Развиваем память ребенка

17.10.2014 
Количество показов: 2000
Многие родители не слишком утруждают себя занятиями с детьми в младшем возрасте, ссылаясь на вечную занятость, работу, дела по дому, усталость и так далее.
Основные заботы по развитию детей ложатся на воспитателей, бабушек, дедушек, и в итоге, когда ребенок идет в школу, выясняется, что он не может толком ни на чем сосредоточиться, интереса к наукам не проявляет и самое главное не помнит, что проходили на уроках, что задали на дом. В общем, отсутствие памяти как таковой налицо. 

КАК РАБОТАЕТ ПАМЯТЬ

Для начала давайте разберемся, что собственно память из себя представляет. Это своеобразная библиотека, где хранится вся информация, когда-либо полученная нами в течение жизни. Помните, нам в школе постоянно пытались в голове разложить  все по полочкам? Это специально для того, чтобы в нужный момент мы могли воспользоваться необходимыми знаниями, прилагая лишних усилий. То есть память нужно тренировать, информацию - структурировать и уметь ей пользоваться. Конечно, такая необходимость приходит к нам в уже сознательном возрасте. Поэтому задача родителей - научить, приучить и постоянно тренировать память наших детей. И делать это должны не воспитатели и учителя, а мы сами. 

Вместе с тренировкой памяти мы также улучшим процесс восприятия информации и научимся концентрировать внимание на деталях. 
Правильное восприятие окружающего мира, информации в книгах помогают видеть ситуацию целиком, выделять главные моменты и сосредотачиваться на них, отделяя зерна от плевел. 

Внимание – это собственно умение концентрироваться на чем-либо (предмете, ситуации). Его отсутствие не позволит положить в мозг полезную информацию, а это как раз то, чего мы хотим. Рассеянность на уроках, невозможность сосредоточиться может быть не только следствием неправильного воспитания ребенка, но и неврологическим отклонением. Поэтому, если ваши попытки плодотворно поработать с малышом безуспешны, бегом на прием к врачу. 


ДЕТСТВО

Начнем с того, что самый сильный вид памяти – зрительный. Развитие ее проводится в игровой форме: малышу нужно что-то найти, отличить и так далее. Но не стоит забывать и о развитии слуховой памяти. Для этого прекрасно подходит заучивание стихов, песен, поговорок, чтение сказок, пересказ содержания. 
Также будет не лишним развивать и тактильную память, изучая на ощупь различные предметы, материалы. 


«Картинки»

Детям на короткое время показывается картинка. Потом она убирается, и  малышам необходимо описать то, что было изображено на картинке, как можно более подробно.
«10 отличий»
Хороший вариант игр - найди 10 отличий на двух картинках. Его можно усложнить. Сначала показать для запоминания одну картинку (примерно на полминуты), затем показать вторую. Детям необходимо сказать, что изменилось.


«Запомни зоопарк»

Ребенку выкладывают на обозрение несколько мягких игрушек. В течение 30 секунд ему необходимо запомнить их расположение. После этого он отворачивается, а взрослый меняет местами игрушки. Малыш поворачивается и рассказывает, что изменилось.


 «Описание»

После того как вы прогулялись с ребенком по городу, попробуйте вспомнить вместе какой-нибудь интересный объект, который увидели,  или необычного прохожего. Начинайте называть то, что вам запомнилось в этом человеке или предмете, по очереди. Кто больше признаков назовет, тот и победил.


«Танцевальный кружок»

Эта игра развивает двигательную память. Под веселую музыку взрослый показывает детям какое-нибудь движение. Например, приседает, встает и разводит руки в стороны. Малышам необходимо его повторить. Движения можно усложнять и даже придумать интересный танец.


«Попробуй, повтори!»

Берем счетные палочки. Взрослый выкладывает из них определенную композицию и дает ребенку время, чтобы ее запомнить. Затем малыш повторяет эту композицию со своими счетными палочками. Можно поменяться ролями. В этой игре можно использовать не только счетные палочки, но и монетки, бусинки, спички.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Самое место для занятий со школьниками - это школа. Игры-упражнения можно проводить на классных часах, переменах, на уроках физкультуры. Если вы предложите помощь классному руководителю и будете проводить такие занятия, учитель вам скажет спасибо. Дети оторвутся от планшетов и немного разомнутся. 


Я и мои друзья 

Эта игра не только позволяет познакомиться всем ее участникам, но и развивает память и ассоциативное мышление. Поэтому ее можно использовать в новом коллективе.
В игре используется аудиальное и визуальное восприятие. 
Участники встают в круг. Первый человек (например, учитель) называет свое имя и свой любимый фрукт (животное, птицу или что-то другое). 
Второй участник называет имя и фрукт, названный первым участником, а затем прибавляет к нему свое имя и свой любимый фрукт. Так ход переходит к каждому последующему участнику.
Стоит отметить, что последнему человеку приходится сложнее всего.


Рассчитайтесь по порядку!

Эта игра учит детей запоминать комбинации, удерживать их в памяти и воспроизводить информацию.
Во время проведения игры развивается зрительная память.
Из участников выбирается один «водящий». Он встает напротив остальных игроков, выстроившихся в линию в произвольном порядке. За несколько секунд ему нужно запомнить порядок участников. 
Затем он закрывает глаза (ему завязывают глаза, он отворачивается) и называет имена всех участников по порядку.
Более сложный вариант игры: назвать имена участников через одного или в обратном порядке. Вся сложность в том, что способ перечисления ребенку сообщают только после того, как он закроет глаза.


Я рисую... 

Данная игра направлена на запоминание деталей и развивает зрительную память.
Покажите детям картину. Затем переверните ее и попросите нарисовать то же на чистом листе. Выигрывает тот, кто запомнил и отобразил больше деталей. Начинать следует с картин, содержащих мало действующих лиц или предметов, постепенно выбирая более сложное изображение.


Пантомима 

Данная игра направлена на извлечение из памяти уже существующей информации, накопленной непроизвольно.
В упражнении идет упор на двигательную память.
Каждый участник игры получает карточку с написанным заданием. Например, нужно показать, как потягивается кошка, как силач поднимает штангу или как работает регулировщик.
Остальные участники должны отгадать, что он изображает.

Сломанный телефон 

Цель игры – развить слуховую память.
Ведущий рассказывает на ухо первому участнику небольшой отрывок из текста, состоящий буквально из 3-5 предложений. 
Первый участник рассказывает то, что запомнил, второму игроку и так далее. Бывает интересно, что же дойдет до последнего участника.
В конце игры ведущий рассказывает первоначальный текст, сравнивает его с конечным и делает вывод о том, хорошо ли работает телефон.


Логическое мышление

Для улучшения опосредованной памяти развиваем логическое мышление.
Это нужно для усваивания обилия информации, которую он получает на уроках. 
Чем старше становится ребенок, тем больший объем новых данных взваливается на его плечи. Банально «зазубрить» это не получится. Необходимо понимать, о чем идет речь, анализировать, сопоставлять полученные ранее знания с новой информацией, структурировать ее и раскладывать все по ящичкам. Итак, ведущий показывает участникам картинки и называет слова. Цель – запомнить слова. Следует объяснить детям, что если они поймут взаимосвязь между картинками и словами, им легче будет запомнить слова.
Картинка «курица» — слово «гнездо», картинка «гриб» – слово «лес», картинка «ботинок» – слово «шнурок».
Затем ведущий вновь показывает картинки, а дети называют слова, которые запомнили.
Вспомнили? Правильно, это наши игры из детства, и играли мы в них и без взрослых. Детям нужно только предложить, показать, а дальше они и сами разберутся.


Количество показов: 2000
Выпуск:  № 117 (2342) от 17 октября 2014 г.
Комментарии