Почему дети не хотят читать?

Почему дети не хотят читать?
Когда наше поколение середины 70-х-начала 80-х было еще подрастающим поколением, в фаворе было высказывание: «Лучший подарок – это книга». Серьезно, кроме шуток. Друг другу дарили книги, обернутые (за неимением  красочной упаковки) в газету или целлофан. Родители – по большому блату! – подписывались на издания классиков и зарубежной литературы. И это было в порядке вещей. Граждане СССР были самой читающей нацией в мире. И по праву этим гордились.

В каждом мало-мальски уважающем себя доме была книжная полка как минимум. Как максимум – целая библиотека с тяжелыми шкафами со стеклянными дверцами. Пачками выписывали периодику: кроме газет, еще и журналы. Детям – «Мурзилку» и «Колобок», взрослым – «Сатирикон» «Крокодил», «Огонек», «Работница», чуть позже – «СПИД-инфо» (первое мое «желтое» чтиво). Казалось бы, совсем немного времени прошло с тех пор. Но ситуация с чтением (да и с системой общего образования в целом) кардинально изменилась. Дети читают нехотя, словно отбывая повинность. Многие после окончания школы или института перестают читать вообще.

Но преподаватели, искренне переживающие за исчезновение «самой читающей» нации, бьют тревогу. Яков ТИТОВ, преподаватель русского языка и литературы детского центра «Ласточка», огорченно рассказывает: «Ну, о чем можно тут рассуждать? Если ко мне приводили парня, который в 9 классе читал по слогам». Невероятно, да? Но горькая истина.


 

Справка «ЭС»

Яков Нестерович Титов, кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель русского языка и литературы, работал учителем в школе, преподавал на ФЛФ на кафедре русского языка как иностранного. В данное время работает в детском центре «Ласточка».


 

- О том, что устоявшаяся, одна из самых лучших в мире, система советского общего образования была загублена, говорят давно и много. И то, что сейчас начаты попытки возвращения к истокам, радует. Но путь этот будет долгим и мучительным. Сейчас в декабре 11-классники пишут итоговое сочинение. Дети, которых не научили писать сочинения. Более того. Дети, которые не любят и не умеют читать.  

- Вы работаете по обычной программе или по своим методикам?

- У меня, допустим, своя авторская методика. И подход к детям индивидуальный. Скажем так: мы стараемся научить ребенка не просто читать, а делать это с удовольствием. При всем желании массовая школа этого дать не может. Изначально приобщение к чтению формируется в  семье. Ребенок должен с детства знать, что такое книга. Поэтому я искренне не понимаю родителей, которые возмущенно жалуются:  «Наш ребенок не хочет читать! Мы уж его и ругаем, и наказываем, все без толку». А на мой встречный вопрос – читаете ли вы сами, есть ли в доме библиотека? – делают круглые удивленные глаза. А ведь по логике они не имеют никакого морального права укорять детей в нелюбви к чтению, если для них самих книга – чуждый элемент в доме.

- Но если в семье не получается привить ребенку любовь к чтению, родители сами не читающие, нет домашней библиотечки, у ребенка нет яркого примера для подражания?

-  Тогда на помощь приходит учитель литературы. Но! Не любой учитель, а Личность, способная «заразить» ребенка любовью к книгам, заронить в него искру, чтобы глаза горели. Честно говоря, система образования на сегодня такова, что в школе скорее не прививают любовь к книге, а отторгают.

 

Как научить читать?

Центр «Ласточка» открылся в этом году, и первоначально основной целью была  организация присмотра за детьми от 3 лет и продленная группа. А чуть позже руководство начало активно сотрудничать с педагогами. Появился еще один функционал – подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам, индивидуально и в группе. «Готовили к всесоюзной проверочной работе детей начальных классов и 5-классников. Сейчас с волнением ждем результатов», - делится Яков Нестерович.

- Как вы занимаетесь с детьми? Поставим вопрос по-другому: как можно вызвать у ребенка интерес к чтению, получению информации?

 - Начинаем с малого. Оптимальный возраст – класс пятый. К тому времени у ребенка появляются свои интересы, и можно в этом плане подогреть читательский интерес, «подсовывая» нужные книжки, которые ему будет интересно читать.

Второе. Во время занятий мы совместно с детьми создаем, к примеру, комиксы. Кстати, от комиксов большая польза – они учат ребенка разграничивать второстепенную и основную информацию. Подписи емко и кратко раскрывают самую суть рисунка.

Плюс тематические игры и викторины, инсценировки, капустники. Но для того, чтобы участвовать в них, ребенок должен быть «в теме». Но не всем и не сразу это удается.

- То есть вы не затрагиваете базовую школьную программу?

- Затрагиваем обязательно, но не акцентируем. Мое мнение: интерес к чтению не может базироваться на школьной программе. Покажите мне хоть  одного школьника, который любит Достоевского. «Преступление и наказание», «Идиот» - не всякий взрослый может понять и осмыслить эти произведения. А для школьника это формальная «отчитка». Прочитал и забыл. А уж глобальный концептуал Фёдора Михайловича может адекватно воспринять только человек с уже состоявшейся психикой.

Кроме того, мы с детьми ходим в театр. Смотрим пьесы, обсуждаем, спорим, дискутируем. Им становится интересно – а как эта пьеса выглядит в оригинале? И они берутся за книжку…

 

Нечитающий человек не может быть грамотным!

Но ведь читать – это не все. Нужно еще грамотно излагать свои мысли. И не только устно, но и письменно.

- Мы стараемся привить ребятам умение связно, правильно конструировать предложения и выражать свою мысль на бумаге. А что касается чтения, то  тут есть свои моменты.

К примеру, у пятиклассников мы делаем упор на создание комиксов, сочинение сказок, инсценировки, декламация стихотворений, риторика, театр, журналистика… И именно в 5 классе я много работаю с детьми над теорией литературы. Казалось бы, это так скучно! Но у нас это не автоматическое запоминание  терминологии, а в первую очередь, их понимание. Чтобы ребенок знал, что такое лирика, эпос, фольклор, проза, поэзия, различал стили.

В шестом классе упор на приключенческую литературу. Дюма, Вальтер Скотт, Александр Грин, Марк  Твен, Жюль Верн. Седьмой-восьмой классы – уже другие вкусовые литературные пристрастия. Книги мистического плана (к примеру, Эдгар По), классический детектив.

В этом возрасте дети начинают активное общение в соцсетях. Поэтому объясняем  на занятиях, что такое дневниковые записи и «бложный стиль», учим кратко, емко выражать свои мысли в легком, свободном изложении. Все-таки сейчас дети в основной своей массе – дети Интернета, Ютуба, соцсетей. От этого никуда не денешься, и почему бы не научить их правильно выражать свои мысли в Сети? Потому что так, как общаются подростки в Интернете, – это же сплошное недоразумение.

9-11 классы – это уже классическая литература. Ну, никуда мы не денемся от хрестоматийной литературы. Именно в 9 и 11 классе сдают ОГЭ и ЕГЭ, а здесь необходимо знание школьной программы. Кстати, все это можно делать самим родителям. Чаще общаться с детьми, ходить вместе в театр, читать вместе книги, обсуждать. 

Количество показов: 41
Автор:  Бубякина Дана
Выпуск:  №15 (2592) от 21 апреля 2017 г.
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter