Читать или не читать?

31.07.2015 
Количество показов: 1443
Летних каникул осталось совсем немного. Всего через месяц школьники опять сядут за парты. И родители начинают нервничать: многим (даже бывшим первоклашкам!) дали задание на лето - прочитать книги. Список литературы для летнего чтения есть практически в каждой школе и в каждом классе.

Все учителя начальных классов в конце учебного года, перед самым роспуском на каникулы, напутствовали родителей: летом желательно как минимум заставлять ребенка читать каждый день вслух, а программа максимум – писать и решать задачки. Повторять таблицу умножения. С одной стороны, вроде бы правильно – гимнастика для мозга необходима. Но точка зрения на летние занятия неоднозначна. Представьте, говорит психолог Анна ВИНОКУРОВА, что каждый день вашего законного отпуска вам нужно заниматься рабочими проблемами, чтобы их не забыть. Сомнительное удовольствие? А учитель начальных классов Анастасия Константиновна говорит: все хорошо в меру.

- Конечно, дети должны хорошо отдохнуть во время каникул. Но ленивые двоечники, которые и так в течение года себя не слишком утруждали, пусть вкалывают! Хотя бы один месяц из трех можно и поработать. В России и так самые длинные летние каникулы. Ни в одной европейской стране таких нет – там дети отдыхают максимум два месяца. Так что в нашей ситуации можно иногда и позаниматься. Пусть ребенок почитает, не зря же мы даем список литературы на лето. Если есть пробелы в знаниях, их нужно восполнить. Еще лучше давать не школьную программу, а что-то сверх этого. Например, попробовать выучить, скажем, ино­странный язык. Или самостоятельно перевести прочитанную книжку на английский. Но это уже предел мечтаний. У меня некоторые особо старательные детки приходили 1 сентября в класс, уже прочитав всю литературу на этот год.


Из опыта родителей: как мотивировать?

Список литературы на лето может быть разный. Единого способа, который помог бы мотивировать детей к чтению, нет: каждый ребенок индивидуален, и к каждому нужен свой подход, уверена Василина ГАБЫШЕВА, мать троих детей:

- Я сама очень люблю читать. И уверена, что  чтение – это не только изучение классических произведений, но и развитие воображения и мышления. Именно литература, знакомство с персонажами, наделенными разными характерами, помогает самостоятельно мыслить. У ребенка, когда он читает, возникают индивидуальные ассоциации, он становится более творческим. Я, например, читая книгу, на самом интересном месте спрашиваю: «А как ты думаешь, что произошло дальше?». Как-то читали «Му-му» Тургенева. Остановилась на моменте, где собачку Герасим топит. Спрашиваю, что дальше. Сын говорит: «Этот дурак одумался, бросился в воду, вытащил Му-му и уплыл на лодке на необитаемый остров, подальше от злой барыни. Там они стали жить». Когда книжку дочитали до конца, долго плакал, переживал.

У меня трое детей, все - школьники. И с литературой на лето я сталкиваюсь ежегодно. И тут все зависит от возраста, восприятия. Со старшим проблем не было – он у меня с самого детского сада книгочей. Читает запоем, всегда и везде. Со средним я  для самостоятельного чтения выбираю те книги, которые ему будут интересны. Некоторые произведения беру на себя, пересказываю их своими словами, опуская сложные подробности и многостраничные описания. Рассказываю не слово в слово, а как историю, адаптируя к его пониманию и восприятию. А с младшей – она у меня второклассница – читаем вместе. Вслух. И ей нравится!ороклассник - читаем еигочей.я, лю.я в класс, уже прочитав всю литературу на этот год.

 

Советы психолога: «Читайте больше вместе!»

И все-таки, как «заставить» ребенка читать? Вернее, как заинтересовать?

Иногда у детей бывает предубеждение: то, что задают в школе, не может быть интересным. Расскажите ребенку самый увлекательный эпизод книжки из списка для внеклассного чтения, но не называйте книжку. А если школьнику понравится и он спросит, откуда этот эпизод, доставайте книжку и открывайте карты!

Если удается заинтересовать ребенка каким-нибудь отрывком из произведения, предложите, чтобы всю книжку он прочитал самостоятельно.

Расскажите свое детское впечатление от книги, например: «Когда я прочитала «Вий» Гоголя, начала бояться приведений…» или «Когда я читал «Капитанскую дочку», так влюбился в Машу, что и тебя, свою дочку, решил назвать Марией…»

Самые сложные, но важные и нужные книжки можете читать детям вслух перед сном. Дети никогда не хотят ложиться спать вовремя и готовы на любую форму досуга – даже послушать «школьную» книжку, лишь бы не спать!

Покупайте фильмы, снятые по классическим литературным произведениям. Но сначала смотрите сами и выбирайте наиболее удачный, если есть несколько фильмов. Например, по «Войне и миру» самый правильный фильм - отечественный. А творчество Шарлотты Бронте можно смело изучать по голливудской экранизации.

Дети любят ходить в кино. И если найдете в кинотеатрах фильм по школьной программе, сходите на него с ребенком, прежде чем подсунуть книжку.

Почаще берите его с собой в книжный магазин. Стопроцентно: что-нибудь его точно заинтересует! А лично выбранную книжку он точно прочитает.

Правильно подбирайте для чтения время. Если ребенок увлекся мультфильмом или складывает паззлы, не отвлекайте. Дождитесь, пока он закончит.

И самое главное – читайте сами! Возведите в собственной семье книгу в культ. Личный пример родителей для ребенка – самый главный посыл и мотивация.

 

Чего не нужно делать:

Стимулировать ребенка какими-либо покупками. Во-первых, это может войти в привычку, и тогда родителям станет обременительно обеспечивать постоянные бонусы. Во-вторых, ребенок будет читать именно для родителей, а не для себя. А необходимо развивать именно внутреннюю мотивацию - пробуждать искренний интерес.

Не заставляйте читать! Наказаниями, угрозами и запретами: «Пока не прочитаешь, гулять не пойдешь!» - вы только отобьете всякое желание брать в руки книжку.

Даже в разговорах со взрослыми никогда не говорите, что считаете чтение пустой тратой времени. Ребенок может услышать, и взять с вас пример.

Ребенок провинился. И вместо того, чтобы идти гонять в футбол вы… засаживаете его за книжку. Ребенок воспринимает чтение как наказание, и переубедить его в этом будет нелегко.

Никогда не ругайте его, если ребенок случайно порвал или испачкал страницу. Не нужно, чтобы книга вызывала у ребенка негативные переживания.

 

Василина ГАБЫШЕВА: «Не держите книжки на полках»

-  Нет ничего лучшего, чем мамина сказка на ночь. Никакой телевизор и компьютер не заменит встречу с любимыми героями книг. У нас книжки везде: в спальне, в гостиной, даже в туалете и на кухне есть полочка с книжками. Не обделяйте детей радостью чтения! Потому что нет ничего лучше и дороже, чем любимая, зачитанная до дыр и заботливо подклеенная книжка, в пятнах от сочной вишни на пожелтевших страницах. С загнутыми «для памяти» страничками. Со сделанными надписями и нарисованными человечками на полях. Распухшая от частого чтения… У нас есть знакомые, у которых книги стоят по ранжиру на полках. Красивые, блестящие, пахнущие типографской краской, со слипшимися страницами, многие – все еще в пленке. Потому что их никогда не открывали. Спустя десятилетие, они продолжают оставаться новыми -  над их страницами никогда не рыдали и не радовались. Конечно, нужно учить детей беречь книги. Но и заставлять читать, ежеминутно боясь испачкать и не дай бог порвать книгу, – мучение, а не наслаждение.

У нас есть много таких книг – еще мои, мужа, не раз  прочитанные нами и старшими детьми. «Два капитана» Каверина. «Таинственный остров» Жюля Верна. «Белеет парус одинокий» Катаева. «Мастер и Маргарита» Булгакова.  «Джейн Эйр» Шарлоты Бронте. Большая толстенная «красная» книга фантаста Айзека Азимова. Они ждут, пока подрастет Ника.

И еще много других. А на днях я Нику потеряла. Ее не было слышно и видно часа два. Заглянув к ней в комнату, увидела, что она читает… «Гарри Поттер и философский камень». Увлеклась так, что даже меня не заметила. У нас в доме есть все книги поттерианы:  мы с мужем - большие поклонники этой сказки. И я поняла: моя Ника будет читать. Потому что в свои семь лет она самостоятельно выбрала книжку из нашей библиотеки и стала читать. Чего и всем хочу пожелать!

Количество показов: 1443
Выпуск:  №85 (2459) от 31 июля 2015 г.
Комментарии