Детские кружки: не ожидайте многого!

05.09.2016 
Количество показов: 579
Учебный год уже начался. Те, кто не опоздал – отдали своих детей в музыкальные, художественные,  спортивные и хореографические школы. Но, как правило, там существует жесткий отбор – и творческий, и возрастной, да и далеко не каждого ребенка туда возьмут. А есть просто те родители, которые не успели вовремя привести ребенка на прослушивание или творческий экзамен.
И что, на этом – все? Но ведь получение академических знаний и свободное время – отнюдь не полный перечень потребностей ребенка. Все дети любят заниматься разными интересными делами: рисовать, петь, танцевать, лепить, конструировать, плести, играть в спортивные игры. А родители хотят дать своему ребенку возможность попробовать себя в одной или нескольких направлениях, чтобы приобрести новые умения, реализовать свои способности и, возможно, найти любимое дело на всю жизнь. 

Малыш, а что тебе нравится?
По словам психолога Марианны ВИНОКУРОВОЙ, в отношении любого специального обучения должен действовать принцип – «не навреди». А дошкольный возраст – период творчества, фантазий, вдохновения. 
- Малыш пока отлично обходится собственными идеями, без подсказок взрослых, «как надо делать». Это не исключает возможность посещения кружков, но все-таки постарайтесь подходить к вопросу занятий, исходя из интересов ребенка, а не собственных планов на его развитие. Чтобы правильно выбрать направление деятельности, которым будет заниматься ребенок, нужно прислушаться к его желаниям. Вызвать интерес малыша к музыке, спорту или другим занятиям не так уж сложно. Родителям для этого достаточно дать ему возможность попробовать себя в разных сферах, причем сначала без какого-либо обучения. Обеспечить ребенка материалами для творчества, слушать вместе музыку, петь и танцевать или хотя бы просто восхищаться нескладными песнями и дикими танцами малыша, поощрять его физическую активность – всего этого вполне достаточно, чтобы к концу дошкольного возраста ваш ребенок понял, что ему нравится особенно сильно. 

Шестилетка: я хочу!
Дети старше 5-6 лет обычно сами проявляют увлеченность тем или иным делом. И сами говорят родителям: «Я хочу ходить на каратэ» или «Вот бы научиться рисовать, как настоящие художники!». Стойкий интерес ребенка к конкретному делу на протяжении хотя бы двух месяцев, свидетельствует о том, что специальные занятия будут ему интересны и полезны. Впрочем, если ребенок не выказывает конкретных желаний, а хочет попробовать и то, и другое, и третье, в таком случае можно и помочь ему с выбором. Возможно, вы считаете какое-то направление деятельности особо полезным, и даже необходимым, для его будущего? Обсудите это с ребенком. Главное, не отталкиваться при выборе от моды, рекламы или престижности заведения

Куда пойти, куда податься
Все кружки можно классифицировать следующим образом:
1. Спортивные секции. Все спортивные занятия (за исключением, пожалуй, шахмат и шашек) способствуют физическому развитию ребенка, укреплению его выносливости. Если у ребенка нет медицинских противопоказаний, перед ним открывается широкий выбор спортивных секций.
2. Музыкальные школы. Наличие чувства ритма, слуха и голоса – важные факторы, и их, несомненно, нужно учитывать, выбирая данное направление деятельности. Занятия музыкой полезны всем детям, но обнадеживать ребенка, у которого отсутствуют способности к вокалу и чувство ритма, в том, что он станет великим певцом, не нужно. Пусть занимается музыкой просто для удовольствия!
3. Художественные. В кружках изобразительного искусства детей учат рисовать в разных техниках, лепить, создавать композиции из папье-маше.
4. Кружки прикладного творчества (кройка и шитье, вязание, плетение из бисера, вышивание), скорее всего, понравятся усидчивым и спокойным девочкам.
5. Театральные студии. Идеальный выбор для ярких и артистичных детей, а также для более робких, мечтающих стать более уверенными в себе. Здесь ребенка научат ораторскому искусству и сценической речи.
6. Технические (резьба по дереву, авиамоделирование, автомоделирование, радиоконструирование) подойдут увлеченному техникой школьнику.
7. Компьютерные. Помогают детям постичь основы компьютерной грамотности, учат элементам программирования.
 
Важно выбрать педагога!
Когда мы выбираем кружок для ребенка, один из главных моментов, которые следует учитывать – это личность педагога, уверена Марианна ВИНОКУРОВА.
- Совместимы ли ребенок и педагог психологически – особенно это важно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Маленькие дети очень тонко чувствуют и испытывают потребность доверять, открыто и эмоционально общаться с педагогом. Взрослым после первого же занятия необходимо выяснить – прямыми вопросами или наблюдением – состоялся ли контакт с преподавателем, комфортно ли ребенку учиться у этого человека. Какие-то несостыковки в мелочах – это нормально, но серьезных проблем быть не должно. Ребенок должен идти на занятия с радостью. Если же руководитель кружка не нравится, то пусть даже он замечательный педагог и светлый душевный человек – лучше поискать другого.


Не ожидайте многого
Ожидания родителей от кружков и секций различны до крайностей: у одних это надежды на великие достижения, а у других – уверенность, что у ребенка все равно ничего не получится и он скоро забросит новое занятие. Любые избыточные ожидания, как хорошие, так и плохие, губительно действуют на психику ребенка.

Результаты «выше среднего» в дошкольном возрасте – еще не гарант золотых медалей в будущем. Многие выдающиеся личности в детстве ничем не выделялись среди сверстников, и в то же время нередки случаи, когда, казалось бы, настоящий маленький гений превращается в самого обычного взрослого человека. 

Дети мечтают оправдать родительские надежды, но это не всегда получается, что вызывает у них колоссальный стресс. На подсознательном уровне ребенок начинает чувствовать, что его любят за что-то, а не просто так. А значит – если он не добьется успеха в выбранном деле, родители разочаруются в нем и будут меньше любить. 
Детям крайне важно чувствовать, что в них искренне верят самые главные для них люди – мама и папа. Взрослым стоит воспринимать кружки так же, как воспринимают их дети – позитивно, радуясь тому, что в жизни ребенка происходит что-то хорошее и увлекательное.



На что обратить внимание
Является ли педагог фанатом своего дела. Искренняя любовь к занятию, которому человек обучает других, необыкновенно заразительна. Если вам хочется, чтобы ребенок по-настоящему «загорелся» делом, выбирайте в качестве педагога профессионала, мастера с большой буквы. Дети учатся и начинают стремиться к собственным вершинам, глядя именно на таких людей – тех, кто вкладывает душу в любимое дело, а не просто отрабатывает часы ради заработка. Это важнее любых дипломов и сертификатов. Человек может даже не быть педагогом, но его мастерство, подкрепленное адекватным отношением к людям (в частности, его ученикам), поможет действительно передать детям знания, и что еще важнее, заразить собственным энтузиазмом.
Соответствует ли педагог вашим морально-этическим представлениям. Если девушка-руководитель кружка по художественной гимнастике вызывающе одевается и заполняет свой профиль в социальных сетях полуобнаженными фото, а тренер по футболу позволяет себе ненормативную лексику, что для вас неприемлемо – лучше искать другого преподавателя. Дети очень легко «читают между строк» и учатся в итоге не тому, на что рассчитывали их любящие родители. Вы ищете человека, которому доверите ребенка, делегируете на время свои полномочия – поэтому стоит проследить за тем, чтобы представления педагога о морали не расходились с вашими.
Насколько открыто педагог общается с родителями. В идеале он должен уметь внимательно и вежливо с ними контактировать, но при этом грамотно справляться с возможными проблемами.
Не является ли педагог излишне авторитарным. Даже если преподаватель влюблен в свое дело, но считает правильно лишь свой стиль его выполнения – тем самым он не даст развиться уникальным способностям учеников. Хороший учитель должен стимулировать детей к творчеству, а не подражанию.

Количество показов: 579
Выпуск:  №34 (2560) от 2 сентября 2016 г.
Комментарии