Сергей Бакулин: "Гонка - это целая жизнь"

23.11.2009 
Количество показов: 514
Каждый по-своему представляет себе смысл жизни, для кого-то это построение личной карьеры, а для кого-то путешествия, кто-то пишет диссертацию, а кто-то просто тянет рабочую лямку.
Для Сергея Бакулина, победителя Кубка России по ралли, жизнь - это гонка на больших скоростях, где нет места ошибкам и слабости. Наш земляк, теперь уже известный российский автогонщик, член команды АвтоВАЗа согласился дать интервью корреспонденту «Эхо столицы».

Вначале были гонки без правил

Сергей Бакулин сейчас живет в Петербурге, но Якутск не забывает и в перерывах между чемпионатами, улучив удобный момент, с удовольствием возвращается в родной город.

– Здравствуйте, Сергей, расскажите, как получилось, что вы стали участвовать в ралли? С чего все началось?
– Началось все с «гонок без правил» в Якутске. Я принимал участие в самых первых соревнованиях, участвовал в ледовых гонках. А с ралли столкнулся случайно. Мы поехали в Благовещенск, чтобы участвовать в заездах на ледовых треках, и так получилось, что там одновременно проходил чемпионат Дальнего Востока по ралли. Это меня заинтересовало. С помощью знакомого Ромы Казакова мне тогда удалось выступить и на ралли. Уже после чемпионата я попал в немецкую команду «Ликви-молли» в 2006 году, выступал под их флагом на чемпионатах, кубках России. А в 2008 году мне сделали предложение, от которого, как говорится, я не мог отказаться. Степан Васильев, руководитель команды АвтоВАЗа пригласил выступать за них. Причем, знаете, предложение было такое, безапелляционное: мол, теперь будешь гонять за нас и без разговоров.

– И вы согласились?
– Конечно, можно даже сказать, я был на седьмом небе. Ведь заводская команда, по общему признанию, всегда лучше, они не берут случайных людей с улицы, только лучших из лучших спортсменов. Чтобы парни ездили на их машинах и брали только первые места. Ничего не поделаешь, престиж превыше всего. В команде, кроме меня, были такие ребята, как Дима Брагин, чемпион России по ралли этого года, Алексей Игнатов, чемпион России прошлого года и Кирилл Лодыгин, 8-кратный чемпион России по картингу. Все как на подбор. Здесь я понял, что такое быть членом по настоящему сильной команды, где царит дух поддержки и чувствуется взаимное уважение. Стал выступать за АвтоВАЗ, занимал призовые места в чемпионате и Кубке России, а также на этапе чемпионата кубка Европы.

Выигрыш – безразличен

– Чем ралли отличается от простых гонок?
– Отличие, прежде всего, в том, что на трековых гонках ты видишь трассу, можешь заранее увидеть, где поворот, в общем, трассу можно выучить назубок, а на ралли немного по-другому. Протяженность трассы сотни километров. Такое расстояние невозможно удержать в голове. Приходится полагаться только на своего штурмана, который читает стенограмму и указывает направление и сложность поворотов. Это выглядит так: до начала соревнования мы проезжаем трассу и я диктую штурману описание дороги. А уже во время гонки штурман читает стенограмму, а ты сразу без раздумий выполняешь его команды. От малейшего промедления может зависеть безопасность экипажа.

– Тяжело даются соревнования?
– Тяжело – это не то слово, ты пребываешь в постоянном напряжении. Теряешь до 5 кг, потому что есть нельзя, там же постоянная тряска. Приходится питаться только сникерсами и пить воду. Единственное, что ощущаешь – это сильнейший вброс адреналина, который помогает быстрее реагировать, держит в заводном состоянии. Зато когда достигаешь финиша, ты чувствуешь полное моральное и физическое опустошение. Выиграл, не выиграл, тебе это безразлично. Просто настолько выматываешься, что нет сил на эмоции. Как лампочка, которую выключили.

Выигрывай не торопясь!

– Каково было участвовать сразу в чемпионате и Кубке России?
– Сложно было, но мы все рассчитали. Кстати, я единственный кто на чемпионате России ездил на машине объемом 1,6 литра, тогда как все использовали двухлитровые моторы. Могу сказать, что даже выигрывал по времени некоторые спецучастки у самого Каспара Койтла, чемпиона Эстонии. Наш экипаж был единственный, кто мог с ним соперничать.

– Не находите иронию в том, что эстонцы и финны считаются одними из лучших гонщиков, в то время как о неторопливости их народов даже анекдоты рассказывают?
– Ну, так я тоже финно-угр по происхождению, из Мордовии. Если обратить внимание, то можно увидеть, что настоящие спортсмены люди очень спокойные, неторопливые. У нас говорят – выигрывай не торопясь. Не нужно суетиться, нервничать. Надо максимально сосредоточиться на своей задаче. Пусть взбалмошные люди суетятся, тебя же ничего не должно отвлекать от цели.

Гонка – это целая жизнь

– Сколько времени занимает подготовка к ралли?
– Гонка ‑ это вообще отдельная жизнь. Причем сама гонка занимает лишь меньшую часть времени, основные усилия уходят на подготовку к ней. Ведь от того, как мы подготовили, настроили машину, зависит и результат. Мы используем те наработки, что были до гонки. Если они помогут выиграть хотя бы 5 секунд, это уже результат. Такие случаи бывали, когда машины проезжали дистанцию в 160 километров с разницей между соперниками всего лишь в полторы секунды. Представляете? Проехать такое большое расстояние с такой минимальной разницей во времени. Поэтому от подготовки автомобиля многое зависит.

– Вы сами чините свой гоночный автомобиль?
– Нет, у нас так не принято. Пилоты не притрагиваются к спорт-кару. Он должен быть максимально сосредоточен на гонке, единственное, что он может, это попросить, чтобы на то или на это обратили внимание механики. Ведь одна недокрученная гайка может лишить жизни экипаж. У нас говорят, пилот, выполняющий функции механика, теряет свою квалификацию. Но благодаря тому, что я сам готовил свой автомобиль, еще живя в Якутске, я знаю, что именно нужно делать. Можно сказать, что якутская школа мне многое дала. Когда неделями живешь в гараже, начинаешь понимать, что к чему.

Северный характер

– Раз уж речь зашла о Якутске, выскажите ваше мнение об уровне якутских гонщиков.
– У нас в Якутске очень хорошие гонщики, не буду называть имена, боюсь не назвать кого-нибудь и обидеть. Единственный недостаток ‑ это то, что мало тренируются, хотя это понятно, просто нет такой возможности. Но настоящий спортсмен должен постоянно держать себя в тонусе, повышать свою квалификацию. А обычное вождение по дорогам не в счет, это же не экстремальная езда. Хотя, пожалуй, по дорогам Якутска она вполне может считаться экстремальной (смеется). В последнее время редко приезжаю, но заметно, что дороги стали лишь чуть лучше. Отрадно, что, несмотря на все трудности, якутские гонщики все равно готовят свои машины. Это уже северный характер, настоящее упорство. За то, как они готовятся, я их очень уважаю. Но, понимаете, что профессиональный спорт это очень серьезная вещь, здесь уже другие требования, другая скорость, другой уровень подготовки.

– Если люди хотят участвовать, их даже отсутствие денег не остановит.
– Вот-вот. В этом и чувствуется характер. Бывает, что человек, одержимый гонкой, даже последний рубль из семьи тащит в гараж, себе что-нибудь не купит, но машину подготовит обязательно. Потому что для нас это образ жизни. То, что важнее всего остального. Это стремление к цели любой ценой. А когда твоя цель тебя захватывает, ты перестаешь думать о чем-либо другом, тебя перестают раздражать мелкие неурядицы, которые бесили тебя в той, другой жизни. Есть только ты и цель, ты и твоя машина. И хочется ехать быстрее и больше ни о чем не думать.

– Можете сказать, что вы нашли свой смысл жизни?
– Мне сорок лет, а гонками я занимаюсь всего лет шесть. До этого, как и все, работал. А потом понял, что душа хочет чего-то другого, что жизнь проходит, а удовлетворения нет. Мы же все живем в своем обществе, вертимся в своих кругах, а где-то есть и другая жизнь. И никогда не поздно все поменять. Просто надо сделать выбор, понять, чего мы хотим и способны ли этого добиться. А для этого нужно шагнуть навстречу своей мечте. Я свой выбор сделал.
Количество показов: 514
Выпуск:  Выпуск "Эхо столицы" № 91 (1800) от 20.11.2009 г.
Комментарии