Современные игрушки убивают в детях фантазию…

03.02.2016 
Количество показов: 1890
…в этом уверена основатель детского клуба «Кузнечик» Лада Евсеева. Она - мама пятерых мальчиков, талантливый программист, увлеченная путешественница, бизнес-леди. Ей  вполне гармонично удается  совмещать любимое дело и воспитание детей.
Не нужно много дорогих игрушек!
Рассказывает Лада Евсеева:
- Я часто слышу от родителей, которые приводят ребятишек в наш клуб, слова: «Не жалеем денег на дорогие игрушки». Признаюсь, одно время я тоже находилась под властью этого ошибочного взгляда на воспитание и роль игрушек в жизни ребенка. Когда появилась хорошая зарплата, я начала покупать дорогие развивающие игрушки и была уверена, что мой ребенок начнет превращаться в умного на глазах. С рождением каждого малыша в семье я умнела и пришла к выводу, что это всего-навсего иллюзия: мол, чем круче игрушка, чем больше в ней готовых функций, тем  быстрее ребенок будет развиваться. Да не будет этого! Многофункциональность игрушки убивает фантазию. Ребенок просто становится ее потребителем. И такая игрушка, которая стоит не одну сотню, а то и тысячу рублей, быстро надоедает. Она уже исчерпала себя. Закончился запас интереса, и ничего нового эта игрушка ребенку предложить не может. 

Да - простым игрушкам
- А как было раньше, помните? Куклы писают-какают, поют песенки или плачут, пьют молоко и так далее. Или машина – она же транспорт, она же робот. Любимые куклы нашего детства имели свой характер, настроение каждый день придавалось разное.
Когда я «засела» дома с четвертым и пятым ребенком, которым пять и восемь лет, наступил «детсадовский кризис» - абсолютный дефицит детских садов. Программированием можно было заниматься и дома. А еще в это время развлекать, занимать и развивать детей. В ход пошло все, игрушки создавались буквально из ничего: начиная от самого простого, кастрюлек, например, и заканчивая «взрослыми» предметами – папиными  инструментами, к примеру. И в нашей семье это нормально: даю папин ящик с шурупами-гайками, столь милыми мальчишеским сердцам, или гуашь и картонные коробки – и вот они уже  что-то мастерят, красят, режут, склеивают, привинчивают. Пошел творческий процесс. В нашей семье знают, что любую вещь можно не купить в магазине, а сотворить дома своими руками. Мой восьмилетний сын предпочитает создавать свои инсталляции, поделки, чем часами сидеть за компьютерными стрелялками.

Не гламурная креативность
- Любое творчество, любое созидание – это  прививка от конформизма. Не идти за толпой. В любой ситуации находить нестандартное решение. Готовое образование не котируется - нужно постоянно работать над собой. Нужно донести до ребенка: если ты привык получать готовое, будешь постоянно проигрывать в этой жизни.
Простые игрушки чем хороши? Их можно комбинировать  между собой. Их не жалко разобрать, раскрасить. Вырезать, клеить, смешивать, забивать гвозди, прикручивать, делать своими руками – что может быть интереснее для ребенка? Это практично. Это дальновидно. Это полезно. И здесь есть еще один момент: креативность защищает от асоциального поведения. 
Но эта методика подходит не всем. И есть категория родителей, которые, мягко выражаясь, мыслят шаблонно. То есть в их понимании современный детский развивающий центр – это море игрушек, ковры, стерильная чистота, даже некая гламурность. «У вас грязно, не гламурно», - осуждающе говорят они, увидев в нашем центре заляпанных краской и клеем ребятишек, удобно расположившихся кто за столом, а кто просто на полу. Когда во все стороны летит резаная бумага, на полу навалена куча интересных вещей, а дети, пыхтя, сооружают нечто удивительное и космическое.   
Главная мантра в нашем центре: «Это место, где ребенку можно все». И еще одна: «Место, откуда не хочется уходить». Когда через четыре часа общения и творчества ребенок просто не хочет уходить домой и плачет: «Мама,  почему ты так рано пришла!». 

Пространство свободного творчества
- У нас практически нет готовых шаблонов и раскрасок. У нас в центре можно и просто поиграть, и позаниматься творчеством. Потому что, как это ни странно,  многие дети  даже не умеют играть. Мы двумя руками за интересные придумки. К примеру, наша клубная ВЕСЕЛАЯ СВАЛКА. Туда скидывается все, что не нужно одним детям, зато другие добывают для себя интересные вещицы
Мы стараемся детей учить учиться. То есть тому же счету, буквам учить не скучно, сидя за партами, а с помощью шарад, ребусов, головоломок. Играя с пуговицами, резиночками. Есть у нас довольно интересный модуль «Это мы не проходили, это нам не задавали». То есть научить забытым подвижным играм: резиночки, лапта. Оригами. Какие-нибудь фокусы. Готовка простых блюд. Чтобы придя со школы, ребенок мог найти, чем заняться, а не утыкаться в телефон или планшет. 

Все, чем я теперь занимаюсь и что предлагаю в клубе «Кузнечик», опробовано на моих детях. Они – дети моих экспериментов. Мой второй сын Антон, парашютист, дайвер и студент ДВФУ, во время каникул – инструктор клуба. Идея программы клуба #этонамнезадавали пришла как раз от осмысливания истоков его самостоятельности. Он два года был на семейном обучении: искал и находил источники заработка, учился инвестировать, готовить, ставить цели и достигать их, мирить младших, закупать продукты, чинить приборы. Теперь он - моя палочка-выручалочка, надежный, спокойный, рукастый. 
В #этонамнезадавали мы пытаемся пробудить в детях желание изменять мир вокруг себя: накормить семью, почитать сказку младшим, показать скучающим друзьям опыт, научить веселой игре, в общем, тем навыкам, которым не учат в школе, но которые нужны. Сейчас хотим добавить в программу и уроки финансовой грамотности. Будем играть в денежный поток, считать расходы на продукты, сравнивать цены. С малышами начнем с игры в магазин и банк, а детям постарше полезно будет узнать о видах карт, процентах по кредитам, способах заработка и вложения денег. 

Количество показов: 1890
Выпуск:  №3 (2529) от 29 января 2016 г.
Комментарии