Трудности произношения

17.10.2014 
Количество показов: 2230
В последнее время создается такое впечатление, что детей с нарушением речи становится все больше.
Логопед Любовь Прокопьева с этим полностью согласна. И причин этому  масса, начиная от генетических и заканчивая отсутствием родительского внимания.

Любовь Прокопьева работает в частном детском саду «Винни-Пух» и помогает детишкам справиться с нелегкой работой – говорить правильно и красиво.


- Может ли своего рода «неправильное воспитание» негативно сказаться на формировании речи? Я не имею в виду совсем крайние случаи, когда родители ведут асоциальный образ жизни и не занимаются ребенком, а самые обычные обстоятельства...
- Немного детей рождаются со 100-процентным здоровьем. На первом году жизни ослабленным малышам  нужно уделять огромное внимание - массажи, наблюдение специалистов, медикаментозное лечение, чтобы не проявились вторичные отклонения такие, как нарушения речи, осанки, нарушения поведения. Многие молодые мамы не понимают этого, кто-то не осознает всю серьезность, кому-то просто некогда. Да и здоровые дети нуждаются в большом внимании окружающих их взрослых: чтение детских книг, беседы, общение, игры, совместная деятельность, чтобы их речь была не только чистой, но и развитой - это умение рассказывать, богатство словарного запаса.

- Когда родителям стоит начинать беспокоиться по поводу речи?
- Всему свое время – гулить, садиться, ползать, ходить. Если ребенок не ползал, а сразу пошел, то это говорит о том, что какие-то проблемы возникнут впоследствии. Гуление, лепет – все поэтапно. В возрасте от двух до трех лет закладывается фундамент речевого развития. Если вовремя не обратить внимание на отставание, то проблема будет только усугубляться и к пяти годам достигнет такой степени запущенности, что преодолеть ее до школы просто не хватит времени.
Если вашему малышу исполнилось два с половиной года, а он до сих пор не овладел фразовой речью, не тяните, идите на прием к логопеду! Необязательно, чтоб малыш говорил в этом возрасте развернутыми фразами с чистым звукопроизношением. Достаточно, чтобы он пользовался не однословными высказываниями, а, выражая свои мысли, умел соединять хотя бы по два-три слова. Начинать заниматься с логопедом можно в любом возрасте. Забеспокоился родитель - пришли к логопеду. У специалистов есть различные методики, которые позволят определить характер нарушения. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка или взрослого. Если в три года шипящие, сонорные, свистящие звуки отсутствуют, или идет смягчение звуков, но при этом ребенок говорит связно – это норма. Но к четырем годам все должно выровняться.

- Любовь Георгиевна, а есть в ли в речевом развитии ребенка такой момент, который можно упустить? До какого возраста речевые нарушения исправляются достаточно легко?
- Дело не в том, легко или тяжело исправляются речевые нарушения. Все зависит от степени и вида речевого нарушения. Небольшие нарушения звукопроизношения, например,  если не произносится какая-то одна категория звуков, легко исправить даже у взрослого человека. А если это сложное нарушение звукопроизношения, ребенок не произносит правильно все звуки речи или большинство из них, то оно может повлечь за собой общее отставание в речи или даже задержку речевого развития. Желательно, чтобы в подготовительной группе детского сада ребенок чисто произносил все звуки речи. В противном случае у дошкольника не закрепится правильная речь и в школе может проявиться дисграфия (расстройство письма) и дислексия  (нарушение чтения). Сейчас таких детей очень много, и большинство ребят приходят на занятия, уже учась  в начальной школе. Возникает вопрос: а где вы были раньше? Родители пожимают млечами: вроде занимались...


- Сколько занятий может потребоваться для того, чтобы добиться хорошего результата? У родителей весьма смутное представление о работе логопеда-дефектолога.
- Может потребоваться от недели занятий до одного года. Иногда больше,  в зависимости от степени нарушения и структуры дефекта. Чтобы родители не сомневались в необходимости именно такого количества занятий, которое определил специалист, они должны быть активными участниками коррекционного процесса - выполнять все задания логопеда, желательно присутствовать, хотя бы периодически,  на логопедических занятиях, чтобы видеть образец выполнения упражнения, интересоваться успехами ребенка.

- Проблемы с речью может решить только логопед, или родителям это под силу?
- Специалисту одному трудно решить проблему с речью, особенно если это сложный дефект. Получаса два раза в неделю – этого мало. Чтобы ускорить процесс коррекции речи, необходимо повторять упражнения каждый день. Как я уже сказала, родители в первую очередь должны быть заинтересованы в результате. Необходимо учитывать принцип комплексного подхода в коррекции речи. Если у ребенка нарушение речи, то на это есть какая-то причина! Выявив причину, можно определить, помощь какого специалиста требуется. Например, если нарушение речи вызвано минимальной церебральной дисфункцией, то без наблюдения и консультаций невропатолога не обойтись. 

ТРИ ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ

1    Лишение родительского внимания. Мамы рано выходят на работу и оставляют детей  на нянь, бабушек-дедушек. А для них главное – ребенок сухой, сытый, здоровый. Но с ним не  разговаривают, не общаются. А ребенку контакт нужен – глаза в глаза, объяснять, несколько раз повторять, пальчиком показывать, книжки читать, делать пальчиковую гимнастику, массажик...
2. Гиперопека. Когда за ребенка делают абсолютно все – его понимают, предупреждают каждое желание, и у него не создается речевых ситуаций, чтобы он о чем-то попросил. Родители, к примеру, в садик обувают-одевают, а ребенок только ручку или ножку протягивает. При этом все делается молча, не проговаривается: «Вот мама тебе шапочку оденет, а давай варежку натянем, а где наши сапожки?». И эта игра в молчанку лишает ребенка возможности речевого развития. 
3. Телевизионное замещение. Приходят родители с работы, и вместо того, чтобы общаться и разговаривать с малышом, усаживают его перед телевизором, включают мультики. И не всегда наши, российские. А как говорят мультяшные герои? Это нехорошая речь, я считаю. Мультяшки шепелявят, картавят. А когда ребеночку 2-3 года  у него формируется фонематический слух. Он слышит не мамину правильную речь, а речь мультяшных героев, возникает искаженное понимание того, как нужно говорить.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

- Играйте и общайтесь с ребенком ежедневно: хотя бы по дороге в детский сад или домой. На прогулке можно поговорить о том, что делал ребенок в детском саду, что ему было особенно интересном; можно вместе понаблюдать за изменениями в природе и погоде; можно рассмотреть транспорт, который едет по улице; выучить небольшое стихотворение. А когда вы будете готовить ужин, посадите ребенка рядом с собой, дайте ему бумагу и краски. Пусть он рисует то, что только что видел на улице, и рассказывает вам о том, что рисует. 
- Выполняйте рекомендации логопеда по организации домашних занятий с ребенком: игры, упражнения, стихотворения и рассказы, рекомендуемые для заучивания или прочтения с ребенком. 
- Особое внимание обратите на пальчиковую гимнастику: развитие пальцевой моторики напрямую связано с развитием речи. Чем лучше будут работать пальчики вашего малыша, тем успешнее будет развиваться его речь. Поэтому с самого раннего детства используйте самые разные игрушки и пособия для развития мелкой моторики.

Количество показов: 2230
Выпуск:  № 117 (2342) от 17 октября 2014 г.
Комментарии