Учеба – дело родительское?

27.10.2017 
Количество показов: 180
Когда летние каникулы уже клонились к концу, у многих родителей стал появляться легкий мандраж. Потому что в наше время учеба была только нашим делом – прямой обязанностью, работой, как хотите! Сегодня же учеба – дело не столько детей, сколько родителей, как бы это дико ни звучало. И приходится родителям проходить школьную программу во второй, третий, четвертый раз… и так до бесконечности. А если еще ваше дитя, привыкшее скидывать обязанности по «домашке» на вас, поступит – не дай бог! – в институт, то вообще пиши пропало. Вечная учеба.
Конечно, стоит оговориться: здесь не все дети   имеются в виду. Есть и вполне самостоятельные, сами по себе успешные, ну даже середнячки и твердые троечники, которые учебные премудрости постигают своими зубами и мозгами. Ну, пусть не блестяще – но сами! И родительский контроль ограничивается банальным «Уроки сделал?» - «Сделал». И сердце спокойно, и нервы в порядке, и пусть даже трояк влепят – ничего, тройка – государственная оценка (так говорили в моем детстве). И вообще – сам заработал, тебе с ней жить, и за невыученный урок самому краснеть придется у доски. 
Но бывает и не так. Чаще всего – не так. Когда после работы дома, помимо домашних обязанностей, родителей ждет еще одна каторга – выполнение «домашки». И уже далеко не анекдот ситуация, когда в 11 вечера – вдруг, совершенно случайно! – выясняется, что завтра еще нужно поделку на тему «Осень в моей семье», написать эссе для занятия на факультативе, а еще – принести на биологию развернутую презентацию о жизни морских котиков. 

Ватсап – польза или головняк?
Ватсап привнес в родительскую жизнь еще одну головную боль. Эти многочисленные родительские группы –  можно сойти с ума от многочисленных  «А что задали?», «Родители, проконтролируйте», «А вы уравнение решили?», «Какое завтра расписание?» Заметьте – это РОДИТЕЛЬСКАЯ группа, а не ученическая. Как будто родителям делать нечего, как вновь и вновь погружаться в школьную жизнь. Одним словом, родили – теперь учитесь.
Рассказали мне тут историю. В одной из организаций города была открыта вакансия то ли бульдозериста, то ли водителя башенного крана – точно не помню. Знакомый, сотрудник отдела кадров, умирал со смеху, рассказывая, что среди прочих соискателей позвонили две женщины. Первая – бабушка для внучка старалась, вторая – мать, которая пыталась пристроить своего сына. На вопрос «Почему мужчина сам не звонит?» обе ответили примерно одинаково: мы ж беспокоимся, сейчас все узнаем, что и как, потом и он подойдет. Стоит ли говорить о том, что до собеседования дело так и не дошло. Дальше – больше: на собеседование один соискатель позвонил сам, но на встречу  с потенциальным начальником пришел с мамой. И ведь это совсем не смешно…
А ведь начинается все с малого. Вот с таких вот родительских групп. Или когда половозрелого, уже говорящего баском  подростка мама приводит за ручку в поликлинику. Когда он сам не может сходить в парикмахерскую. 
Можно, конечно, удивляться. Можно это оправдывать тем, что мы беспокоимся за детей. Но, по сути, получается вот что: мы, родители, стараясь быть хорошими родителями в своих глазах и в глазах школы и общества, стараемся сделать так, чтобы ребенок не отвечал за себя. Мы им не доверяем, своим детям. Нам проще сделать все самим, чем попытаться дать ребенку свободу действий. Ведь свобода – это так страшно!
Вообще, домашнее задание – дело ученика. Логично?  Но в последнее время кажется, что и школа, и сами родители решили:  школьная учеба – дело родителей. Тут вам и оплата репетиторов: ведь каким образом ребенок может понять то, что объясняют 35 головам одновременно! Индивидуальные занятия-то – они действеннее. Хотя и затратнее. Если деньги платим – значит, и выхлоп будет. Но! Мы-то ведь как-то отучились в свое время?  

«Неуд» для родителей
Раньше учителя писали в школьный дневник: «Не выучил, не принес…» Или наоборот: «Молодец, отлично подготовил доклад!»  То есть констатировали ответственность или безответственность ученика и ставили в известность родителей. Сейчас есть электронный дневник. И есть ватсап. И записи: «Родители, проследите». «Родители, проконтролируйте». Опять же – не всегда и не везде, но как факт существует. И если что – на минуточку! – начинаешь чувствовать себя двоечницей: мать четверых детей, с высшим образованием, работающая на двух любимых работах плюс всякие подработки. И уже трудно внушить подростку (а еще сейчас есть и первоклашка), что вообще-то это к нему лично относится, а не ко мне. Я свое отучилась. Что это он не подготовился к лабораторной по физике, забыл физкультурную форму и схлопотал за это «неуд», что это он ленится и часто не выполняет домашнюю работу. И ситуация эта распространенная: учителя дергают родителей, учителей дергает руководство. Им тоже несладко, их тоже песочат на педсоветах за каждую двойку в четверти. И в результате смысл такой: хоть сами делайте за него домашние задания, но чтобы все соответствовало нормам. Не успевает – нанимайте репетитора, сейчас это как за «здравствуйте», спрос рождает предложения, выбирайте кого хотите. . И дело до учебы есть всем – учителям, родителям… А как же ребенок? 
Да, электронный дневник – хороший помощник для того, чтобы вырастить инфантильного человека. Особенно если у детей нет навыка записывать домашнее задание – а этот навык уже постепенно утрачивается. И если в младших классах с этим как-то можно бороться, то в старших уже – вряд ли.  
Пару лет назад, читая в родительском чате в ватсапе сообщения типа «Родители, как вы решили уравнение?»,  «Родители, вы сочинение написали?», «У нас формулы не сходятся!»  – я каждый раз вздрагивала.  И мысленно – а иногда и вслух! - отвечала, что уравнение – точно не делала. У  меня много других забот: вот суп сварила, пол помыла, статью написала… А вот уравнения – нет, не решила. Да и вообще, по математике я – ноль целых ноль в прогрессии  еще больше, чем мой ребенок, поскольку я гуманитарий до мозга костей, и в школе учителя, зная мой математический кретинизм, с 7 класса не вызывали к доске ни по алгебре, ни по геометрии, ни по физике…  Я могу помочь по русскому, но по биологии даже тычинку правильно не нарисую. Какое с меня уравнение, упаси боже! Пусть решает сам, пусть неправильно – но сам. Пусть доклад оформит сам - лучше коряво, неровно, но – сам. Ну и  что – за корявый почерк и неаккуратность отметку снижают (кстати, имеют ли право, если в плане грамотности все хорошо?). Значит, старайся писать не коряво и аккуратно. Помните из детства – «пусть тройка, но своя, чем пятерка, но папина?» Или сказку про заработанный сыном рубль, который он не дал отцу кинуть в огонь? Мораль-то одна: что не заработано – не ценится.

Взрослые младенцы?
Мне вот интересно: в каком возрасте детей родители перестают считать, что их ребенок – беспомощный младенец. Мне очень нужен ответ на этот вопрос. Самой нужен.  Сужу по своим знакомым – они уверены, что в 16  лет дети еще совсем несмышленыши. Да и дети реагируют адекватно взрослому мнению: мой намек сыну на то, что в 16 лет Аркадий Гайдар командовал полком, в 10 лет в Великую Отечественную дети были разведчиками в партизанских отрядах, а Моцарт в 4 года дал свой первый концерт – не действует. «Сейчас не то время», -  говорят и родители, и дети. 
И вот здесь школа совсем ни при чем – это целиком и полностью наша  инициатива. «Как это они сами в поход пойдут? Да вы что?  Они же дети – не справятся». И ничего, что у деток этих – паспорта, у мальчишек уже усики пробиваются, а девочки гордо несут свою высокую грудь, и мамина косметичка давно переселилась в их сумку? А потом мы будем удивляться: несостоятельное поколение.
Для нас они – еще маленькие. Дети. Школьники. Но школа закончится, и наступит взрослая жизнь. Жизнь не умеющих отвечать за себя – а значит, и  за других – людей.

Количество показов: 180
Выпуск:  №42 (2619) от 26 октября 2017 г.
Комментарии