15.06.2015 | 01:09

Якутские юристы в художественной литературе

Россия в этом году отмечает Год литературы. Сегодня я бы хотел рассказать о своих коллегах – юристах Якутии, внесших значительный вклад в литературное творчество.
Якутские юристы в художественной литературе
Автор: EXO-YKT

Самым известным человеком в числе первых написавшим на родном языке художественное произведение является адвокат Василий Васильевич Никифоров-Кюлюмнюр. Находясь в заключении, он написал латинским алфавитом первую пьесу «Разбойник Манчаары», которая была опубликована в 1908 году. Один из главных руководителей общества «Якутский род» («Саха аймах»), он организовал и выпускал газеты: в 1905 году «Союз якутов» («Сахалар сойуустара»), в 1912-м – «Саха дойдута», а в 1917-м – «Якутские вопросы».

Еще в молодые годы, в 1896 году, Василий Васильевич написал серьезный труд «Жизнь якутской семьи» («Саха ыалын оло5о»). Помогал политическому ссыльному, составителю грамматики якутского языка Сергею Ястремскому перевести якутский эпос Олонхо, а польскому политссыльному Эдуарду Пекарскому – создавать его знаменитый словарь якутского языка. Именно благодаря Кюлюмнюру произведения Гоголя и Льва Толстого зазвучали на языке саха.

Василий Никанорович Леонтьев руководил обществом «Саха омук». В 1924–1926 годах был заместителем наркома юстиции. В 1924 году был ложно обвинен и в 1932 году умер в одной из сибирских тюрем. Был реабилитирован лишь в 1989 году. Василий Никанорович известен как критик и литературный обозреватель. Его статья «Дореволюционная якутская художественная литература» была напечатана в газете «Якутские зарницы» в 1926 году, об известных просветителях Алексее Кулаковском и Платоне Ойунском – в литературном журнале «Чолбон» в 1927 году.

Степан Афанасьевич Саввин-Кюн Джирибинэ. Возможно, кто-то подумает, почему я включил его в число юристов. А история такова: в 1920-е годы Кюн Джирибинэ работал в ЧК. В 1933 году он окончил Коммунистический университет восточных стран, участник ВОВ,  освобождал Сталинград. С 1945 года работал в книжном издательстве и в журнале «Хотугу сулус». 

В начале 1950-х годов в Намском улусе меня, десятилетнего мальчишку, вызвал к себе домой мой учитель, известный поэт Ефрем Сивцев-Таллан Бюрэ. Мой отец, председатель колхоза «Шмидт», сказал: «Кеша, к Таллану Бюрэ приехали гости из Якутска, писатели. Прочитай, пожалуйста, им стихотворения и скороговорки». Тогда в родном селе я был «народным артистом». Мои декламации басен среди жителей Намского улуса всегда вызывали одобрение и срывали бурные аплодисменты. Я прочитал для гостей Таллана Бюрэ басни и скороговорки. Один из писателей похвалил меня, погладил по головке. Как оказалось, это был знаменитый баснописец Кюн Джирибинэ. Позже, учась в сельскохозяйственном техникуме, я продолжал участвовать с баснями и стихотворениями в разных мероприятиях. После одного из таких концертов меня вызвал присутствовавший там поэт-баснописец Кюн Джирибинэ, познакомил меня со знаменитым артистом Петром Михайловичем Решетниковым. Народный артист сходу спросил меня: «Хочешь быть артистом?» Я, 15-летний парнишка, тут же  согласился. Тогда Петр Михайлович сказал: «Басни ты читаешь хорошо. Лягушку, зажатую в клюве вороны, озвучиваешь волнительно до слез. И ворону повторяешь очень смешно. Но, Кеша, не надо так сильно жестикулировать». В те времена в Якутске не было учебных заведений, готовящих артистов. А на самом деле мне хотелось стать режиссером, ставящим спектакли...

Михаил Данилович Попов долгое время работал судьей в Чурапчинском улусе. В советское время из юристов он был наиболее успешным и результативным писателем. Написал много произведений в жанре детектива. В 1977 году я написал краткий очерк с разбором произведений М. Д. Попова в «Хотугу сулус». Хотелось бы сейчас привести вниманию читателей отрывок оттуда: «...До вступления Михаила Попова в мир большой литературы, еще никто не работал в жанре детектива. /.../ он пробует свое перо также в драматургии. Вот уже много лет работники Чурапчинского театра ставят интересные для зрителя спектакли. /...он не забывает и о малышах. Михаил Попов подарил юным читателям стихотворный сборник «Огненная птичка».

Федот Алексеевич Ксенофонтов-Седот Докумуон. О нем я написал очерк «Потеху держа щитом» в своей книге «Путь, начатый с долины Энсиэли». Долгое время он работал адвокатом в своем родном Вилюйском улусе. Печатая эти строки, я вспомнил, что знаменитый народный писатель Семен Руфов в своей книге «Зыр-зыр» дружески отзывался о Федоте Алексеевиче как о доброжелательном, открытом человеке. С моим другом Федотом мы долгое время работали в Адвокатуре, и совершенно согласен с оценкой и искренними словами писателя-мыслителя Семена Титовича. В тщедушном теле моего друга жил миролюбивый, обаятельный человек, сильный духом, который никогда не капризничал, много и с удовольствием работал в литературной стезе. К этому увлечению он относился со всей ответственностью. 

Прототипы главных героев его произведений – его современники: скотники, коневоды, огородники, оленеводы, рыбаки и охотники. Одаренный от природы к «красному слову», он привлекал внимание читателя, талантливо описывал перипетии судеб и жизненных ситуаций. Его произведения имели огромный воспитательное значение. Особое направление  Федота Алексеевича, как писателя, его способность раскрывать тему рассказа, закручивать сюжеты можно заметить в его юмористических произведениях.

Николай Федорович Борисов-Ньукулай Уус. По первому образованию он был зоотехником. Мы с ним учились в сельскохозяйственном техникуме. Он учился всегда на «отлично». Из нашего родного техникума выросло много известных в республике писателей: Рафаэль Багатайский, Степан Федотов, Иван Уяндин и др. Работал литературный кружок.

В те времена я не помню, чтобы Николай Борисов писал произведения. Позже он отучился на юриста и работал прокурором Оймяконского района, где бурно начинала развиваться промышленность. Туда часто приезжали на работу люди, ищущие приключений и новых впечатлений, среди них были и те, кто пытался скрыться от правосудия в далеком северном районе. Иногда случались такие происшествия, что невозможно нарочно придумать. Само собой, было очень сложно работать. Н. Ф. Борисов трудился успешно. Опираясь на природный ум, логику, добивался успеха в правоприменительной работе. Заметив его высокие деловые качества, выдвинули на руководящую работу. Он долгое время работал заместителем прокурора Республики Саха (Якутия). В сложные перестроечные времена он возглавлял Арбитражный суд.

Его творческая работа взмахнула крыльями пегаса уже в пожилом возрасте. Он написал много интересных художественных произведений. Из самых крупных можно отметить «Чорон жизни» («Олох чорооно») (2004), «По криминальным следам золотого Дальстроя» (2003), «Тусклый отблеск алмазов» (2005), «В приключенческую старину» (2012), «Василий Манчаары» (2012).

Виталий Васильевич Слепцов. В 2013 году Национальное книжное издательство «Бичик» основало серию «Приключения». В этой серии первым из юристов опубликовал книгу детективного жанра «Капли крови на снегу».

Виталий Власьевич долгое время работал в правоохранительных органах. Впервые я познакомился с ним в начале 1980-х годов, когда он работал прокурором в Аллаиховском улусе. Он был общительным, прекрасным собеседником. Однажды мне довелось съездить в командировку в Аллаиховаский улус. Было время наводнений на Индигирке. Удивительное время, когда река вблизи Ледовитого океана разливалась до горизонта. В то время молодой прокурор любезно пригласил меня на рыбалку и охоту. За всю свою длинную жизнь я не видел мест, куда так густо стремились перелетные птицы, а река изобиловала белорыбицей. Нашими спутниками тогда на Севере были подполковник КГБ Юбилей Семенович Борисов (сын I секретаря обкома КПСС С. З. Борисова) и молодой лейтенант милиции Скрекотень.

Ночуя на берегу Ледовитого океана, закидывая невод, я слышал много удивительных и увлекательных историй от Виталия Слепцова. Некоторые из тех рассказов вошли в вышеуказанную новую книгу уже в качестве художественных произведений. Сюда вошли 17 рассказов. Говоря словами великого Чехова, его книга написана в стиле «словам тесно, мыслям просторно».

В этом кратком очерке невозможно пересказать произведения литераторов-юристов. Мою работу ускорят слова, которые написал В. В. Слепцов в предисловии упомянутой книги:

«В Якутии много людей, выбравших такую сложную и нужную людям профессию как юрист. В разное время они работали и приносили пользу народу, многие и сейчас продолжают работать в этой стезе. Я тоже освоил эту профессию, работая в правоохранительных органах, осуществлял надзор в прокуратуре. В то время и позже я присматривался к своим коллегам, ожидая, напишет ли кто-нибудь из них детективы на основе реальных событий. Полагая, что работа юриста очень важна, богата событиями, поучительна, а в якутской литературе, к сожалению, детективный жанр почти отсутствовал, я решался внести свою скромную лепту, написав эту книгу.

Я не сомневаюсь, что реальные истории, описанные здесь, станут доброй подмогой моим коллегам. /.../ Если моя первая проба пера вызовет интерес читателя, если истории, которые приключились в реальной жизни, заставят молодежь задуматься, раскрыть глаза на какие-то события, помогут встать на праведный путь, то я буду считать, что своей цели достиг».

***

Среди якутских юристов людей, способных написать хорошие художественные произведения, много. Например, прозаики Иннокентий Семенов (прокурор Сунтарского улуса), Леонид Диодоров (прокуратура), Кузьма Окороков-КууЬума Кучуххай (прокуратура), Василий Талонов (прокуратура), Алексей Ефимов (прокуратура), поэты Егор Пестряков-Джегёр Тюбэ (МВД), Михаил Иванов-Чуона Мэхээлэ (судья), Луиза Прокопьева-Уйулгаана (судья), Александра Константинова-Дархаана (нотариус), подающий надежды поэт, юрист Афанасий Илларионов, позже работавший в Ил Тумэне РС(Я), к сожалению, рано ушел из жизни. В этой краткой статье я не смог описать всех юристов, вставших на путь творчества в прошлые годы и начинающих писать в наше время. Если кого-то забыл упомянуть, прошу не держать обиды.

Раньше, в советские времена все правоохранительные органы объединял Отдел административных органов обкома КПСС. Во времена, когда я работал, его возглавляли руководители, прекрасно владевшие своим родным языком: В. Д. Захаров, Н. Н. Каратаев, И. П. Шадрин. Сейчас в крупных организациях юстиции и права нашей республики нет руководителей, владеющих языком коренного народа. Радует то, что якутской и русской речью замечательно владеет молодой руководитель Государственного комитета юстиции РС(Я) Сардаана Михайловна Гурьева. Она уделяет большое внимание ветеранам юриспруденции. Одним из примеров ее доброго отношения к коллегам-юристам является то, что она сплачивает юристов, пишущих художественные произведения в наше время и увековечивает имена писателей-юристов досоветского и советского периода. 

8 мая 2015 года по инициативе Сардааны Михайловны Гурьевой в Государственном комитете юстиции Республики Саха (Якутия) организована встреча юристов-писателей,  посвященная Году литературы.

 

Иннокентий Лукин, Почетный адвокат РФ, Председатель Президиума коллегии адвокатов ЯАССР (1969–1990гг), Почетный гражданин Намского улуса и Бетюнского наслега, член Союза журналистов России.

Новости

Популярное

Открытие и закрытие игр «Дети Азии» покажут на федеральном канале «Матч ТВ»
Город | 1 день назад
Открытие и закрытие игр «Дети Азии» покажут на федеральном канале «Матч ТВ»
Масштабные репетиции церемоний планируют начать с 12 июня.
В Алдане зажжен огонь V Спартакиады зимних видов спорта Якутии
Город | 1 день назад
В Алдане зажжен огонь V Спартакиады зимних видов спорта Якутии
Почетными гостями Спартакиады стали двукратная олимпийская чемпионка Ольга Зайцева и олимпийский чемпион Никита Крюков.
В Якутске состоялось открытие XV конкурса «Воспитатель года РС(Я) – 2024»
Город | 1 день назад
В Якутске состоялось открытие XV конкурса «Воспитатель года РС(Я) – 2024»
Победитель конкурса примет участие во Всероссийском конкурсе осенью 2024 года в Подмосковье.
Айсен Николаев и Евгений Григорьев проверили ход строительства Арктического центра эпоса и искусств
Город | 1 день назад
Айсен Николаев и Евгений Григорьев проверили ход строительства Арктического центра эпоса и искусств
Культурный кластер разместит под одной крышей государственную филармонию, Театр Олонхо и Саха академический театр им. П.А. Ойунского.