В Якутске заработает безопасное речное такси

25.07.2011 
Количество показов: 692
Чем мы только не обязаны нашей самой могучей водной артерии, великой реке Лене.
По ней, открывая северные и дальневосточные земли России, приплыли казаки-первопроходцы. Она и кормит, и поит нас, но главное ее значение самой большой транспортной артерии республики сохранилась со старинных времен до сих пор.

По Лене Якутия получает основную часть грузов первостепенной важности таких как топливо, строительные материалы, техника, продукты. И по ней же за относительно короткий период навигации с 1 июня по 1 октября перевозятся десятки и сотни тысяч пассажиров.

На днях корреспондент «ЭС» побывал в гостях у руководителя крупнейшей в регионе специализированной компании по пассажирским перевозкам генерального директора ООО «Пассажирское райуправление» Сергея Соколова.

«Состояние флота опасений не вызывает»

- Сергей Витальевич, катастрофа теплохода «Булгария» привлекла пристальное внимание общественности к проблемам безопасности пассажирских перевозок на воде. В частности в Якутии проверке Ространснадзора и других контролирующих организаций подверглись все крупные суда вместимостью более 50 человек. Не секрет, что подавляющая часть судов якутского пассажирского флота, в том числе и принадлежащих вашей компании, далеко не новы. Не грозят ли и нашим пассажирским судам катастрофы из-за старости?
- Что касается нашей компании, мы эксплуатируем десять судов: три водоизмещающих (проекта «Москва»), пять скоростных на подводных крыльях, один «речной автобус» «Заря» и арендуемое у правительства судно на воздушной подушке «Ирбис». Хотя проблема обновления флота и стоит перед нашей компанией, но откровенно устаревших теплоходов, как «Булгария», у нас нет. Самое «молодое» из судов, если не считать «Ирбис», 1986 года постройки, а самое «старое» - «Ракета», которой исполняется 36 лет. Здесь также надо исходить из того, что наши скоростные суда в своем большинстве алюминиевые, эксплуатируются в речной воде, и срок навигации, а значит и износа по сравнению, к примеру, со средней полосой России у нас в разы короче. Поэтому и сроки службы длиннее. Тем более что ремонту и модернизации своего флота мы уделяем первостепенное значение. На сегодня часть судов оснащена новыми двигателями питерской судостроительной компании ОАО «Звезда». И в дальнейшем у нас есть планы по оснащению флота дизельными установками, но уже импортных производителей. Так что опасений по поводу состояния нашего флота у нас нет.

В город идут четыре катера-такси

- А есть планы по обновлению флота, покупке новых судов?
- Желание, естественно, имеется. Но все упирается в финансовые возможности. К примеру, есть у нас желание приобрести одну из современных разработок отечественного судостроения – скоростной пассажирский теплоход проекта А-45, но его минимальная цена начинается от 120 миллионов рублей. Самостоятельно компания на данный момент не готова к таким затратам. Такие проблемы можно решить только общими с правительством Якутии усилиями.

Дело в том, что сами пассажирские перевозки по реке Лена не были рентабельными даже в золотые для речного флота советские времена. Ведь сборы от продажи билетов не покрывали расходов на само содержание судов. И речной пассажирский флот держался исключительно на государственных субсидиях. Взять нашу компанию, кстати, чтобы пересчитать такие компании-перевозчики в России, хватит пальцев рук. До 2008 года ООО «Пассажирское райуправление», входящее в холдинг «Якутский речной порт», было исключительно убыточным его подразделением. Чтобы стать коммерчески успешным предприятием, пришлось пойти на целый комплекс мер по оздоровлению финансово-экономической ситуации, максимальной экономии затрат, по глубокой перестройке работы предприятия. Сейчас мы вышли из долгов, у нас отличная деловая репутация в банках, но даже при этом доходов для приобретения крупных пассажирских судов не хватает. Мы ведь не богатых туристов и олигархов катаем, наш основной клиент - это простые жители со скромными доходами. И до сих пор некоторые из наших маршрутов даже при наличии республиканских субсидий являются заведомо убыточными. Но мы идем вперед и развиваемся. В этом году в конце июля - начале августа на линии «Якутск – Нижний Бестях» будем открывать свой маршрут «речного такси». Для этой цели нашим предприятием был разработан собственный проект быстроходного пассажирского катера на 11 мест. В данное время четыре катера построены на судостроительной компании в городе Санкт-Петербурге, и в самое ближайшее время они прибудут в Якутск.

Конкуренция для клиента

- Что собой представляет наше речное такси, я знаю прекрасно. Отлично помню эти далеко не самые чудесные ощущения, когда сидишь, как замурованная в банке балтийская килька. Под ногами хлюпает вода, люди набиты впритык, лодку то трясет на волнах, то кладет набок на поворотах. В общем, вспоминаешь все молитвы и всех святых. Плюс к этому никаких билетов, страховок - один лишь мокрый пропахший спасательный жилет. А что предлагаете вы?
- Да, действительно то, что имеет место быть сегодня в секторе так называемых частных речных такси, не выдерживает никакой критики. И в первую очередь по безопасности перевозок пассажиров. Перед закупкой своих катеров мы изучали вопрос организации перевозок в этом секторе. И та картина, которая перед нами открылась, нас просто ужаснула.

К примеру, на линии «Якутск – Нижний Бестях» сегодня работает порядка 17 небольших, как правило, устаревших скоростных катеров. В основном, это катера «Волга». И только у четырех судоводителей есть лицензии на перевозку пассажиров. У большей части судоводителей нет дипломов, дающих право на управление катером «Волга», являющимся скоростным судном. Сами суда не соответствуют требованиям безопасности для перевозки пассажиров: отсутствуют эвакуационные выходы, системы навигации, радиостанции, лоцманские карты, доходит до того, что не всем пассажирам хватает спасательных жилетов и т.д.

Скажу вам, что представляет собой «Волга», ведь она изначально была рассчитана на перевозку 5 человек. Регистр дал разрешение на перевозку восьми, а у нас умудряются рассаживать до 12 человек. Вот у меня нет однозначного ответа, почему этот вид бизнеса даже при наличии целого букета нарушений до сих пор процветает. И многочисленные проверяющие структуры не предпринимают никаких мер, для того чтобы привести все в порядок.

Конечно, здесь большую роль играет востребованность услуг подобного быстроходного транспорта. На линии «Якутск – Нижний Бестях» работают тихоходные суда большой вместимости, а людям бывает необходимо быстро попасть на другой берег. И российская психология такова, что мы, даже осознавая угрозу для своей жизни, идем на риск...

Катера «Пассажирского райуправления» отвечают всем требованиям речного судоходства. Кстати, почему катера были изготовлены именно по нашему проекту? Как оказалось, на современном российском рынке в данное время отсутствует такой класс судов. Их проектируют, но до заводского выпуска так и не доходит, нет спроса. И перед закупкой мне пришлось перелопатить и изучить массу схожих проектов, которые бы подходили к условиям эксплуатации на Лене. В конце концов, оказалось, что наилучшим выходом является собственная разработка, которую и выполнила гражданская судостроительная фирма из Санкт-Петербурга «Норманн-Марин».

Был вариант обратиться к западным производителям, например, к австралийцам, у них имеется прекрасный опыт строительства катеров подобного класса, но проблемы упирались в таможенные препятствия, в сложности с лицензированием.

Да и зачем делать за рубежом то, что и наш производитель может прекрасно изготовить? И именно такие получились катера, правда, двигатели все равно импортные, но это сознательный выбор. И мы специально взяли четыре катера, чтобы была возможность образовать «вертушку», когда все катера будут в работе.

- Получается, будете вытеснять с пассажирской переправы частное такси?
- Почему бы и нет. Но только это будет здоровая конкуренция на пользу клиентам. И самое главное даст им гарантии безопасности.

- А какой будет стоимость проезда?
- Компания ориентируется на сложившуюся рыночную цену билета – сейчас это 200 рублей. Увы, мы не успели к самому началу навигации, к 1 июня, будем работать только с августа. Но в первый день работы для всех клиентов потрудимся бесплатно! Так что если есть желание проехать быстро, комфортно и безопасно, добро пожаловать к нам!
 
Количество показов: 692
Выпуск:  Выпуск № 55 от 22.07.2011 г.
Комментарии