Второклашки: встреча с ОЦЕНКОЙ

19.08.2016 
Количество показов: 322
На носу – 1 сентября. У кого-то дети первый раз пойдут в школу: сколько переживаний, опасений и радостных надежд таит в себе эта смена статуса – из детсадовца в коротких штанишках в серьезного школьника!  Все внимание – и со стороны старшеклассников на школьной линейке, посвященной первому сентября, и со стороны учителей, завучей, директора школы – отдано первоклашкам. Они да еще, пожалуй, выпускники, будущие абитуриенты, являются главными действующими лицами в учебном году.
Второклассник, второклассник… У тебя сегодня праздник?
Совсем недавно поздравления звучали в их честь. Это они гордо вышагивали в непривычной школьной форме, с огромными белыми бантами, с новенькими ранцами за спиной. Сегодня для них все проходит буднично, хотя они и радуются встрече с друзьями и слегка побаиваются новых предметов.
Они уже на собственном опыте знают, что такое школа, и снисходительно поглядывают на малышей-первоклашек, которые полагают, что учиться – это не столько работа, сколько приятное времяпровождение с новыми друзьями и строгая «взрослая» одежда. И личный портфель!

Мнения двух поколений
Рома, уже второклассник:
- Первоклашки думают, что это как в садике, только интереснее. Да и учеба-то как понарошку: отметок-то не ставят! А теперь нам будут ставить оценки! В дневник!

Его мама, Антонина Валерьевна:
- В нашей «классной» группе в ватсапе уже нет такого ажиотажа, как в прошлом году. Большинство родителей довольно спокойно относятся к приближающемуся Дню знаний. Наши детки уже как «школьные морские волки» (смеется), уже пережили сложный первый год обучения, когда все в новинку, а дома – с ног на голову. Уже есть режим, знают, что нужно делать уроки. Беспокоит единственное: как все пойдет, когда начнут выставлять отметки.

Не давите авторитетом!
Психолог Марианна ВИНОКУРОВА:
- Часто родители полагают, что для их умного и талантливого ребенка все проблемы уже остались позади. Он самостоятелен – без напоминания делает домашнее задание, собирает портфель и возможно даже ходит в школу и обратно без сопровождения взрослых. Совсем большой! Но часто родители с самого начала пускают все на самотек, слишком рано расслабляются, не подумав, что у их ребенка, еще достаточно маленького, могут возникнуть разного рода сложности. Как совсем новые, характерные для второго года обучения, так и могут вернуться старые, не решенные в первом классе проблемы.
Чтобы не упустить некоторые проблемы из-под контроля, могу посоветовать первое время уделять повышенное внимание к учебной деятельности ребенка. Но не давить авторитетом, а пристально наблюдать со стороны, чтобы иметь возможность быстро прийти на помощь, когда это будет необходимо, при этом не ущемляя самостоятельность своего ребенка. 

Как правильно реагировать на оценки
Одной из самых главных новинок, которые могут вызвать сложности, на  взгляд Марианны ВИНОКУРОВОЙ, является введение системы оценок. 
- В первом классе дети практически не получали отрицательной реакции на свою работу, кроме комментариев учителя на тему «надо лучше стараться». Сейчас же невнимательность, неаккуратность или неправильно понятый материал могут найти свое отражение в тройке, а то и двойке. Очень важно заранее научить детей адекватно реагировать на оценки в своих дневниках. А для этого нужно начать с себя. Тройки и двойки, понятное дело, никого из родителей не обрадуют. Существует великий соблазн отругать ребенка за них, упрекнув в невнимательности, нежелании учиться, или, того хуже, вслух выразить сомнение в его умственных способностях. 
Путь, конечно же, тупиковый. Повинуясь инстинкту самосохранения, он будет скрывать свои проблемы, оценки и сложности в учебе от родителей. Поэтому гораздо более конструктивный путь – в начале пути объяснить ребенку, что оценка, выставляемая учителем:
1. Оценивает определенное задание, качество его выполнения.  То есть «двойка» за решение задачи по математике говорит о том, что ты не справился именно с этой задачей, а не то, что ты «дурак».
2. Плохая оценка ставится учителем не из вредности. Он не стремится наказать ею ученика, лишь дать понять, где именно находятся слабые стороны, какой материал нужно повторить, разъяснить, довести до понимания. 
3. Оценка – это не приговор. Сегодня ты можешь получить «тройку» за решение уравнений, потом поработать хорошо над темой и щелкать похожие задачи, как орешки. 

Нельзя позволять ребенку примерять на себя «клеймо» двоечника или троечника. Он должен знать, что все в его руках, и стремиться к лучшему. И оценка не должна стать для ребенка самоцелью. Учится он не для того, чтобы любым путем, включая обманный, получить «пятерку» и удовлетвориться этим. А для получения знаний, которые объективно оцениваются авторитетными взрослыми высшим баллом. 

Учитель: «Никто не ставит двойки из вредности!»
Ирина БУБЯКИНА, учитель начальных классов СОШ №31:
- Качество, знание и умение – это абсолютно разные совершенно три слова. Чего я жду от своих детей? Ну, конечно, желания – и мне это приятно – учиться, умения решать поставленные  задачи, желания решать более трудные задачи. Но получается у всех с разным успехом. И оценивается, конечно, наверное... скажем таким древним словом – прилежание. Вот если ребенок старается, если я вижу в глазах желание учиться, то, конечно, с этим ребенком интересно работать, и оценки, которые он будет получать, я думаю, его будут устраивать в большей степени.
- А как, на ваш взгляд, в чем выражается прилежание в этом возрасте?
- В желании учиться. Умение заставить себя сидеть за партой, умение пытаться аккуратно работать в тетради. Ну, ребенку, наверное, всегда хочется услышать от учителя: «Мне нравится, как ты работаешь. Мне нравится, как ты пишешь в тетрадях». Я думаю, что вот в 1-ом, во 2-ом, 3-ем и даже в 4-ом классе такое поощрение учителя для ребенка очень важно.
- В первом классе отметки не выставляются. А во втором? Вот так вот сразу, с 1 сентября, – тройку в дневник? 
-  Нет, что вы! Отметки начинаем выставлять со второй четверти. Есть время приучить ребенка и в школе, и дома, к тому, что теперь его работу будут оценивать не флажками и кружочками, а самыми настоящими «двойками» и «пятерками». Причем, конечно, сразу двойки ставить в журнал нежелательно… Это мое мнение. 

За поведение оценки не снижают!
Согласно рекомендациям по начальному обучению:
Получая отметку, школьники должны представлять себе, за что они получают пятерки, а за что оценку могут снизить. «Фиксация достижений» младших школьников начинается со второго класса. «Единицы» в школах не ставятся: действует четырехбалльная система оценок, и «двойка» является непроходным баллом – то есть означает, что ученик не справился с заданием. В отдельной отметке «очень плохо» нет необходимости.
Нельзя ставить двойки за отсутствие у ребенка школьных принадлежностей (ручки или тетради, например, или если забыл физкультурную форму) или за опоздание в класс. Также нельзя ставить оценки за поведение, но можно оценить дисциплину, сделав запись в дневнике.
Домашние задания задаются со второго класса. Согласно правилам, во втором и третьем классах дети не должны тратить на уроки больше полутора часов, во втором классе – больше двух часов. Давать задания на выходные дни и праздники нельзя. В графе «на дом» напротив понедельника должно быть пусто.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей учащихся первых и вторых классов не должен превышать полутора килограммов, ученикам 3-4-х классов нельзя носить портфель тяжелее 2 кг. Рекомендуется заводить два комплекта учебников: для занятий в классе и дома, чтобы не носить тяжелые книги в школу и обратно. Правда, в правилах не указано, кто должен оплачивать второй комплект пособий, ведь родители и так тратят на учебники немало денег.

Документы
Порядок обучения детей в начальной школе регламентируется письмами Минобрнауки России от 25.09.2000, от 20.02.1999 и от 19.11.1998, а также СанПиН 2.4.2.2821-10 - «Санитарно-экологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Если администрация школы нарушает учебный режим первоклассников, родители могут напомнить об этих нормативных актах.

Количество показов: 322
Выпуск:  №32 (2558) от 19 августа 2016 г.
Комментарии