КОМПЬЮТЕРНЫЕ БАТАЛИИ или Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости

22.03.2013 
Количество показов: 355
Компьютер сегодня есть практически в каждой семье, и растут современные дети скорее не перед экраном телевизора, а перед монитором.
С первыми самостоятельными движениями ручонки наших крох тянутся к компьютерным мышкам, а со временем компьютер полностью вытесняет их любимые игрушки.

Это даже не проблема, это просто бич современного общества, тема для постоянного обсуждения, головная боль для родителей, и как следствие – непонимание, агрессия со стороны ребенка и многие другие неприятные моменты. По собственному опыту могу сказать: оторвать ребенка от компьютера – задачка посложнее, чем заставить гору пойти к Магомету. Потому что именно в этот момент ребенок не с вами, он в другой реальности, где для него – все реально, все по настоящему, где происходят баталии, великие войны, мировые катаклизмы, по сравнению с которыми просьбы помыть посуду или сходить в магазин за хлебом воспринимаются как надоедливая помеха: какая посуда, какой магазин, когда решается исход сражения или от голода вымирают целые государства? А тут предки, которые, по сути, настоящие «чайники», «нубы» и «ламеры» и совершенно ничего не смыслят не то что в компьютерных играх, а не понимают, в чем состоит принципиальная разница между килобайтом и мегабайтом... В общем, конфликт отцов и детей налицо, и нынешние юные Базаровы вооружены не нигилизмом, а компьютерной мышкой и интернетом. 

Вред или польза?

Мнения о пользе и вреде компьютера разделяются на прямо противоположные. С одной стороны, сложно не согласиться, что компьютерные игры способствуют раннему развитию детей, в том числе развивают реакцию и внимание, логическое мышление и сообразительность. В то же время не стоит преувеличивать значимость психических процессов, ведь цель воспитания заключается скорее в моральной зрелости, и вряд ли этому будет способствовать бездушный монитор компьютера и компьютерные «стрелялки». Наверное, сейчас прозвучат прописные истины, которые известны всем. 

Первое. Компьютерная техника наносит неоспоримый вред растущему детскому организму и прежде всего зрению. Даже взрослые, вынужденные целыми днями находиться в офисе, понимают, насколько страдают глаза от монитора. Дети же, увлеченные игрой, не замечают усталости, и поэтому именно родителям следует проследить за тем, чтобы малыши, проводя время у компьютера, не перегружали глаза.

Второе – развитие гиподинамии. Любой организм, особенно растущий, для полноценного развития нуждается в движении. А чем занимается ваш ребенок, усаживаясь за компьютер? Без контроля взрослых он может находиться за ним часами, днями, сутками! А из-за длительного неподвижного состояния происходят серьезные сбои в организме, а общее самочувствие ухудшается.

Третье - психо-эмоциональные перегрузки как следствие многочасового просиживания перед компьютером и недостатка движения. В результате к вечеру ребенок становится агрессивен, неуправляем, у него появляется нервное перевозбуждение, он с трудом засыпает, а ночью плохо спит. Виной всему – компьютерные игры, за которыми ваше чадо проводит целый день. А в результате – постепенное развитие зависимости от компьютерных игр.  

Игра и подмена образа

Да, с нами у родителей тоже была проблема, и нас тоже иногда было невозможно допроситься помыть посуду или сгонять за продуктами. По одной причине: нас просто не было дома! И мы тоже получали свою порцию нагоняев и родительских стенаний: в любое время года мы пропадали на улице. Да, у нас не было компьютерных игрушек. У нас были другие игры: догонялки, «цепи кованные», лапта, «третий лишний». Играли и в «войнушку» с деревянными мечами и пистолетами, кидались снежками, строили ледяные и снежные бастионы. Когда стали постарше – на смену «белочке и орешкам» пришли многочасовые походы, «зарница» и ориентирование в лесу, а чуть позже, с появлением книг жанра «фэнтези» – ролевые игры. Конечно, в чем-то компьютерные игрушки можно сравнить с ролевыми играми. Однако! Во время компьютерной игры виртуальные образы не создаются участником, а навязываются извне, и в итоге необходимость их задумывать отсутствует. Кроме того, готовые образы далеко не всегда соответствуют ребенку, его возрастным и индивидуальным особенностям, и вместе с тем виртуальные образы отличаются притягательностью – они яркие и динамичные, завораживают детское сознание.

В результате – в ходе игры утрачивается творческая составляющая процесса. Вместо этого появляется иллюзия вседозволенности и абсолютного превосходства – все можно сделать, победить и совершить всего лишь путем нажатия клавиш. Получается, что ребенок в процессе вроде бы безобидной компьютерной игры не развивается, а, скорее, учится манипулировать. У него постепенно появляется привычка не совершать поступки, а нажимать на кнопки, в результате чего происходит подмена живой реальности виртуальной. У таких детей впоследствии могут возникать разного рода проблемы в общении, а главное – они не будут готовы к тому, чтобы самостоятельно решать серьезные жизненные ситуации. Это – в случае, если игра прочно войдет не только в жизнь, но и в сознание ребенка.

Симптомами начала компьютерной зависимости можно считать следующие:
Психологические
  • нетерпение и ожидание того момента, когда можно будет сесть за компьютер;
  • отсутствие контроля над временем, проведенным за компьютером;
  • желание увеличить время пребывания в игре или сети, сидеть сутками;
  • появление раздражения, гнева, апатии;
  • неспособность себя занять при отсутствии возможности поиграть или выйти в сеть;
  • трудности в общении с близкими людьми или в школе.

Соматические
  • это сухость глаз, отсутствие аппетита или желание есть, не отходя от компьютера, неряшливость, нарушение сна и осанки, головные боли.

Что делать?

Вечный вопрос, который не потеряет своей актуальности никогда. Безусловно, в век компьютерных технологий и продвинутых коммуникационных систем полностью уберечь ребенка от компьютера невозможно, да и не нужно этого делать. Тем не менее, родителям следует понимать последствия увлечения компьютерными играми. Кроме того, важно с малых лет привить правильное восприятие компьютера: «Не ты служишь компьютеру, а он – тебе!». И самое главное – в семье для ребенка должна быть альтернатива компьютерным играм. 

Вот некоторые советы психологов, которые помогут свести к минимуму негативное воздействие компьютера на ребенка. Как говорят специалисты, никогда сами не усаживайте ребенка перед компьютером, какой бы увлекательной, на ваш взгляд, ни была бы игра, и как бы ни хотелось вам занять ребенка хотя бы на часик, чтобы заняться домашними делами. Четко нормируйте время, которое ребенок проводит перед компьютером, старайтесь по максимуму заменять общение малыша с компьютером детским творчеством, таким как лепка, аппликации, рисование, любыми развивающими играми для детей. И, наконец, вместо компьютерных баталий вовлекайте малышей в активные игры, ребят постарше запишите в спортивные секции, кружки, на тренировки. Это будет способствовать гармоничному развитию ребенка – как физическому, так и духовному.

Сказано правильно, ни к одному из пунктов не придерешься. В конце концов, каждый из родителей об этом если не знает, то точно догадывается! Только вот с выполнением этих инструкций может возникнуть бо-о-ольшая проблема. Эти приемы еще можно применить с дошколятами и младшеклассниками. А вот с подростками... (возвращаемся к притче о горе и Магомете?) В итоге: чем раньше вы начнете ограждать ребенка от пагубной привычки погружаться каждый вечер в виртуальную реальность и поклоняться компьютерным игрушкам – тем лучше. И для вашей нервной системы, и для здоровья детей.

Комментарий психолога
Светлана ЗАБОЛОТНЯЯ, педагог-психолог:

По статистике, каждый шестой случай обращения к детскому психологу связан с компьютерной зависимостью. Как определить, нормально ли поведение ребенка, или же увлечение перешло роковую черту и стало заболеванием? Игромания, в первую очередь, определяется психологическими причинами, складом личности. Одной из основных причин возможного появления зависимости может стать тяжелая обстановка в семье или постоянном коллективе.

Тяга к компьютерным играм — для родителей повод задуматься, почему ребенок чувствует себя незащищенным, возможно, пересмотреть привычные отношения в семье. Существует вероятность, что кто-то подавляет его авторитетом, отчего у подростка возникает чувство подчиненного положения, бесполезности попыток самоутвердиться в реальности. 

Поручая мыть посуду или выносить мусор, вы ничего не добьетесь. Лучший способ оторвать подростка от игр — дать ему почувствовать вкус реальной победы, в которую он вложил реальный труд.
Компьютерная зависимость возникает как следствие дискомфорта в реальности или психологической травмы, однако все чаще становится самостоятельной проблемой, в отдельных случаях требующей вмешательства специалиста. Чтобы избежать подобной ситуации, примите меры заранее.
  • Не относитесь к компьютеру как к вредной привычке. Виртуальная реальность при правильном подходе станет мощным инструментом для развития, учебы и совершенствования. Запишите ребенка на курсы компьютерной грамотности, где его научат эффективно использовать ресурсы сети и покажут, что компьютер — это не только игры и социальные сети, а огромные возможности.
  • Если ребенок стал чрезмерно увлекаться игрой на компьютере, обратите серьезное внимание на его окружение, успехи в социальных контактах. Возможно, у него возникли трудности в понимании какого-нибудь школьного предмета, и он боится вам об этом рассказать, или у него возникли проблемы со сверстниками. Игрой или общением в интернете он компенсирует свою неудовлетворенность.
  • Уделяйте ребенку внимание. Да, с одной стороны, ребенок стремится к независимости, но с другой — остро нуждается в поддержке и одобрении родителей. Важно находить время на общение с ребенком, и не просто слушать, что он делал в течение дня, а интересоваться его чувствами, переживаниями. Помните, что сам он об этом не расскажет. Учитесь спрашивать тактично и ненавязчиво.
  • Пересмотрите ваше общение с сыном или дочерью. Это самое подходящее время, чтобы изменить правила общения в доме, дать понять, что вы считаете его взрослым и готовы уважать его мнение. Очень важно, чтобы сейчас он почувствовал себя значимым членом семьи.
  • Поощряйте его стремление к успехам в реальной жизни, даже если оно закончилось ничем или, по вашему мнению, ерунда. Пусть ваша поддержка будет ощутимой, но не слишком навязчивой. Позвольте ребенку почувствовать, что он сам контролирует свою жизнь, и он действительно станет более ответственным.

Количество показов: 355
Выпуск:  №21 от 22.03.2013 г.
Комментарии