Воспитание и дисциплина

30.12.2016 
Количество показов: 138
Мы продолжаем делиться с нашими читателями опытом воспитания детей, который практикуется в семьях наших горожан. О том, на какой основе строится дисциплина в многодетной семье, расскажет врач-невролог Роман Попович.
- У меня трое детей – 11, 5 и 1,5 лет. Дисциплина – это важное качество любого человека. Я не могу вырастить своих детей успешными врачами, юристами или экономистами. Но зато я могу воспитать их успешными людьми, и тогда любая профессия, которую они выберут, будет им по плечу. В первую очередь воспитание начинается с соблюдения собственной дисциплины. Воспитание детей - это воспитание себя.

- Работа над дисциплиной ребенка начинается с раннего возраста, и прививается она путем четкого расписания и исполнения домашних обязанностей. Любое воспитание должно строиться на системе поощрений и наказаний. Ниже я расскажу об этом подробнее.

- Самая большая проблема в воспитании детей – мы забываем ставить рамки. Самые простые - временные. Например: мы запланировали в выходные выйти в парк в 10 утра и покататься на трех аттракционах. Но только после уборки. Все дети любят филонить. Но следует поставить жесткое условие: если выходим позже (уборка затягивается), то гуляем меньше. И катаемся уже не на трех аттракционах, а на двух. И обязательно эти условия нужно исполнять.

Как определить домашние обязанности ребенка?
- Все просто: рассчитываем по формуле «возраст плюс два». И начинать уже можно с двух лет. Двух-трехлетний ребенок вполне способен самостоятельно убирать за собой игрушки в корзину, выносить за собой горшок, унести грязные вещи в корзину для белья, отнести мусор в ведро, убрать со стола свою посуду, сложить свои вещи на место. Поверьте, малышу это по силам. Тем более дети в таком возрасте сами проявляют инициативу к домашним делам, не нужно их лишать этого удовольствия. 
Дальше – больше. В четырехлетнем возрасте это становится навыками самообслуживания, а домашние обязанности прибавляются: развешивать вещи после стирки, складывать свои чистые вещи на свою полку, расставлять вещи и игрушки по своим местам, протирать  свою обувь после прогулки и так далее. К пяти годам ребенок вполне способен на большее количество дел: застилать самостоятельно свою постель, подметать пол, мыть и вытирать посуду, разбирать сумки с покупками, заботиться о домашнем питомце.
Каждый родитель сам формирует список обязанностей. Все обязанности до пяти лет – развитие навыков самообслуживания. С шести лет ребенок помогает своей семье. С 18 лет жизнь полностью превращается в обязанности, и готовиться к этому нужно заранее.


Зачем детям нужны домашние обязанности?
Чувство единства. Выполняя домашние дела, ребенок будет чувствовать себя способным внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членом. Совместная работа по дому - это и вариант общения и развития навыков социального взаимодействия – командной работы.
Забота о будущем. Дети, у которых вообще не было никаких домашних обязанностей, не способны позаботиться о себе сами и остаются детьми даже тогда, когда все их сверстники уже повзрослели.
Организованность. Ежедневное выполнение домашних обязанностей в семье помогает ребенку стать более организованным и перенести это качество на другие сферы жизни: учеба, отношения с учителями, родителями, отношения со сверстниками.
Ребенок, который умеет сам себя обслуживать, будет более успешен в самостоятельной жизни, независим, уверен в себе и в своих силах.


Система поощрений
Всю неделю ребенок «работает» - он посещает детский сад, школу, какие-то дополнительные занятия, занимается домашними делами и обязанностями. Значит, на выходные предусматривается система бонусов – выходы в развлекательные центры или парк, мультфильмы, вкусности и прочие детские радости. Все должно быть по четкому графику и так же четко исполняться родителями, раз уж обещали. Обещали за хорошее поведение бонусы – исполняйте. 
Некоторые родители взяли моду «платить» деньгами или конфетами за домашние обязанности и хорошую учебу. Это крайне неправильно. 
Ребенок, воспитанный либерально, который привык, что ему все можно, что его не критикуют за его проступки, радуются его незначительным успехам, а за обслуживание самого себя получает деньги, вряд ли станет успешным в жизни. Он получает большой стресс при малейшей неудаче. Это доказано психологами.

Система наказаний
Какие виды наказания детей вы знаете? Накричать? Но животные (а мы относимся к животным) кричат только от боли или страха. Поставить коленями на горох? Но унижение и причинение боли – это удел слабых духом. Лишить еды или прогулок? Но ведь это естественная потребность человека, так нельзя. Оставить и вовсе без наказания – тоже неправильно.
Наказание не должно быть эмоциональным, мы наказываем не ребенка, а его плохие поступки. Не «ты плохой, что не убрал игрушки», а «мне не нравится, что ты не прибираешь за собой».

За что наказывать?
Наказание полагается за нарушение установленных правил при условии, что правила установлены. Это нарушение временных рамок выполнения своих обязанностей, уборки, опоздания, обман, непослушание и другие. Например, ребенок хотел сделать приятное родителям, полез за мукой и рассыпал ее по незнанию – он должен только убрать за собой. Это не наказание, а работа над ошибками. Если ребенка предупредили, что этого делать нельзя, а он все равно сделал – это ослушание, и за этим следует наказание, сверх «работы над ошибками».

Для каждого возраста система наказаний своя. Например, маленького ребенка, у которого нет еще понимания особой связи между собой разных событий, достаточно поставить в угол на 2-3 минуты. Это как тайм-аут в футболе, в психологии этот прием так и называется. После тайм-аута начинаем сначала: «А теперь убираем игрушки».
Наказание для ребенка до пяти лет должно быть по принципу «здесь и сейчас», неполучением ближайших бонусов. Не захотел вовремя убирать игрушки вечером? Значит, игрушки все равно убираем, но не смотрим мультики перед сном, раньше ложимся спать.
Для детей с пяти до семи лет применяется наказание «неполучением бонусов». Ты себя плохо вел, поэтому мы не идем в кафе – это нормальное и понятное наказание. Не выполнены условия для получения бонусов.
С пяти лет применяем «наказание трудом». Это значит, к обязанностям по возрасту добавляем дополнительные. 
Например, у пятилетнего застелить постель - это обязанность, а помыть посуду – это наказание. Для ребенка семи лет помыть посуду за собой – обязанность, застелить за собой постель – навык самообслуживания, а пропылесосить комнату – это наказание. Так как фантазии у ребенка «насвинячить» много, то после наказания желание повторять отпадает.

Нельзя наказывать проведением дней рождений, праздников, мероприятий, которые нецелесообразно отменять, к которым готовились заранее. Наказание должно быть как здесь и сейчас (до пяти лет), после – наказание может быть отсрочено. «После поговорим». Выходные – дни бонусов. Наказание лучше переносить на будние дни. «В понедельник ты не смотришь мультики перед сном/не играешь в планшете».

Коробка судного дня
Этот способ наказания – мировая практика, которая у нас пока не распространена по причине либерального воспитания (что вредно). «Коробка судного дня» - инструмент дисциплинирования и достается в крайних случаях, когда нужно скорректировать поведение ребенка на длительный срок, а не разовая акция. Например, в течение недели ребенок себя плохо вел, не реагируя на замечания, начал позволять себе систематически опаздывать и иные серьезные проступки. Способ применяется для детей от семи лет (умеющих читать).
Коробка содержит в себе 10 карточек с обязанностями по дому, которые не включены в обычные обязанности ребенка по возрасту. Например: «Помыть всю посуду». «Развесить стирку». «Выгладить все белье», вплоть до уборки на лестничной клетке. Если ребенок и так уже моет посуду по возрасту, то увеличивается кратность. Мытье полов – площадь, количество комнат. 
На каждой карточке написано название задания, а на оборотной стороне – 8-10 пунктов его пошагового выполнения. «Открыть стиральную машину. Выложить белье в таз. Разложить сушилку. Развесить белье по категориям. Унести на место и протереть таз. Протереть стиральную машину» и так далее. 
Пошаговая инструкция для полного понимания ребенком задачи и для контроля родителям.
Когда у человека руки и голова заняты выполнением заданий, есть время подумать над своим поведением, и некогда нарушать правила.
Сам факт того, что будет вытащена коробка судного дня, действует на детей очень отрезвляюще.
Количество показов: 138
Выпуск:  №50 (2576) от 23 декабря 2016 г.
Комментарии