ГДЕ РАСТЕТ НАДЕЖДА ЯКУТСКОЙ ДЕРЕВНИ?

01.07.2013 
Количество показов: 438
Одна из самых больших проблем сельского хозяйства - это не отсутствие к нему внимания со стороны бизнеса, нехватка финансовых ресурсов или инноваций. Как говорят инвесторы, это все вторично.
Проблема в дефиците молодежи: умной, деятельной, желающей, а самое главное, умеющей успешно работать на земле. Ведь не секрет, что сегодня сельская молодежь в большинстве своем не только не владеет основами технологий современного ведения сельскохозяйственного производства, но и, бывает, не умеет банально подоить корову...

В итоге такая молодежь покидает российскую деревню, потому что просто не видит себя там. Село стареет, нищает и вымирает, а на местных полях, способных приносить хозяевам миллионные прибыли, если не растет бурьян, то «хищничает» фермер из китайской провинции. 
Поставить на колеса трактор помогли наводнение и дети-волонтеры. За работу во время паводка школа получила 97 тысяч рублей. Купили колеса, мотор, нашлись и механики, которые довели все до ума. Администрация выделила землю, а школа получила возможность пахать и сеять.

В Якутии выход из этой ситуации возложен на среднюю образовательную систему, открытие в деревнях агрошкол. Это далеко не панацея, таких школ еще мало, но положительные примеры уже есть. Один из самых ярких и успешных - Тулагинская средняя общеобразовательная школа им. П.И. Кочнева. 

Мы приехали сюда в тот день, когда выпускникам вручались дипломы, в школе царила по этому поводу праздничная атмосфера и некоторая суета. Несмотря на занятость, директор школы Изабелла Иванова приняла нас и рассказала, как сегодня школа воспитывает будущее деревни - рачительных хозяев своей земли. 

В школе обучается 408 детей. Учащиеся - ребятишки из четырех населенных пунктов Тулагино-кильдямского наслега: сел Кильдямцы, Тулагино, Сырдах, Радиостанция. Агрошкола - обладатель грантов Президентов России и Якутии, ученики побеждают на республиканских и российских аграрных олимпиадах и конкурсах.

«Начинали мы, - рассказывает Изабелла Сидоровна, - с пустого места, на голом энтузиазме наших учителей, детей и родителей. Было понимание, что наши школьники должны быть конкурентоспособными в жизни со своими сверстниками из городских школ. Но учебная база школы, ее возможности не сравнимы с теми же элитными городскими лицеями, гимназиями. И мы решили пойти своим путем, используя те преимущества, которых не может быть у горожан. Так и пришла идея открытия агрошколы».

«Сложности были, - признается директор,- плодородной земли у нас в Тулагино для развития агрокультур нет. Вода летом не задерживается, плодородный слой выдувается ветрами. Но было бы желание! Начали с сельхозтехники. Во дворе у нас стоял старый списанный колхозный трактор «Беларусь». И тут, как в поговорке, не было бы счастья, да несчастье помогло. Поставить его на колеса помогли наводнение и наши дети, которые работали волонтерами на устранении последствий паводка в 2007 году. За работу администрация выделила школе 97 тысяч рублей. И на эти деньги мы, посоветовавшись, решили отремонтировать трактор. Купили колеса, мотор. В деревне нашлись механики, которые все установили и довели его до ума. Администрация выделила нам землю, а мы получили возможность ее пахать и сажать все, что нам интересно. Появились свои учебные проекты по экологии, энергосбережению, агрономии, скотоводству. И мы стали не только преподавать теорию, но и, что самое важное, показывать все это на практике. И даже зарабатывать для школы свои деньги! Сегодня у нас дети с первых классов учатся сажать цветы, поливать, преподаются такие предметы, как агротехнология, куда входит цветоводство, приусадебное хозяйство, экология, здоровье, предпринимательство и бизнес, экономика. Цветы и рассаду у нас активно закупает администрация города и предприятия для облагораживания своих территорий».
С января по май 2011 года Тулагинской средней школе удалось сэкономить 1 млн 300 тыс. рублей! Учиться опыту приезжают не только из сел, но и из городских школ.

Сегодня агрошкола стала республиканской экспериментальной площадкой по теме: «Инновационная деятельность школы в сельском социуме – процесс сопряженного развития науки, образования и бизнеса, основанный на принципах энерго- и ресурсосбережения». При школе успешно реализован производственный проект «Живая земля» по вермикультивированию в питомнике калифорнийских червей, чем повышается плодородие родной земли.
«Наша школа занимается животноводством, в этом году у нас уже есть 15 голов крупного рогатого скота и 13 голов лошадей. Честно говоря, - признается Изабелла Сидоровна, - телят мы спасли от преждевременной смерти. У нас в поселке стали много забивать телят, так как старики состарились, и содержать им скот уже тяжело. А молодежь и средний возраст этим уже заниматься просто не хоят. И мы таких телят просто выкупили. 

Наши учащиеся получают знания по таким технологиям, как эффективное энергосбережение. Полученные знания тут же внедряются. К примеру, благодаря внедренным проектам школьников, Тулагинской средней школе только за зиму, с января по май 2011 года, удалось сэкономить 1 млн 300 тыс. рублей! И эта экономия продолжается. Дети пишут проекты, реализуют их, вычисляют энергоэффективность своих нововведений. И сегодня учиться нашему опыту приезжают не только из сел, но и из городских школ. И не обязательно, что наши выпускники останутся работать в деревне, полученные навыки всегда пригодятся в жизни. По крайней мере, из наших выпускников вырастут люди, которые знают, как работать, и умеют ценить чужой труд», - уверена директор школы Изабелла Иванова.
Количество показов: 438
Выпуск:  № 49 (2166) от 28.06.2013 г.
Комментарии