Трудных детей не бывает!

Трудных детей не бывает!
Благополучная и неблагополучная семья. Как-то так получилось, что градация в обществе четкая: благополучная – это где родители работают, не увлекаются алкоголем и наркотиками, где дети обеспечены всем необходимым – начиная с одежды и пищи и заканчивая компьютерами и прочими благами цивилизации. Неблагополучная – это все, которые бедны. Причем очень часто подменяются понятия «неблагополучная» и «малоимущая»: в глазах абсолютного большинства это – синонимы.
На эту тему все любят порассуждать: мамы на родительских собраниях, умные психологи на своих лекциях, учителя и воспитатели, чиновники различных рангов, работники опеки и соцслужб, СМИ, кумушки у подъезда… Очень часто возникает ощущение, что вывод один: в богатой и обеспеченной семье примерные и успешные дети (поскольку есть деньги на дополнительное образование), а дети из малоимущих (читай - неблагополучных) семей – ну, что из них путного получится? 
С этим в корне не согласна Светлана НИКОЛАЕВА - социальный педагог и по совместительству учитель математики школы №31. Отличник образования, кстати. Поэтому я никак не ожидала увидеть молодую, веселую, смеющуюся женщину, этакого «припозднившегося» подростка – в футболке, джинсах и  с лукавым взглядом. По наитию понимаешь – да, к такому социальному педагогу подросток пойдет со своими проблемами. Он не будет чувствовать пропасть разделяющих их лет и пафосного  «ну я же отличник образования!»
Она всегда окружена детьми. Она рассказывает о них, как о своих родных. Она помнит всех своих выпускников, более того – со многими из них (а также с их родителями) поддерживает связь. 


Справка «ЭС»
В образовательной среде должность «социальный педагог» была введена сравнительно недавно, в 2000 году. Увеличение количества детей с отклоняющимся поведением, рост детской преступности и числа неблагоприятных семей продиктовала эту необходимость. Ранее обязанности социального педагога выполняли, или классный руководитель, или организатор по внеклассной работе. 
Социальный педагог - это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе. Создает благоприятные условия для развития ребенка, установления связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей. Выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь воспитанникам. Выступает посредником между ребенком, образовательным учреждением, семьей и органами власти. Способствует реализации прав и свобод ребенка. 
Социальный педагог работает с различными категориями населения: 
· Малообеспеченными, многодетными семьями.
· Семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
· С учащимися, состоящими на учете в ОДН, КДН, внутри школы, в «группе риска». 
· С детьми и сиротами.
· С детьми - инвалидами,  детьми с ограниченными возможностями.
Ведется также очень активная работа по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений.


Держать руку на пульсе
«Вы знаете, кто такой социальный педагог?» - вопрошает она и испытующе смотрит из-под очков. «Ну, в общих чертах», - отвечаю я. 
- Если сказать по-умному, то социальный педагог помогает решать проблемы детей и их семей в современном обществе. А если проще – то у нас работа «на земле». Вот кто-то решает судьбы детей в кабинетах, а мы не решаем – мы стараемся сделать так, чтобы в этих высоких кабинетах было как можно меньше работы. 

Работа социального педагога – вне времени и вне рамок: представляет и защищает. 
Для этого социальному педагогу нужно постоянно держать руку на пульсе.  Ему необходимо владеть подробной информацией  о ситуации в микрорайоне, на территории которого находится  школа. Вовремя выявлять несовершеннолетних детей, имеющих социальные и психологические проблемы,  и семьи, которым необходима поддержка общества.  По тем признакам, которые в первое время не бросаются в глаза. Спасать и воспитывать юные души – основная миссия социального педагога. Успеть до того момента, пока не поступит сигнал от Комиссии по делам несовершеннолетних или из органов соцслужб и полиции. Успеть и предотвратить, а не пожинать потом плоды и «разруливать» сложную ситуацию. Это – главное. 
- Знаете, хоть профессия наша и молодая, но интересен тот факт, что, несмотря на свой возраст, она существовала и в более ранние века. Истории известны благотворительные организации и сострадательные люди, которые финансировали и строили приюты для бездомных детей, сирот, нанимали педагогов для воспитания подрастающего поколения.
К примеру – не дай бог, конечно! – если ребенок попал в зону внимания КДН, на рассмотрении его случая  на комиссии обязательно должен присутствовать социальный педагог. Именно он повсюду представляет и защищает интересы детей и подростков. Он взаимодействует с органами полиции, в частности с подразделениями по делам несовершеннолетних, с судами, органами опеки, с психологами и педагогами. 

Дарить благо, тепло и любовь
Благополучная  семья – это такая семья, в которой все ее члены получают благо: добро, тепло, любовь, счастье, уверена Светлана Афанасьевна. И неважно, что в одной семье папа  - директор, а в другой – мама уборщица.  Неблагополучная – как антоним: в ней не только дети, но и взрослые недополучают тепла, любви и счастья. 
- В чем особенность, «фишка» благополучных семей?  Они,  по сути, должны быть крепким тылом, который так необходим в жизни любому человеку, особенно – ребенку. В такой семье комфортно каждому, здесь его поддерживают, любят, проявляют заботу, ободряют в трудные минуты.
Неблагополучная семья представляет серьезную угрозу для ребенка, принося ему  моральные переживания, подвергая опасности получить стресс, а там и до  психических отклонений рукой подать! В таких семьях ослаблен или начисто отсутствует контроль за детьми. И  дети сбегают из дома, бродяжничают. Будем смотреть правде в глаза: тут и половая распущенность, и правонарушения, и алкоголизм, и наркомания, и токсикомания.
 
Неблагополучные – какие вы?
- Как все-таки вы можете охарактеризовать неблагополучные семьи?
- Я могу говорить лишь о том, с какими я так или иначе сталкивалась сама в своей работе. 

Своровать, чтобы поесть
Во-первых, это малообеспеченные семьи. Но оговорюсь сразу: если семья малообеспеченная – далеко не факт, что она неблагополучная. И наоборот. Но картина такая: материальный уровень таких семей ниже прожиточного минимума. Родители перебиваются временными заработками и имеют нерегулярный доход. Или вообще не работают. От  плохих жилищных условий  эмоционально и физиологически страдают дети – если ребенок живет в полуразвалившемся бараке с крысами и постоянной сыростью – о каком комфорте можно говорить? Часто дети вынуждены идти на рынки или в магазины воровать – элементарно чтобы хоть что-то съесть. А потом это может войти в привычку – если вовремя не остановить. 

«Домострой: меня били – и я бью»
Второй момент - семьи морально-нравственного риска. Это семьи с родителями-алкоголиками, наркоманами, токсикоманами, ведущими паразитический образ жизни, имеющими судимость, склонность к садизму. 
Семьи, в которых присутствует  жестокое обращение с детьми. Хотя мы и живем в XXI  веке, но все еще встречаются  поклонники «домостроя» - чрезмерные физические наказания детей, лишение ребенка пищи, одежды, прогулок на свежем воздухе. Как говорят потом родители  - с целью эффективного воспитания: «меня били – и я бью. Мой ребенок, что хочу – то и делаю». 
Спасибо хоть к «бульбовщине» не примыкают. Как там говорил Тарас Бульба? «Я тебя породил – я тебя и убью». Но они убивают своих детей по-другому: морально, нравственно, духовно, и неизвестно еще, что страшнее.   И ведь в последние годы в нашей стране и в республике участились случаи жестоких обращений с детьми. По данному вопросу 27 января этого года Госдума приняла ФЗ в третьем чтении – «по жестокому обращению с детьми». Когда листаешь ленту новостей – просто становится страшно.

«Асоциальная» школа 
Ну и семьи с родителями, у которых слабая психика, имеющих частые конфликты между собой. Вы представляете, что творится в голове у ребенка, чьи мама и папа чуть не каждый день дерутся друг с другом и матерятся? Да еще и ребенку прилетает под горячую руку. Плюс семьи, где своим поведением родители  учат детей лицемерию, двойной морали и негативным поступкам.
Часто встречаются случаи деспотизма. Психологическая жестокость обычно бывает результатом усталости или депрессии родителей. Все это зачастую передается и детям.

Немалоимущие имущие
- А что вы можете сказать о благополучных семьях? Так ли все у них гладко?
- Ну что вы. Я как раз ведь упоминала о том, что не каждая малоимущая семья неблагополучна, и не каждая внешне благополучная – идеальна. И не каждая семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, пойдет просить помощи и требовать льгот. И наоборот. 
Расскажу пару случаев из своей практики. Возьмем  самый обычный момент – бесплатное дополнительное питание в школе. Для этого требуется справка из соцзащиты, подтверждающая, что ребенок из семьи малоимущей. Так вот. Приходили ко мне тут родители, дама в норковой шубе, на джипе приезжала. И замдиректора одного из крупных сетевых магазинов техники. И трясли вот такими справками, требуя льготного питания для своих детей. 
И другой случай. Мать-одиночка. Но вот доход у нее  рублей на 200-300  превышает прожиточный минимум. И все. Не полагается! Все вроде по закону. Но по-человечески – несправедливо. В таком случае мы идем навстречу. Классный руководитель и родительский комитет пишут ходатайство о том, что семья попала в трудную жизненную ситуацию.
Или еще один момент. Вот есть семья многодетная. Соответственно, льготы на питание.  А потом мы совершенно случайно – через дальних родственников – узнаем, что один ребенок у них умер. Но они продолжали  считаться многодетными. Вот вроде бы не преступление – но нравственно-этические нормы-то никто не отменял?

В каждой избушке свои погремушки
«В общем, к неблагополучным семьям  относят семьи, имеющие дефекты в воспитании. Причем это может быть вполне себе внешне нормальная семья», - говорит Светлана Николаева.
1.Эмоциональное отторжение ребенка. Ему оказывают мало внимания, его слышат, но не слушают. В результате он замыкается, уходит в мир иллюзий, появляется депрессия. Следует отметить погружение в интернет или в деструктивные объединения. Ребенок ищет внимание на стороне и достаточно часто становится жертвой, если ему вовремя не помочь. В настоящее время таких случаев много – достаточно открыть страницы в «ВКонтакте», всяческие игры типа «перебеги», «укради». Сейчас еще страшнее – когда звучат призывы покончить с собой. 
Часто это встречается в семьях, где родители постоянно заняты.
2. Гиперопека. Это семьи, которые на вид можно отнести к благополучным, но это не так. Есть оба родителя, бабушки и дедушки, внешне все хорошо, но с ребенка буквально «сдувают пылинки». Как результат – дети  вырастают капризными и инфантильными. Чрезмерная опека приводит к тому, что им  впоследствии приходится очень трудно. В моей практике встречались такие дети. Мы ведь стараемся отслеживать их дальнейшую судьбу. Некоторые из них спились, оказались неприспособленными к жизни в обществе. К сожалению, с родителями таких детей очень тяжело работать – ведь они уверены, что являются хорошими, заботливыми родителями, и все делают для своего чада. И ошибки в воспитании пытаются переложить на других. В первую очередь – на учителей и школу.
3. Гипоопека. Это когда дети попадают в ситуацию, приводящую к безнадзорности, безделью, хулиганству и паразитическому образу жизни. Иногда это происходит как следствие гиперопеки. Либо это происходит, когда ребенок не чувствует себя в безопасности, находится в социально опасной ситуации. В настоящее время таких семей стало меньше, чем в 90-е годы. Это говорит о том, что уровень жизни общества стал выше.
4. Семьи с высокой моральной ответственностью. Да-да! Удивительно, но это тоже. К детям относятся сухо и сурово, предъявляют завышенные требования. Внешне дети успевают, их поведение не вызывает опасений, у них полная нагрузка и даже перегрузка – мол, чтобы ребенок не болтался без дела и не попал в дурную компанию. Но в дальнейшем такие дети начинают страдать психическими расстройствами. Иногда, когда они не оправдывают ожидания родителей – «всегда и во всем быть первым!» - решаются на крайние меры. 
5.Отсутствие единых требований в семье. Очень распространенная категория. Это когда мама требует одно, а папа - другое. Несогласованность действий приводит к тому, что ребенок начинает врать, оправдываться, чтобы угодить и одной, и второй стороне. Все кончается неврозами.
Примеров можно привести массу. Семей много, у каждой свои особенности, традиции. Но хочется призвать  взрослых и особенно  родителей: с чуткостью, теплом, вниманием и заботой относиться к своему ребенку! Не бывает идеальных семей. И трудных детей тоже не бывает – бывают сломанные нашим невниманием судьбы.

Блиц-опрос
- В чем заключается Ваша работа и какие у Вас обязанности?
Суть моей деятельности состоит в работе с трудными детьми, детьми, которые имеют проблемы с адаптацией в детском коллективе. Поддерживаю сотрудничество с семьями детей. Веду воспитательную и разъяснительную работу с детьми и с их родителями.
- Что Вам больше всего нравится в своем деле?
- Возможность ощущать свою полезность. Когда ребенку реально удается помочь или решить сложную проблему, то получаешь огромные позитивные эмоции.
- Что Вам больше всего не нравится в своем деле?
- Часто сталкиваешься с человеческим равнодушием, хамством и элементарной невоспитанностью.
- Какие человеческие качества, по Вашему мнению, наиболее важны в вашем деле?
- В моей работе крайне необходимы: любовь к детям, внимательность, сдержанность, сила воли, терпение.


Полезная информация
Единый общероссийский номер детского телефона доверия: 8-800-2000-122.
Всероссийский телефон доверия для молодежи (круглосуточный) : 8-800-100-35-50
Телефон доверия службы экстренного психологического консультирования: 
8 800 100-35-50 (круглосуточно, бесплатно со всех телефонов по республике), 8-800-100-21-22,  (4112) 32-03-37 (19:00-07:00)  www.psycentr-ykt.ru
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей и подростков  городского округа «город Якутск»: 43-09-06, http://rc.yaguo.ru
e-mail: cpprk_dp@mail.ru
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа «город Якутск»: 8(4112) 34-20-45, 8(4112) 40-80-92 (Якутск, пр. Ленина, 15, 209 кабинет)
Горячая телефонная линия в Министерстве образования РС(Я): 
8(4112) 36-70-50 (отдел общего образования)
Горячая телефонная линия в Центре мониторинга качества образования: 
8 (4112) 36-01-23, 8 (4112) 44-50-63.
Центр социально-психологической помощи молодежи: 8 (4112) 32-00-56
Телефон доверия (горячая линия) (МВД по Республике Саха (Якутия):
8 (4112) 42-22-22.
Приемная Республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения Министерства образования РС(Я):  42-34-97
Республиканская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия): 8(4112)39-82-76 (Якутск, ул. Кирова, 18, 409 кабинет. Будни: 09.00-18.30 перерыв: 12.30-14.00, суб., вскр. - вых.)
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Саха (Якутия):
42-49-87 факс, приемная (г. Якутск,  пр. Ленина, 22, 2 этаж, 205 каб., тел. 42-49-87. Будни: 09.00-18.00 перерыв: 13.00-14.00, суб., вскр. - вых.)

Количество показов: 273
Автор:  Бубякина Дана
Выпуск:  №4 (2581) от 3 февраля 2017 г.
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter