заниматься так рано и так активно, что к семи годам ребенок уже знает программу не только первого, но и второго класса начальной школы. Это, конечно, радует взрослых и рождает уверенность у детей. Но такое активное развитие, на самом деле, не всегда полезно для здоровья и психологического развития. Придя в школу, такой «заобразованный» ребёнок будет скучать на уроках – ведь изучаемая программа ему уже хорошо известна. Отсюда появится и невнимательность, неумение прикладывать усилия для получения новых знаний – все дается просто и легко. И как следствие - отставание, неуспеваемость позже, когда запас прежних знаний будет исчерпан, а усидчивость и терпение так и не выработались.

С другой стороны, сейчас многие родители перегружены работой. Это суровые реалии, и с детьми совершено некому заниматься. Чист, накормлен, обут, одет – вот тот минимум, который дают родители. Ну, и иногда сводить чадо в развлекательный центр и дать ему денег - пусть развлекается сам. Вот ребенок и изыскивает разнообразные способы занять себя, что нередко приводит к не совсем приятному исходу. Часто бывает, что мама и папа не интересуются возрастными нормами развития детей, их успехами, находятся в позиции полной безучастности и решительно не хотят заниматься воспитанием своих детей. Потому что считают, что «чист, накормлен» и так далее. И это делается вовсе неосознанно. Одни – в силу свой «высокой компетенции», другие – в силу своей педагогической неграмотности и нежелания изменить свой образ жизни. И, к сожалению, это очень распространенное явление в настоящее время. Конечно, чаще всего такие проблемы встречаются у детей из неблагополучных семей, но проблема педагогической запущенности ребёнка сегодня прослеживается и в достаточно благополучных семьях.

Светлана Пупкова: «Каждому возрасту – свое»

- Так что такое педагогическая запущенность, и насколько это серьезная проблема?
- Это устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. Ее черты могут проявляться отчётливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением: педагогически запущенный ребёнок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. 

- Это проблема возникает как в неблагополучных, так и во вполне нормальных семьях. С чем это связано?
- От этой беды не застрахован никто. Педагогическая запущенность может проявиться при наличии многих факторов и проблем. К примеру, асоциальный или конфликтный микроклимат в семье, когда
семья неполная или малообеспеченная, где нет времени и желания уделять внимание ребенку, когда нет взаимной любви, доверия, привязанности, и присутствует отторжение по отношению к собственным детям.
Другой вариант – когда в семье материальные блага преобладают над духовными, где дети предпочитают удовольствия, и вследствие этого возникает эгоцентричное, потребительское отношение к миру вокруг себя. Или в силу деловой занятости родителей на воспитание и общение с ребенком недостаточно времени.

- Но ведь педагогическая запущенность появляется не сразу? С этим ведь не рождаются, верно?
- Совершенно точно подмечено. Педагогическая запущенность развивается постепенно, проходя определённые стадии, имеющие комплекс доминирующих причин, признаков, знание которых позволяет правильно диагностировать отклонения и своевременно применять систему коррекционно-воспитательных мер. Задача педагогов — ликвидировать неблагоприятные тенденции в развитии школьников на такой стадии, когда они ещё не приобрели устойчивый характер.

- Например?
- Возьмем малышей, детсадовцев. У них она возникает в результате неправильного воспитания в семье, когда существует дефицит полезного общения с родителями, избыток или недостаток родительской заботы, ласки, есть конфликты между родителями, отсутствует единство требований к ребёнку. У дошколят педагогическая запущенность является следствием слабой психологической и педагогической готовности к школьному обучению. И здесь нужно создавать нормальные условия воспитания и дома, и в детских садах: развивать внимание, мышление, формировать у ребёнка эмоциональную устойчивость, дать первые навыки чтения, счёта, труда, создать у него верное представление о школе и роли учителя. Тогда и проблем будет меньше.
Три компонента педагогической запущенности
  • отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности;
  • отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности, некоторые возрастные особенности – обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность;
  • искажения в отношении к себе и своим возможностям, сверстникам, педагогам, родителям, окружающим явлениям. 
- Допустим, у малышей первые признаки родители и воспитатели недоглядели, упустили. Что будет происходить с ребенком в начальных классах?
- У младших школьников начинает проявляться негативное отношение к нормам и правилам жизни в детском коллективе. И, если в дошкольном возрасте не было правильного воспитания и психологической подготовки, то возникает синдром отсутствия успеха в деятельности, прежде всего в учебной. Не получается, не может, старается – а толку ноль. А рядом – умненькие одноклассники, все схватывающие на лету, которых хвалят, приводят в пример. И это отрицательно сказывается на эмоциональном самочувствии детей, и они кидаются в другую крайность: стараются привлечь к себе внимание негативными способами, плохим поведением, невыполнением домашних заданий. Мол, хоть так обратят на меня внимание... И для предупреждения такой ситуации необходимы опять таки совместные усилия и семьи, и школы! Сделать так, чтобы ребенок потянулся к знаниям, к учебе, правильно организовать свободное время, и вот что важно: большое значение имеет психологическая поддержка учителя. Не ставить двойки направо и налево, дать стимул, возможность подтянуться, хвалить за малейшие успехи. Именно учитель должен избегать публичного осуждения поступков, травмирующего детскую психику. 

- С подростками справиться становится уже труднее?
- Ну, если вовремя не скорректировать поведение ребенка в младшешкольном возрасте, то дальше негативизм будет только углубляться. Более того: начнет проявляться асоциальное поведение, а это уже не просто неуспеваемость: агрессивные поступки школьников возникают в результате неблагоприятного стечения обстоятельств – таких, как обида на несправедливость со стороны сверстников, родителей и учителей. Подростки не только переживают последствия своих действий, но и осознают их отрицательный характер, но при этом не умеют предвидеть результаты. При слабости воспитательных мер в этом возрасте такое поведение закрепляется и проявляется в грубости, негативизме, недисциплинированности. Дальше – хуже: встречаются факты мелкого воровства, нападения на слабых, жестокость, злостное хулиганство, которые могут перейти в правонарушения и преступления. И такое поведение развивается в тех случаях, когда ребята не имеют достаточных возможностей для самоутверждения в коллективах класса или среди сверстников. И не стоит забывать, что именно педагогически запущенные подростки особенно восприимчивы к нежелательному влиянию среды.

В более старших классах поведение ребят отличается большей скрытностью, умением закамуфлировать неблаговидные поступки «правильными» словами. То есть поступают они уже обдуманно! И смысл воспитательной работы семьи и школы заключается в том, чтобы проявить внимание к развитию личности каждого подростка, создать условия, способствующие его потребности в признании коллективом его личностных качеств, раскрытию потенциальных возможностей. И большую роль в этом процессе играют окружающая среда, организация досуга, трудоустройства подростков и молодёжи в их свободное время.

Как психолог-педагог и работник детского сада, могу сказать, что педагогически запущенные или «трудные» дети — проблема номер один. И здесь главное для воспитателя, педагога будет создать особые условия, ситуацию успеха для таких детей. Так же будет полезно создать комплекс мер для решения проблем «трудных» детей. Это и просветительская работа с родителями, и индивидуальные программы обучения, совместная досуговая деятельность. Нередко родители понимают, что отношения с ребенком нужно менять, но как? Тогда можно предложить игру-тренинг: родитель исполняет роль ребенка, педагог — роль родителя, проиграть с ними различные жизненные сценарии. Этот прием дает сильный эффект.

Очень важно помнить и родителям, да и всем взрослым: ребенок не может жить и расти «как трава», «сам по себе». Его ростом и развитием надо руководить, а при малейших признаках отставания в развитии необходимо выяснить причины этого явления и найти быстрый и действенный способ исправить ситуацию. Если нормализовать условия жизни и воспитания ребенка, то возможна полная компенсация проявлений педагогической запущенности.
Проводить коррекционную работу следует по трем направлениям: поведение, отношение, развитие личности и познавательных процессов.


Количество показов: 511
Выпуск:  № 27 от 12 апреля 2013 г.
Комментарии