Бить или не бить?

10.10.2014 
Количество показов: 1727
«Кто бьет ребенка, тот не воспитывает хорошего человека», «перед тем как наказывать, посчитай до ста», «злость – плохая советчица», - говорит народная мудрость.
 А сила ласкового слова настолько велика, что с ним не может сравниться ни одно наказание. Мы, родители, вроде бы с этим согласны. Вот только редко какая семья обходится без наказаний. 

Многие уверены, что что применение физической силы – лучший способ воспитания ребенка. Но на самом деле он просто самый простой и удобный. Проявление гнева свойственно каждому человеку, а вот умение сдержать себя, оценить ситуацию и спокойно объяснить ребенку, в чем он не прав, – это дело требует затраты сил и терпения. Психологи утверждают: если родители выбирают этот путь наказания, то они должны быть готовыми к серьезным последствиям. В будущем это может привести к неумению устанавливать близкие отношения с людьми, снижению самооценки и формированию у ребенка невроза.

«Сейчас бабайку позову!»

Не следует запугивать ребенка бабой Ягой, Бармалеем или угрожать отдать его чужому дяде или бабайке, если он себя будет плохо вести. Особо ранимый малыш может впасть в депрессию: он привык искать защиту в родителях, а здесь именно от них начинает исходить угроза.

Каждый конкретный случай следует анализировать. Для этого родителям следует разобраться в причинах именно такого поведения своего ребенка, оценить ситуацию и выбрать модель реакции на непослушание. Возможно причина капризов бессознательная: ребенок просто хочет есть, пить, спать, замерз или его кто-то обидел.

Обязательно следует поговорить со своим малышом, донести до него, что он не прав. Когда ребенок осознает свою вину, наказание становится лишним. Например, когда он разбросал свои игрушки по всей квартире, запачкал одежду, разорвал или разбил что-то, родители должны не грубо заставлять ребенка прибраться, а побуждать исправить ситуацию самостоятельно. Огромным плюсом будет сделать это вместе, показать, как сделать правильно, дать почувствовать ребенку, что он может рассчитывать на поддержку. Но у каждого ли из нас хватает на это времени и выдержки?
Полезным будет подсчитать, сколько раз на протяжении дня ребенок был похвален и обласкан, а сколько раз выруган и упрекнут. Анализ такого соотношения может сильно поменять стратегию воспитания. Не лишним будет разобраться, какие конфликты и напряжения чаще всего повторяются. 

«А вот сейчас я ремень возьму...»

«Наказывать ремнем непедагогично!» - утверждают все учителя. А родители продолжают краснеть при таких словах и понимать, что они поступают непедагогично. Но продолжают так поступать. Почему?

Оправданий у мам и пап масса. Потому что нас тоже так воспитывали, потому что таким образом можно предотвратить ошибки, или для того, чтобы получить желаемый результат немедленно... «Как иначе объяснить ребенку, если он не хочет нас слушать?» - говорят родители.  К примеру, вы пришли в магазин с ребенком и он начал плакать и кататься по полу, требуя купить ему игрушку. Первое желание мамы крикнуть и встряхнуть ребенка, чтобы он успокоился и престал капризничать. Так поступить, конечно, можно. Но это практически не даст результата, а осуждающие взгляды остальных покупателей вам гарантированы. Проще использовать другие варианты: продолжить покупки, не обращая внимания на ребенка, а можно брызнуть на него водой. Только после этого нужно выйти из магазина и дать ребенку успокоиться. Ни одна истерика не длится вечно. Такое поведение свойственно всем детям, и дело здесь вовсе не в воспитании: просто малыш еще не умеет контролировать свои поступки и таким образом проверяет вашу реакцию на его требования.

А вот когда ребенок не хочет учиться, ремень вообще не вариант. Школа и так стала для него стрессом, а здесь еще вы со своим воспитанием... В данной ситуации поможет только терпение. Больше занимайтесь с ребенком, поговорите с ним по душам. В большинстве случаев это помогает выйти из сложной ситуации. А если ваших знаний не хватает, чтобы помочь ребенку с учебой, то попробуйте нанять репетитора. Если все же вы схватились за ремень, то позже не стоит замаливать этот поступок подарками и шоколадками. Ребенок быстро поймет, чем вас можно пронять и будет постоянно провоцировать. Если все-таки вы взялись за ремень, то вам нужно научиться сдержанности.  


А как же без наказания?

Ни один ребенок с рождения не обладает знаниями всех норм и правил поведения в обществе. Свойство подчиняться им и понимать их значение приходит к ребенку в процессе воспитания взрослыми. Чаще всего родители используют такие виды наказаний:

1. Словесные. Это ругань, угрозы крики. Некоторые взрослые считают, что повышение тона речи способствует лучшему пониманию ребенком сказанных слов, но на самом деле это не так. Словесное наказание способствует отдалению малыша от взрослого, понижается его самооценка. Сказанные оскорбления в его адрес воспринимаются чадом буквально, со временем он начинает и сам так думать о себе.
2. Основанные на причинении боли. Психологами доказана и неэффективность физического наказания, ведь работает оно лишь в присутствии наказавшего. А когда он исчезает из поля зрения малыша, плохое поведение возвращается. К тому же, такой вид наказания может привести к травмам, не только физическим, но и психологическим.
3. Основанные на лишении любви. Это вселяет в малыша самый огромный ужас – чувство ненужности, беззащитности и одиночества.
4. Наказание через труд или учебу. Приводит к одному результату – отвращение к ним на всю жизнь.
5. Лишение удовольствий. Это подходит для более взрослых детей. Лишение любимых занятий и удовольствий вызывает у ребенка обиду, злобу, чувство обманутых ожиданий. Частое применение таких наказаний влечет потерю детского интереса к любимым занятиям и появлению обиды на взрослых. Тем не менее, это самое гуманное наказание из всех.

Но совсем обойтись без наказаний в процессе воспитания практически невозможно. Поэтому важно следовать некоторым правилам:
- ребенок даже в процессе наказания должен чувствовать любовь взрослых;
- надо избегать негативных оценок в адрес ребенка, а осуждать лишь плохое поведение, объясняя при этом, почему такой поступок является неправильным;
- принцип постоянства. Если существует запрет на какое-либо действие, то он должен соблюдаться при всех, а не только при маме;
- лучше договориться заранее с малышом, какое наказание предполагается за нарушения существующих правил;
- не нужно требовать от ребенка того, что невыполнимо в силу его возраста;
- наказание должно следовать сразу после провинности, а не спустя некоторое время, причем его длительность не должна быть слишком большой.

Конечно, можно и вообще обходиться без наказаний – как физических, так и психологических. Но для этого  родители должны работать над собой и учиться держать себя в руках. А это, ох, как непросто... Взрослый должен смоделировать ситуацию, при которой поступок можно направить в мирное русло. Потому что может существовать сколько угодно мнений, но для ребенка воспитание в положительном ключе более результативно, чем с использованием наказаний. Поощрения, причем не только физические, заставляют ребенка стремиться к положительному поведению.

Количество показов: 1727
Выпуск:  № 114 (2339) от 10 октября 2014 г.
Комментарии