ОСТОРОЖНО: ЗЛОЙ РЕБЕНОК!

13.03.2013 
Количество показов: 448
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов.
Но не только. По существу, это маленькое, несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

У меня есть знакомая семья – вполне благополучная, двое пятилетних сыновей-двойняшек Саша и Женя. Однако один из них – послушный, добрый, безотказный, а вот второй... Беда и отчаяние мамы и папы. Они никуда его не берут с собой: ни в гости, ни в развлекательный центр, даже гуляют на улице порознь. Нет, Женька вовсе не «золушка». И любят их вроде одинаково. Но мама постоянно переживает, чуть не плачет а что делать, если ребенок, куда бы он ни пришел, превращается в сплошную катастрофу: он использует любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать? «Ну, не бить же его! Пробовали наказывать – становится еще агрессивней, начинает материться, теряет контроль». «Провокатор!», - скупо, с горечью резюмирует отец. 
  
Причины агрессивного поведения
  • Нарушения эмоционально-волевой сферы: неумение ребенка управлять своим поведением, недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения.
  • Неблагополучная семейная обстановка: отчуждение, постоянные ссоры, стрессы, нет единства требований к ребенку, ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования; физические наказания, асоциальное поведение родителей; плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения;
  • Трудности обучения.
  • Психологический климат  в дошкольном учреждении.
Провокатор, агрессор... 

И тут не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: поведение таких детей-агрессоров часто носит провокационный характер. И агрессия в той или иной мере встречается у всех детей. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников – да кого угодно! И не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности. При этом у некоторых детей проявление «провокационизма» выходит спонтанно, а вот некоторые делают это намеренно. 

Во всем виноваты взрослые? 

Получается, так. В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания даже у взрослых. А уж ребенок – это как та антенна, которая чётко улавливает настроения окружающих. Поэтому, конечно, можно сказать то, что известно и так: родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. А ведь мы с вами все это говорим и делаем, забывая, что рядом ребенок! Есть такой грех... А ведь подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью, но уже в "исполнении" ребёнка. А потом мы с вами недоумеваем, сердимся, а позже и вовсе приходим в отчаяние: как же так? Вроде мы все делаем правильно, а сынок-трехлетка слово в слово повторяет ругательные выражения, постоянно сопротивляется и не принимает, к примеру, окружающих людей, начинает топать ногами и грозить маленькими кулачками. Заметьте: ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным. И первое, что мы начинаем делать, это задумываемся и начинаем задавать себе вопросы: а когда это началось, в какие моменты ребёнок проявляет агрессию, чем я реально могу ему помочь? Конечно, найти ответ сразу не удается. 
 
Кто ж это выдержит? 

Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Одна из моих знакомых, воспитатель в детском саду, говорит: «Это кошмар какой-то, это просто невозможно! Я смотреть на этого ребенка спокойно не могу, не то, что уговаривать или оказывать повышенное внимание. Таких детей вообще нельзя в садик пускать, остальных только расхолаживает». Печально, но факт: такие дети раздражают абсолютно всех, и разговор о них ведётся в осуждающих терминах. Таких детей меньше любят бабушки и дедушки, друзья семьи больше балуют послушных и улыбчивых, а на присутствие маленького агрессора в лучшем случае стараются закрыть глаза и не замечать его. «Грубиян», «нахал», «отвратительный», «хулиган» - и это еще самое безобидное из того, что может услышать ребенок. А в результате – ребенок еще больше «пускается в разнос». На агрессию ответ – агрессия! А если подумать: ну, ведь не родился же ребенок таким? Таким он стал. 

Психологи агрессию делят на два вида. Первый появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает  и данная форма агрессии. А вот второй вид – уже серьезней: это жестокость, которая бывает спонтанной и связана со структурой личности, выражающейся в готовности к агрессии. Дети с агрессивными свойствами личности часто теряют контроль над собой: спорят, ругаются с детьми и взрослыми, намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых, часто винят других в своём «неправильном» поведении и ошибках, завистливы и мнительны, часто сердятся и прибегают к дракам. 
  
Чем "лечить"
В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующие игры: подраться с подушкой; рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену;  устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
SOS! 

Присмотритесь к семье. Именно так. Там, где есть агрессивный ребенок, чаще всего разрушены эмоциональные привязанности между детьми и родителями. Родители испытывают скорее враждебные чувства, не разделяют семейные и личностные ценности и интересы, а в результате у ребёнка формируется модель вызывающего поведения. 

Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребёнок справиться не в силах. Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, даёт ребёнку бесценный опыт, что взрослые бывают разные, а в мире есть и хорошее, что может положительно сказаться на базовом доверии ребёнка к людям и миру в целом. 
Комментарий психолога
Светлана ЗАБОЛОТНЯЯ, педагог-психолог:

Агрессия, к сожалению, окружает нас и наших детей. Агрессивность в поведении человека может быть защитной, часто «агрессивными» называют детей «неудобных», у которых проблемы в общении со сверстниками и со взрослыми. Почему ребенок становится агрессивным, всегда ли причинами такого поведения являются внешние факторы, что в таком случае делать родителям, как помочь? Признаки агрессивности: ребенок  вспыльчив, непокорен, непредсказуем, по характеру самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм. Вот несколько советов родителям.
  • Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный положительный пример.
  • Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
  • Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
  • Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть.
  • Направьте его энергию в положительное русло – например, в спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением, займите его рисованием, пением.
  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих, включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
  • На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».
  • Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям, не заставляйте ребенка забывать, что он добрый, практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. 
  • Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.
  • Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой. Например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул», а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.




Количество показов: 448
Выпуск:  № 13 от 22.02.2013 г.
Комментарии