«Нехорошая» буква Р

13.12.2016 
Количество показов: 209
Нет, наверное, ни одного человека, который бы с детства начал отчетливо и правильно произносить все буквы и слова. Дети учатся речи, как и любому другому навыку, и поначалу у них получается не так хорошо. Артикуляционный аппарат ребенка формируется и развивается постепенно, так же поэтапно улучшается умение правильно располагать участвующие в речи органы, а вдобавок ко всему нередко случаются физиологические нарушения и отклонения, препятствующие выговариванию определенных звуков.
Консультирует врач Борис Черемицын
«Р» КАК СИМПТОМ
Так или иначе, многие звуки даются малышам нелегко. И, пожалуй, буква «р» возглавляет их перечень. По крайней мере, это последняя буква, которую дети учатся выговаривать правильно, свидетельствует логопедическая статистика. А потому первое, что необходимо сделать, если ребенок не выговаривает букву «р», это посмотреть на его возраст: возможно, волноваться пока еще нет причин.
Специалисты не торопятся начинать занятия, если ребенок не выговаривает букву «р». Они утверждают, что в среднем до 5-6 лет ребенок «имеет право» произносить эту букву неправильно. А потому, как минимум, до 4,5-5 лет занятия на развитие артикуляционного аппарата можно проводить самостоятельно в домашних условиях.
Тем не менее вовсе игнорировать такой речевой дефект нельзя, поскольку трудности с выговариванием буквы «р» могут оказаться признаком каких-то нарушений в анатомическом строении речевого аппарата, слабо развитого дыхания и даже быть связанными с нарушениями в работе головного мозга. Определить точную причину речевых дефектов способны специалисты — не следует пренебрегать их профессиональной помощью. 

КОГДА ИДТИ К ЛОГОПЕДУ
Буква «р» может не поддаваться детскому языку по-разному: кто-то ее вовсе не произносит, попросту пропуская в слове (аабуз, мооковь), кто-то заменяет другими буквами, чаще всего более легкими в произношении буквами «л», «ль» и «й» (тлактол, йабота, клясивый). Также трудности могут возникать только со словами, где буква «р» стоит вначале, в конце слова или перед гласной. 
Все приведенные вариации могут быть физиологической нормой для детей младшего возраста и, скорее всего, являются проявлением дислалии, когда ребенок не выговаривает или имеет трудности с произношением некоторых фонем своего родного языка, но при этом слух и развитие речевого аппарата у него не нарушены.
Беспокойство должно вызвать «гортанное» произношение звука «р» — нередко оно возникает при физиологических патологиях. В таком случае затягивать с визитом к специалисту нельзя. Также настало время посетить логопеда, если после 5 лет буква «р» так и не поддалась картавящему ребенку или регулярные тренировки и домашние занятия не возымели никакого эффекта. 
Но чтобы не думать, не гадать, все ли нормально с ребенком, к логопеду можно обратиться и раньше 5-6 лет, когда дефект произношения будет ярко выражен. Раннее обращение к специалисту, порой, позволяет выявить проблему на этапе ее зарождения и эффективно устранить существующий дефект. Врач осмотрит малыша и установит причину невыговаривания буквы «р», а также установит сроки, к которым ребенок должен «зарычать».  А возможно, у ребенка просто-напросто коротковатая уздечка — и ее следует подрезать. Такое встречается сплошь и рядом, процедура безопасная и помогает легко устранить дефект речи. К слову, при короткой уздечке у младенца могут возникнуть трудности при сосании, поэтому с большой долей вероятности такой дефект будет выявлен еще в периоде новорожденности. 

МОТИВАЦИЯ
Итак, вы побывали у логопеда, выяснили все особенности ситуации и готовы начать заниматься. Если вы хотите получить максимальный эффект, то необходимо соблюсти несколько простых условий:
Зеркало. Логопедические упражнения лучше проводить, сидя вдвоем у большого настенного зеркала, чтобы малыш хорошо видел движения вашего рта. Можно сидеть и напротив друг друга, но тогда дайте ребенку в руки настольное зеркало.
Положение сидя. Предпочтительно тренироваться сидя — так руки и ноги будут расслаблены, что позволит лучше сосредоточиться на работе мышц лица.
Длительность и регулярность. Все упражнения должны длиться не более 10-15 минут в день (лучше разбивать), иначе они могут переутомить малыша. Главное — они должны быть ежедневными.
Игровая форма. Постарайтесь организовать занятия в игровой форме, чтобы кроха воспринимал их не как рутину, а как повод повеселиться с мамой.
Двуязычность. Если в вашей семье говорят на двух языках, но вы намереваетесь прожить в русскоговорящем регионе еще долго, то вам придется перестроить свои привычки. Постарайтесь при ребенке говорить только на русском языке, а занятия вторым родным языком отложите на то время, пока малыш не научится хорошо говорить по-русски.
Проявляйте терпение. Научиться выговаривать букву «р» не так-то просто. Не пытайтесь в первый же день выполнить программу максимум. В отличие от вас, малышу гораздо сложнее вертеть языком, а иногда дискомфортно и даже болезненно.
Мелкая моторика. Не забывайте про ее развитие, ведь через руки идет сильная стимуляция мозга.
Хвалите ваше чадо. Даже если результаты его стараний далеки от идеала.
Не заставляйте заниматься насильно. Бывает, что дети категорически отказываются заниматься. Как научить ребенка говорить «р» в такой ситуации? Если вам не удается найти подход и вы чувствуете явную неприязнь к упражнениям, не паникуйте — просто закройте эту тему на некоторое время. Не спеша обдумайте варианты действий и разработайте свой оригинальный подход к занятиям.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО АППАРАТА
Для того, чтобы правильно поставить любую букву, а не только «р», речевой аппарат должен быть хорошо развитым. Есть целый комплекс упражнений, который можно выполнять в домашних условиях, превратив его в увлекательную игру. Опытный логопед подскажет, с чего лучше начать.
Садимся перед зеркалом и начинаем «обезьяничать».
Вытягиваем губы трубочкой, стараясь этой трубочкой коснуться кончика носа. На первых порах можно помогать себе пальчиками, пригибая носик к губкам.
Втягиваем губы внутрь, стараясь сделать полосочку.
Открываем рот и начинаем делать губами разные «рожицы», кривляя их в разные стороны.
Вытягиваем язык как можно дальше. Ставим перед собой ладошку и стараемся лизнуть ее кончиком языка.
Затем втягиваем язык в ротик и скручиваем его в поперечную трубочку, потом в продольную.
Вытягиваем язык и стараемся дотянуться им до кончика носа.
Все упражнения повторяем от 10 до 12 раз. В течение занятия их можно повторять по несколько раз, в зависимости от желания ребенка, но давить не следует.
Чем раньше вы примете меры к выяснению причины нарушения выговаривания буквы «р», тем, возможно, будет короче ваш путь к ее исправлению.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СТИШКИ
Офицер
Должен каждый офицер
Говорить отлично «р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», «Рассчитаться по порядку!»)
Стишки-малыши
У крысы в норке
Сырные корки.
Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.
У принцессы у Арины
На кровати три перины.
Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой.
Кроссворды и шарады
Разгадывать мы рады.
Количество показов: 209
Выпуск:  №47 (2573) от 2 декабря 2016 г.
Комментарии