Теория следования

29.07.2016 
Количество показов: 333
Каждый родитель не раз сталкивался с ситуацией, когда ребенок от него убегает. И убегает не где-нибудь, а… на улице. А вокруг машины, собаки, лужи, ямы, множество опасностей (в наших расширенных от страха родительских глазах), да и вообще он еще нетвердо стоит на ногах, а мчится, под ноги не глядя…
Следовать за ребенком или оставаться на месте, ожидая возвращения малыша? Или вообще идти в своем направлении? Как приучить чадо идти рядом и не отставать? Эти вопросы мы задали детскому психологу Яне СЛЕПЦОВОЙ. 

Познавая мир
Как правило, по словам психолога, с этой проблемой сталкиваются родители малышей от года до трех лет, когда ребенок познает окружающий мир: все интересно, все нужно попробовать на ощупь и на вкус. И малыш теперь может сам подбежать к привлекательным вещам, схватить их. Сам! И улица для ребенка кажется бесконечно интересным миром, в котором для него нет опасностей, зато много места для движения и экспериментов.

- Представьте себя на месте ребенка. Он уже не младенец, освоил ходьбу. Получая удовольствие от движения, ребенок бежит, куда глаза глядят. А вокруг столько всего! Хочется подбежать вот к той машине, погладить блестящий бок, а потом – вот к тому кустику, попробовать его листики на вкус. Ой, а что это лежит на земле? Нужно выяснить! Мимо прошла собачка? Нужно догнать и потрогать! Кажется, что малыш пытается использовать все свои новые умения и моторные достижения разом. С одной стороны ребенок, действительно, продолжает активно тренировать ходьбу, учится спускаться и подниматься по ступенькам. Но если он убегает от мамы достаточно далеко или даже делает это назло, ситуацию следует попытаться скорректировать. 

Теория следования – «дрессируем ребенка»?
- Существует некая теория следования Ледлоффа, - рассказывает психолог. - У этой теории, как и у других, есть свои последователи и противники, плюсы и минусы. 
- Как ее описать в нескольких словах? 
- Допустим, мама идет по своим делам, а ребенок следует за ней на небольшом расстоянии. При возникновении опасности мать всегда сможет защитить его. Последователи теории упирают на то, что в природной среде издавна такое поведение развивалось естественным образом. Мама «ведет», ребенок старается не отставать, ответственность за то, чтобы не потеряться, лежит на ребенке. Но в городе – иные условия, и маме нужно приложить некоторые усилия, чтобы приучить ребенка к «следованию». Какие? Обозначу основные рекомендации сторонников теории.

У мамы должна быть цель, к которой она идет уверенным шагом в достаточно быстром темпе. Тогда ребенок будет понимать, что мама – ведущая, а он – при ней. И нет времени отвлекаться на каждый интересный камешек.
Если ребенок все же отвлекся и отправился в другую сторону, его нужно подхватить на руки и пронести несколько шагов в нужном направлении. Затем поставить на землю и идти дальше. При этом важно нести малыша под мышкой, не заботясь о его комфорте – так поступают самки, перенося своих детенышей - в зубах, за шкирку, подхватив поперек тела. Считается, что это позволит ребенку, в котором еще так много природного и биологического, понять и прочувствовать небезопасность своего отклонения от общего курса.
Ребенок может идти за мамой на некотором расстоянии от полутора до трех метров – в зависимости от возраста. Расстояние будет увеличиваться пропорционально возрасту малыша и развитию его моторных навыков: в три года он уже быстро может вернуться к маме.
Ребенок приучается следовать за мамой через 5 – 6 месяцев обучения.
Следование за мамой к цели чередуется «привалами» – именно тогда ребенок имеет возможность исследовать окружающее пространство.
Если ребенок убегает, привлечь к воспитанию окружающих. Прохожие могут привести ребенка за руку к маме. Но при этом они должны быть строги с ребенком: «Иди к маме, а то я тебя утащу!». Рекомендуется описать те опасности, которые могут случиться с ребенком: «Отойдешь далеко, подбежит собака и укусит!», «Убежишь от меня, встретишь злого дядю, он тебя схватит и унесет!». 

Вот основные моменты, которые составляют теорию следования. Пользоваться ли этой теорией – дело личное. Но мне как психологу хотелось бы рассказать о сомнениях, которые испытываю по поводу ее применения.

Не апеллировать к биологической памяти ребенка!
- Получается, что подобное воспитание апеллирует к «биологической памяти» ребенка и его родителей? Ведь несколько тысяч лет назад мама, отправившаяся на поиски съедобных ягод или кореньев, вела бы себя именно таким образом…

- Да, и ребенок не стал бы отвлекаться на листочки и камешки. Во-первых, это было бы реально опасно делать в лесу. А во-вторых – и это ключевой момент, на мой взгляд – ребенок просто не стал бы на них отвлекаться так, как это делает современный малыш, ведь для «доисторического» ребенка природа – его дом. Все в нем привычно и уже опробовано и на вкус, и на ощупь. А вот для современного «квартирного» малыша каждый выход на улицу – это всегда смена обстановки, приключение, новые впечатления. И бумажка, подскакивающая на ветру, и забавный кустик, и россыпь камешков – все это заслуживает его внимания. И даже если мама будет каждый раз придумывать себе цель и идти уверенным шагом в магазин или на почту, сымитировать естественную ситуацию следования в природе ей будет крайне сложно.

В помощь - коляска, «кенгуру», продуктовая корзина…
- Все дети убегают от своих родителей. В том возрасте, когда только-только начинают осваивать пространство и понимать границы дозволенного, экспериментируют, «проверяют» родителей – можно или нет?
- . Чаще всего ребенок уже хорошо умеет ходить, и такие «побеги» происходят в возрасте от года до двух лет. И если в полтора года ребенок убегал от мамы на прогулке, то к двум годам он уже может спокойно идти следом или рядом, держась за ручку. То есть чтобы приучиться идти вместе действительно требуется около полугода, о чем говорят последователи теории. А на деле - от теории тут мало что зависит, просто ребенок просто перерастает возраст неуемного любопытства и радости по поводу возможности свободно передвигаться. 

- Но если срок «приучения» затягивается, что посоветовать родителям «убегающего» малыша? 
- Могу дать пару советов. Впрочем, многие наблюдательные мамы делают это по наитию. 
Отвлечь ребенка тем, что ему может оказаться интересным и тем самым помогать малышу идти в нужном направлении. Например, нужно перейти дорогу, а малыш смотрит в другую сторону: там такой «КамАЗ» стоит! А вы скажите ему: «Давай перейдем дорогу и сядем вон в тот красивый автобус и покатаемся». В этом возрасте переключение внимания всегда работает.
Действовать по обстоятельствам, но если есть возможность, дать малышу немного свободы
Если нужно отправляться по делам, а ребенка невозможно уговорить идти в нужную сторону, то на помощь приходят подручные «транспортные средства» разного калибра: коляски, «кенгуру», в магазине – в продуктовой корзине: сейчас делают очень удобные, с расчетом «посадки» в нее малыша. Ну, и можно пройтись немного, взяв малыша на руки или посадив его папе на плечи, поиграть «в коняшку».

Запугивание – не выход
Вот что еще отметил психолог. Если ребенку уже два-три года, а он все еще убегает, причем делает это «назло» или не видит границ дозволенного, не спишите срывать зло на нем и применять карательные меры. Ведь это означает, что раньше на прогулках именно вами были допущены ошибки. 
- Ни в коем случае нельзя:
грубо принуждать ребенка идти в нужном направлении: тащить и дергать за руку, заставлять двигаться шлепками, резко хватать в охапку и тащить под мышкой, резко окрикивать его;
преднамеренно оставлять одного, прятаться, идти быстрым и уверенным шагом в противоположную сторону или убегать от него;
кричать;
использовать «вожжи» - или, как их называют, «шлейки». Разовое использование таких вот «поводков» оправданно лишь в местах большого скопления людей – в аэропортах, вокзалах, огромных торговых центрах с большим потоком людей, где легко может затеряться и взрослый человек, не то что маленький ребенок;
и запугивать ребенка, обещая ему за каждым поворотом злого дяденьку или строгую тетеньку, оставлять кроху «для профилактики» с чужими людьми.

С ребенком двух лет уже можно отлично договориться. Малыш уже твердо знает, что означают слова «нельзя» и «опасно», и при условии наличия теплых и дружественных отношений с родителями обязательно прислушивается к их предостережениям. Чем громче мы кричим, тем дальше бежит ребенок – это как правило. Чем крепче мы его держим и чем грубее тащим в нужном направлении, тем охотнее он убежит от вас, как только вырвется, возможно – прямо под колеса машины, которую просто не заметит: ведь его целью будет просто убежать! И учтите: это работает не только в возрасте 2 - 3 лет, но и с детьми постарше, и не только в ситуации с прогулкой.

Количество показов: 333
Выпуск:  №29 (2555) от 29 июля 2016 г.
Комментарии