Все ли дети неспособны?

03.11.2016 
Количество показов: 195
Бытует мнение, что все дети делятся на «способных» и «неспособных» к обучению. Так считают практически все, и это вполне объяснимо, потому что все дети действительно делятся на «способных» и «неспособных» к обучению, и так было всегда. Чтобы научить всех, учителю нужно приготовить и провести так называемый разноуровневый урок, в котором учесть способности каждого ребенка. Это делать очень непросто, и, как следствие, такие уроки бывают редкими.
Они называются «открытыми», то есть демонстрационными, и показывают, что так работать можно, но только изредка.
Однако выход есть, и он найден давно. Обычный школьный урок готовится для «среднего» ученика (ученика со «средними способностями»). Таких детей в классе примерно половина. Они и работают на уроке. Те, кто «выше среднего» (таких примерно четверть), на уроке отдыхают, успевая попутно делать свои дела. Те, кто «ниже среднего» (их тоже примерно четверть), на уроке «отсутствуют», но тоже чем-то заняты. И тех, и других учитель периодически «дергает», чтобы они не переставали осознавать себя участниками общего процесса. Ученики из последней четверти часто имеют проблемы с «успеваемостью», но если все хорошо с поведением и прилежанием, то их «делают» успевающими с молчаливого согласия общества.
Такое положение дел давно считается нормой. Иногда случается, что учитель не может наладить работу в классе. Причин может быть две: либо учитель просто не умеет этого делать (не хватает знаний и опыта), либо в классе преобладают ученики с «низкими способностями» (не с кем работать). Что же делать? На самом деле решение проблемы есть. Но придется сделать одно небольшое допущение. Придется признать, что все дети изначально (от рождения) одинаково способны к обучению, если нет физиологической патологии.

«Неспособность» к обучению – не врожденное, а приобретенное качество, которое, к тому же, имеет свойство накапливаться. Лучше других это знают учителя. Что же является причиной «необучаемости», устранив которую можно неизменно добиваться хороших результатов? Ответ на этот вопрос очень прост: непонятые слова. Это не единственная причина неспособности к обучению, но она - главная, потому что, устранив только её, мы немедленно получаем отличные результаты. Ребёнок (да и взрослый тоже) не просто начинает хорошо соображать и усваивать новый материал. У него появляется заинтересованность и желание учиться.
Возьмите любую задачку, которую школьник не может решить. Спросите у него, как он понимает слова, из которых состоит условие задачки. Помогите ему прояснить те из них, которые он понимает неправильно или не понимает вовсе. После этого попросите его снова прочитать условие задачи. Что случится дальше, вы сами захотите мне рассказать. Один 9-классник не мог решить задачу на доли из программы третьего класса. Условие задачи было примерно следующим: «Взяли бечевку и разрезали на 5 частей». Далее шел вопрос. Когда я увидела, что есть проблема с решением, спросила: «Что значит слово «бечевка»?». На что он смущенно ответил: «Это человек с неудавшейся жизнью. Я не понимаю, как его можно разрезать на пять частей!». Когда мы с ним прояснили это слово – он с легкостью решил задачу! И это не единичный случай. О них я могу рассказывать долго.
Есть технология обучения, благодаря которой человек может стать успешным в любой области жизни. Всякий, кто освоил и применяет её, не перестаёт удивляться тому, как она работает. Мальчишка, который давно забросил все школьные учебники, после нескольких занятий с использованием ее, читает учебник физики даже на переменах. После прояснения нескольких химических терминов ученица с радостью заявляет, что она полюбила химию. Попробуйте спросить у любого школьника, что означает тот или иной термин. Например, «математика» или «физкультура». Послушайте, что он вам ответит. А потом непременно посмотрите, что об этом пишет толковый словарь. На всякий случай. 
Моя дочь 3-классница вообще отказывалась читать в первом классе, во втором мы начали с ней прояснять слова и уже в этом году она легко и с удовольствием читает не только для себя, но и для своих сестер сказки на ночь!
Одну девочку в музыкальной школе спросили, что такое «сольфеджио»? Она ответила, что это кабинет Марьи Ивановны на втором этаже. Услышав такой ответ, Мария Ивановна, наконец-то, начала прислушиваться к нашим советам, которые мы уже много дней безуспешно пытались донести до неё про важность прояснения непонятых слов. Можно упорно отрицать, что технология обучения работает, и продолжать утверждать, что есть дети, которых невозможно обучить. Я со всей ответственностью заявляю: это - отговорка, позволяющая безнаказанно допускать «брак» в образовании. С помощью технологии обучения можно научить любого ученика. Некоторые родители приводят ребятишек, которые учатся в старших классах, и хотят, чтобы оценки у них исправились уже после месяца обучения. Так не бывает! Хотя нет, я не права, так бывает, если ребенка «натаскивают» на знания именно за этот класс, в котором он учится. Да, он начнет получать хорошие оценки, но это ненадолго, такие знания улетучиваются через месяц-два и рассчитаны только на то, чтобы сдать экзамен. В дальнейшем он не может применять знания, которые оттренированы без понимания. Для того чтобы ребенок стал способным и успешным, одного месяца устранения пробелов мало. Родителям нужно напастись терпения и результат обязательно будет! Просто у разных детей на это уходит разное количество времени. И намного проще начать это делать в раннем возрасте, чем в 6-ом или 9-ом классе разгребать те «завалы» непонятых слов, которые накопились у него за всю его жизнь.

Статистика:
Технология обучения, широко применяемая по всему, регулярно демонстрирует свою действенность во всех проводимых программах. 
В сельской местности штата Алабама дети в возрасте от восьми до шестнадцати лет принимали участие в семинедельной программе, проводимой с применением технологии обучения, и целью этой программы было увеличение у детей словарного запаса и достижение ими большего понимания. Проведённые до и после программы тесты, по которым проверяли уровень учеников, показали, что в среднем у каждого ученика улучшилось понимание читаемого материала и увеличился словарный запас, и это увеличение было равно тому, которое обычно происходило за 8 месяцев. Во время проведения программы было обнаружено, что способности одного 14-летнего мальчика за пять с половиной недель повысились с уровня второго класса до уровня шестого класса. Такое повышение уровня способностей прежде было неслыханным.
2. В Лондоне группа учеников прошла краткий курс по технологии обучения, состоявший примерно из 9 часов занятий, которые проводились в течение 12 дней. В это же время другая, контрольная группа такого обучения не проходила. В остальном обе группы продолжали свои обычные занятия, и как одна, так и другая группа прошли тестирование до и после проведения этого курса. После 12-дневного обучения у учеников экспериментальной группы невероятно улучшилась техника чтения, и в среднем каждый ученик достиг такого уровня, которого при обычных условиях он достиг бы через 1,29 года. В контрольной группе при проведении второго теста не было обнаружено практически никакой разницы (ухудшение техники чтения до того уровня, на котором находятся ученики на 0,03 года младше). Такие впечатляющие результаты говорят сами за себя.
 3. Весной 2016 года Управлением Образования г. Москвы была проведена проверка знаний среди школьников столицы. Средний результат знаний учеников в общеобразовательных школах 52%. У детей, обучающихся по технологии обучения – 100%.
Количество показов: 195
Выпуск:  №42 (2568) от 28 октября 2016 г.
Комментарии