Тревожный сигнал: столица может остаться без воды

03.06.2012 
Количество показов: 249
Об этом пишут средства массовой информации, и, что совершенно правильно, это обсуждалось на совещании городского руководства.
В течение прошлого столетия основное течение – фарватер реки Лена постепенно уходил к восточному берегу под Нижний Бестях. Так начертано физикой из-за вращения земного шара. Как известно, земля крутится с запада на восток, и поток воды постепенно давит на восточный берег, смывая русло реки. Так происходит у всех рек, впадающих в Северный Ледовитый океан. Таким путем река веками создает крупные долины на западном берегу. Потому появился Зеленый луг, где раньше был причал, ходили пароходы, появились крупные долины рек, подобно Туймааде, Эркээни и Энсиэли.

Такие природные явления должны учитываться при возведении крупных объектов в плане исторической перспективы. Следовательно, в Нижнем Бестяхе крупные объекты нельзя строить ближе к береговой линии. Поскольку фарватер уходит, ставится под вопрос существование речного порта и городского водозабора. Можно на какое-то время углублять протоки для работы судоходного канала. Но это не надолго, особенно для водозабора.

Если зимой выйдет из строя единственный водозабор, то город замерзнет вместе со своими обитателями. Даже при нормальных условиях такой жизненно важный объект должен был бы иметь для страховки дублера. Потому, наверное, и раньше были высказаны предложения построить водозабор выше Табаги, даже был возведен ряд объектов.

Надо сказать, что с самого начала устройства водозабор города построен не очень удачно. Такие объекты обычно строятся выше по течению реки, чтобы грязная вода от деятельности населенного пункта или города не попадала в водозабор. Также следует учитывать будущее строительство моста. В речной воде появится много взвешенных частиц от производства работ, и от загрязнения она может стать не пригодной для употребления.

Затраты строительства моста Правительство РФ считает слишком дорогим. В таком случае, если будет автомобильно-железнодорожный мост, есть повод удешевить строительство линии железной дороги на левом берегу реки. По проекту линия дороги делает слишком большой круг вокруг и внутри города, и есть возможность укоротить длину дороги на левом берегу, не привязывая к речному порту, у которого в связи с уходом фарватера под Нижний Бестях спрос в перспективе снизится. Основной поток транзитного груза будет группироваться в Нижнем Бестяхе, нагрузка в Якутском речном порту спадет, что следует учитывать при проектировании железнодорожного вокзала. Вокзал можно строить у южной части города в районе поста ГАИ. На этот случай городскому руководству следовало бы сохранить свободную площадку для строительства вокзала на этом участке.

Также, по-моему, вопрос строительства резервного водозабора-дублера требует безотлагательного решения и финансирования на республиканском уровне.

Можно предположить, если город останется без воды, в случае ЧП к республиканскому и городскому руководству возникнет серьезный вопрос со стороны российской власти. А это позор и показатель бесхозяйственности, недальновидности местных властей.

А. АРХИПОВ,
г. Якутск
Количество показов: 249
Выпуск:  № 42 от 01.06.2012 г.
Комментарии