Учимся учиться

07.12.2014 
Автор: Влада ЛЕТНЯЯ
Количество показов: 1095
Учебный год в разгаре, а учителя все еще делают родителям замечания: забываются тетрадки, не так подготовлены уроки, не умеет завязывать шнурки. Дети в классе до сих пор не запомнили имена друг друга.

Когда ребенок идет в школу, многие родители с легкостью всю ответственность за учебный процесс возлагают на учителя: он должен научить, объяснить и даже воспитать. Но без участия родителей учебный и воспитательный процесс не возможен. Так что будем вспоминать, что такое школа и вместе с ребенком учиться правильно учиться.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ 
Современная школьная программа очень сильно отличается от той, по которой учились мы. И мы легко справлялись с заданиями и лишь по необходимости обращались за помощью к родителям. Сейчас школьная программа начальных классов и вообще весь образовательный процесс направлен на симбиоз ребенка и взрослого, в том числе и домашняя работа, и все это нужно делать вместе. Кстати, об этом регулярно идет речь на родительских собраниях. Учителя втолковывают родителям, что они должны помогать ребенку в выполнении домашних заданий. Заметьте, не делать за ребенка, а именно помогать. Однако многие родители, чтобы освободить себе время для других занятий, быстренько выполняют всю работу, а школьнику остается только записать правильный вариант и заниматься своими делами. Причем это продолжается из класса в класс начальной школы. И подходя к пятому классу и далее, ребенок настолько утрачивает самостоятельность, что некоторым детям, чтобы не обострять отношений в семье и не слетать до двоек в учебе, приходится нанимать репетитора или заниматься с ребенком до выпускного. 
Поэтому, садясь за уроки с ребенком, возьмите за правило не стремиться сделать все за него, а по полочкам разобрать, что нужно сделать, как сделать и пусть делает сам, а вы уже проверите результат. Подобная система очень хорошо подходит для самоорганизованных детей. Но есть детки очень «рассеянные», и для того чтобы собрать их мысли, умения, настроение в кучку, необходимо терпение и постоянный контроль. Это не говорит о том, что вы должны стоять над душой и тюкать: «Пиши, пиши, читай, читай...» Достаточно того, что вы будете сидеть рядом и заниматься своим делом: вязать носок, читать книгу, готовить обед, вы вроде и не дергаете постоянно и все же ненавязчиво контролируете процесс. 
Также для сокращения «витания в облаках» может послужить мотивация: сделаешь все хорошо и за час – посмотришь мультики, поиграешь в приставку, съешь мороженое... Вы лучше знаете, чем мотивировать своего ребенка. Всего несколько месяцев, и вы увидите результат, главное – терпение. 

ЗАПОМИНАЕМ ПЕДАГОГОВ И ОДНОКЛАССНИКОВ
Частенько сами родители не помнят, как зовут того или иного учителя, что тут требовать от детей. А ведь если ребенок не знает, как зовут преподавателя, ему сложнее обратиться к нему за помощью и разъяснением. Знакомая ситуация? То же самое и с одноклассниками: пока малыш не запомнил всех своих одноклассников по именам, ему некомфортно в классе. Помогает с этим справиться общая фотография, сделанная первого сентября. Рассматривайте ее вместе с ребенком и спрашивайте, кого как зовут. Если он не помнит, то давайте ему задание узнать имя и фамилию: ее можно спросить у самого ребенка, у его соседа по парте, у учителя, прочитать на тетрадке и т. д. Так и вы будете знать всех деток из класса, и школьнику будет комфортнее общаться. 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Иногда глядишь на детей и диву даешься: весь собранный, аккуратный, дисциплинированный. Твой же с оторванным карманом и в очередной раз потерял тетрадку, медлителен и безынициативен. Все это результат неподготовленности ребенка к школе, и прежде всего виноваты в этом родители. 
Большинство из них под подготовкой ребенка к школе подразумевают изучение букв, цифр, умение ребенка читать, писать и т. д. Но самыми главными должны быть не знания, а самоорганизация ребенка. Не вы должны собирать портфель, а он сам.
Ребенок должен уметь собирать портфель и инвентарь для секции, кружка и т. д. Чтобы ему было легче, повесьте рядом с учебным местом расписание. Если вы уверены, что он все равно что-нибудь забудет, просите его приносить портфель на проверку.
То же самое касается занятий в кружках и спортивных секциях. В расписании должны быть отмечены дни недели, когда ребенок ходит на занятия и то, что нужно с собой брать. 

Школьник должен знать, где лежит одежда и обувь для школы. При этом следить за тем, чтобы она была опрятна. Заметить пятно на рубашке или фартуке семилетний ребенок уже способен. Грязное – в стирку, чистое – подготовить на следующий день. Это легко выполнимая задача, не требующая с вашей стороны ежедневного контроля, главное – приучить к этому ребенка. И сейчас начать делать это не поздно. Поздно будет в следующих классах.

Собраться на занятия. Многие дети опаздывают не потому, что встали слишком поздно, а потому что вместо пяти-десяти минут собирались час. Имейте в виду, что так собираться ребенок будет не только в школу, но и на уроках. Три часа доставать учебники, столько же переодеваться на физкультуру и обратно, а ведь перемены не резиновые и в итоге, когда весь класс уже будет вникать в новую тему, ваш ребенок будет искать ботинок. Лучше всего прививать этот навык уже до школы. Чем младше ребенок, тем ему проще привить эти навыки. 

УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ
Основная задача школьника состоит в том, чтобы хорошо учиться. Это его работа – подготовка к взрослой жизни и ответственности за выполненную работу. И здесь очень важны три фактора, которые в совокупности дают отличную стартовую площадку для успешного развития и плодотворной учебы.

Первый учитель. Даже у очень авторитетного учителя случаются промахи, появляются «любимчики», иногда он срывается на крик и т. д. В этом случае нельзя отзываться об учителе плохо при ребенке. И задача родителей – объяснить, почему отношение учителя к детям разное. Тот самый «любимчик», которому время от времени дают конфетку или гладят по голове, на самом деле может быть проблемным ребенком, который, если ему не уделить внимание, не даст заниматься всему классу. 

Ваши воспоминания. Ваши родители сохранили ваши первые прописи и тетради? Их вы можете смело показывать ребенку. Не требуйте от него, чтобы он сразу начал писать каллиграфическим почерком. Ведь и вы это не сразу смогли сделать. Дети часто расстраиваются, что у них что-то не получается. Покажите, что его идеальная мама и папа (а вы именно так и выглядите в глазах ребенка) раньше тоже чего-то не умели, учились, трудились, и в итоге теперь вы самые умные и лучшие родители на свете. Не запугивайте ребенка школой, делитесь своими воспоминаниями, своим опытом преодоления трудностей, рассказывайте, как учились, как делали, чтобы все получалось. Ваш пример – это лучшая рекомендация, посыл к действию и стремление к совершенствованию. 

Одноклассники. Помните, сколько времени мы проводили вместе с одноклассниками? На продленке, на горке возле школы, по дороге домой и т. д. В наше время детей провожают в школу и забирают из школы. Дети имеют возможность общаться друг с другом только на переменах. И то после того, как подготовятся к следующему уроку. Не устанавливаются тесные дружеские отношения, нет связи – каждый сам по себе, занят своими делами и заботами. Неужели вам хочется, чтобы ребенок брел одиночкой по жизни, боялся подружиться с кем-то... Идите сами на контакт с родителями одноклассников, приглашайте в гости, гуляйте вместе, ходите в кино, и у вашего ребенка появятся друзья, а у вас – собеседник по интересам, ведь не только вы ломаете голову над выполнением очередного домашнего задания. 

Количество показов: 1095
Выпуск:  № 135 (2360) от 28 ноября 2014 г.
Комментарии