Большое видится на расстоянии … (К 80-летию оперного режиссера Леонида Винокурова)

20.02.2017 
Количество показов: 242
Его приход в театр совпал с историческим событием: в октябре 1971 г. наш театр, выделившись из ЯГМДТ им. П. А. Ойунского, стал самостоятельным Якутским государственным музыкальным театром. Многие уже знали, что новый молодой режиссер - сын выдающегося поэта, и ожидали от него многого, хотя он был еще студентом.
 Это был худень­кий, интеллигентный якутский юноша, очки еще более подчерки­вали интеллектуальность его профессии. Внушали особое доверие демократичность молодого энтузиазма, обаятельная и легкая самоирония, подкупала правильная и выразительная речь в свободном течении мыслей. Говорил он негромко, иногда с легким смешком, может быть, от еще недостаточной уверенности в себе, но слушать его было приятно и интересно... 
Родился Леонид Ильич Винокуров  24 февраля 1947 г. в Якутске, в семье поэта Ильи Дорофеевича Винокурова-Чагылгана, но на шестом году жизни стал круглым сиротой. Забот­ливые родственники устроили его в Горьковский специальный Детский дом музыкально-художественного воспитания для ода­ренных детей, где он успешно учился по классу скрипки. И далее там же  учился на дирижерско-хоровом отделении музучилища. 
Прекрасно подготовленный музыкант, Леонид выбирает все же смежную профессию и поступает на факультет оперной режиссуры Московского государственного института театрального искусства им. А. Луначарского, где его педагогами стали знамени­тые оперные режиссеры и профессора И. М. Туманов и О. М. Моралев. 
Еще студентом он проходил производственную практику режиссера-ассистента в ЯГМДТ им. П. А. Ойунского. И уже с сентября 1971 г., будучи ещё дипломником ГИТИСа, он назначается режиссером оперной труппы и приступает к работе над дипломными спектаклями. 
Он обладал всем необходимым для плодотворного режиссерского творчества: абсолютным музы­кальным слухом, неординарным мышлением и фан­тазией, природным художест­венным вкусом и редкой интуицией ко всему прекрасному. Хорошо знал литературу, классическую музыку и джаз, сам свободно импровизировал на нескольких инструментах, кроме того, он был хорошим рисо­вальщиком – всесторонняя даровитость и классическая образованность! 
Первой постановкой стал второй акт «Половецкий стан» из оперы «Князь Игорь» в январе 1972. Выбор неслучайный: именно этот экзотический «восточный» акт удачно ложился на вокальный потенциал труппы и на «азиатскую труппу», прекрасно производил определенный сце­нический эффект совпадения с материалом. Подступ к великому полотну русской классики дал свежее и более широкое дыхание театру, так же, как и сам процесс подготовки спектакля стал хорошей школой для исполнителей. Спектакль получился ярким и зрелищным. Эта первая успешная работа Винокурова  позднее проложила путь к полной постановке мас­штабной оперы.
От русской классики режиссер перешел к классике якутской, к лирической опере Г. Григоряна «Лоокут и Нюргусун», выпущенной уже в марте этого же года. 
Премьерные спектакли Винокурова «Половецкий стан»  и «Лоокуут и Нюргусун» были включены в программу и имели  большой успех  в Уфе, на Днях якутской литературы и искусства в Башкирии и Москве в мае 1972 г. Он назначается режиссером-организатором ответственного юбилейного мероприятия республики в честь 50-летия ЯАССР.
Уже дипломированный, молодой главный режиссер театра вносит разнообразие в репертуар театра новой постановкой оперетты «Кавказская племянница» Р. Гаджиева, которая имела ошелом­ляющий успех в Якутске. Талант молодого режиссера был замечен общественностью, в 1973 г. Леонид Ви­нокуров стал дипломантом Якутского фестиваля молодежи, стимулом явилась и его творческая стажировка в  Ленинграде. 
Грандиозным событием в культурной жизни республики стало рождение новой национальной оперы в постановке Винокурова «Неугасимое пламя»  композитора Н. Берестова, впервые воплотившей тему гражданской войны и становления со­ветской власти в Якутии. В драматургическую основу новой оперы был положен одноименный рассказ Платона Ойунского.  Горячий энтузиазм и творческая заинтересованность коллектива театра, благодаря общему взаимопониманию с режиссером,  составили основу большой творческой победы. 
Благодаря руководству первого главного режиссера театр впервые приступил к таким шедеврам западноевропейской классики, как «Чио-Чио-сан»  и «Кармен». Спектакли с легкой руки Леонида навсегда прописались на сцене и украшают репертуар и сегодня, конечно, в других постановках и новых поколениях артистов. Опера «Неугасимое пламя», возобновленная уже в редакции режис­сера А. Хроленко, получила диплом Всесоюзного смотра спек­таклей музыкальных театров в 1977 г., так якутский спектакль впервые был отмечен общероссийским признанием.
В интервью об открытии нового театрального сезона 1974-1975 гг. Леонид говорил о включении в план новых спектаклей оперы  «Царская невеста»  и балета «Золушка», очередной новой постановки «Ньургун Боотур». Никто тогда не мог знать, что для него этого сезона уже не будет. Он был страстным охотником и трагически погиб в 28 лет по нелепой случайности.  
   До обидного короткая жизнь режиссера Леонида Винокурова позволила его таланту лишь ненадолго вспыхнуть, но эта яркая вспышка озарила, направила  и определила движение театра на многие годы к сегодняшнему дню Театра оперы и балета.
Жизнь Леонида была озарена большой любовью талантливой женщины и супруги Ларисы Гавриловны Сивцевой, подарившей и вырастившей  двоих дочерей, в которых  они оба  продолжаются… 

Лира Габышева,  
засл.  деятель искусств РС(Я)
Количество показов: 242
Выпуск:  №6 (2583) от 17 февраля 2017 г.
Комментарии