Киоски преткновения

25.03.2011 
Количество показов: 402
Малый бизнес в лице владельцев киосков и придорожных магазинчиков снова «трясет». Причин тому несколько.
Первая – в ближайшее время должен выйти закон о запрете продажи пива в киосках, вторая проблема – эти торговые точки городские власти хотят и вовсе убрать с улиц! Поводом для этого, как считает большинство, является проведение очередных Международных спортивных игр «Дети Азии». Что ж, давайте разберемся вместе.

Аренда без обязательств

Городской администрацией еще в прошлом году было разработано и подписано распоряжение об утверждении схемы размещения киосков (павильонов), остановок, специализированных киосков на территории города. Все мы прекрасно помним «войны с киосками» экс-главы Якутска Ильи Михальчука, когда каждый владелец торговой точки должен был приобретать новое сооружение для нее чуть ли не каждые три года, а «несогласные» могли остаться без места. Неужели начались новые гонения на предпринимателей, не угодивших расцветкой фасадов?

Как объяснили корреспонденту «ЭС» в отделе торговли городской администрации, абсолютное большинство киосков и павильонов Якутска соответствуют утвержденным эскизным проектам. Но есть и некоторые нарушения. Так, например, часть павильонов-остановок не оборудована навесами, нет урн или где-то среди стройного ряда однотипных киосков остались этакие реликты прошлых времен. По меньшей мере, это портит внешний вид города. Но самая большая проблема в том, что предприниматели нашего города мало заботятся о внешнем виде своих магазинчиков, прилегающих территорий, про благоустройство и озеленение вспоминают лишь единицы. Остро стоит вопрос санитарного состояния киосков, они облеплены лохмотьями старых объявлений, пестрят лоскутами рекламных плакатов, покрыты пылью, с прилегающих территорий хозяева не вывозят вовремя свой мусор и копят коробки, а кто-то их даже сжигает на «заднем дворе». Вблизи киосков, как правило, нет урн, наличествуют накопления мусора, окурков. А еще есть такие ларьки, которые располагаются слишком близко к проезжей части, на «красных» линиях или прямо на тротуарах – в основном такая картина наблюдается в центре города.

И это несмотря на наличие достаточного количества нормативных актов, регулирующих вопросы благоустройства, озеленения и соблюдения санитарных норм и требований. Кроме того, у нас утверждены правила благоустройства города, в которых владельцам киосков уделяется значительное внимание.

А ведь при заключении договоров аренды земельных участков под киоски предприниматели берут на себя обязанность по благоустройству прилегающей территории киоска и остановки, по обеспечению соблюдения санитарных требований, должны надлежаще содержать киоск-остановку. Но, как показывает практика, часто эти обязательства не выполняются.

«Большинство киосков в центре городу не нужны»

Председатель Земельного комитета Александр Коробов:
- Сегодня мы принимаем комплекс мер по благоустройству, среди которых запланированы мероприятия по размещению киосков согласно строго утвержденной схеме. Схема была разработана и готова к утверждению, однако ею заинтересовалась прокуратура, сейчас идет проверка. При отсутствии схемы мы никак не можем повлиять на незаконно устанавливаемые киоски и другие нестационарные объекты торговли. Кроме того, практика показала, что большинство киосков в центре городу не нужны, так как объектов торговли здесь предостаточно, а тротуары не приспособлены для расположения на них подобных объектов.

- То есть киоски из центра вы хотите убрать?

- Нет, киоски, чьи хозяева соблюдают все необходимые условия, убрать мы не можем до истечения сроков аренды. Но, на взгляд администрации, эти торговые точки в пределах города необходимо перераспределить. В центре наблюдается перенасыщение ими. Когда один ларек стоит практически на другом, на окраинах наблюдается их нехватка.

- Каким образом вы будете с этим бороться?
- Нет такой задачи – бороться. Мы составили план размещения и хотели бы привести его в соответствие. Кроме того, владельцам действительно «неудобных» киосков готовы предложить альтернативные участки. Мы предусмотрели на некоторых участках для предпринимателей «переходный период» до полугода, чтобы они могли перестроить свой бизнес, например, не торговать пивом около учебных заведений и на проспектах, а перейти на другие виды товаров. По этому поводу готовы принять предложения от бизнес-сообщества.

Три варианта переноса

Начальник Департамента архитектуры и градостроительства Семен Сергеев:
- Мы предлагаем предпринимателям три варианта на выбор. Во-первых, подготовлен список остановок, где еще не установлены киоски. Это, в основном, участки, не подпадающие под маршрут движения участников мероприятий 2012 года. При этом в некоторых местах необходимо обустроить территорию для установки киоска и навеса. Таких остановок мы насчитали около 70 в городе и около 20 в пригородах.

По второму варианту мы предлагаем места в магазинах на первых этажах строящихся жилых зданий. После составления списка желающих предпринимателей, будем разговаривать с застройщиками по вопросам резервирования торговых площадей под их объекты.

Кроме того, в городе немало киосков, где не соблюдаются условия по санитарным нормам, нормам пожарной безопасности и иные. То есть к каждому ларьку, его расположению и альтернативе перемещения будем находить индивидуальный подход.

С точки зрения архитектурного решения в Якутске на расширенных центральных улицах слишком узкие тротуары, и нахождение на них киосков нецелесообразно.

Взгляд изнутри

Конечно, не хотелось бы навешивать какие-то ярлыки на все подряд киоски и павильоны, у каждого из них имеется свой хозяин, свои устои, свой стиль работы. Но, с другой стороны, не хочется защищать предпринимателей, работающих по принципу «что хочу, то ворочу», не соблюдающих ни закон о защите прав потребителей, ни санитарные нормы, ни общие городские положения.

В середине марта Управлением предпринимательства, промышленной политики и транспорта был организован рейд по торговым киоскам с целью проверки соблюдения правил торговли, благоустройства и санитарных норм на прилегающей территории, оценке внешнего вида зданий. К участию в рейде были привлечены представители СМИ. Его маршрут пролегал по торговым киоскам, расположенным вблизи университета и автовокзала. Рейд выявил серьезные нарушения в работе торговых точек.

Так, киоски возле автобусных остановок на улице Каландаришвили, несмотря на близкое соседство с учебными учреждениями, активно торгуют пивом и сигаретами, что противоречит действующему законодательству. Кроме того, прилегающая территория не ухожена, завалена мусором, окурками, пустыми пивными бутылками и банками. Попытка побеседовать с продавцами и осмотреть помещение изнутри на предмет соблюдения санитарных норм не удалась. Сославшись на отсутствие владельцев, продавцы категорически отказались открывать двери.

- Раз не открывают двери, значит, есть что скрывать. Подобными рейдами мы хотим привлечь внимание общественности к проблемным вопросам в развитии сферы торговли нашего города, - рассказала начальник Управления предпринимательства, промышленной политики и транспорта Екатерина Полякова. - Не только городские власти, но и предприниматели, и сами горожане должны быть заинтересованы в благоустройстве родного города, проявлять инициативу, бить тревогу при выявлении нарушений санитарных норм и правил торговли.

Далее рейд продолжился по киоскам на улице Дежнева. Картина предстала более чем удручающая: при входе в один из магазинов разбросан крупногабаритный мусор, коробки, само деревянное здание покосилось и выглядит довольно неприглядно. Как оказалось, магазин должны в скором времени снести, поэтому владелец не утруждает себя ремонтом. Не особо беспокоит владельцев и качество товаров: некоторые продукты уже давно пора выкинуть в связи с истекшим сроком годности. Но, тем не менее, торговля здесь идет бойко, поскольку особой конкуренции не наблюдается.

- Товар находится без поддонов, неправильно хранится яйцо, хлеб, отсутствуют ценники. На лицо явное нарушение правил торговли, - говорит начальник отдела торговли Ирина Гаргач. - По закону плановые проверки должны проводиться раз в три года. В остальное время бороться с нарушениями может сам покупатель, обратившись с некачественным товаром в Роспотребнадзор. Окружная администрация проводит рейды, инициирует внеплановые проверки, сигнализируя о тех или иных нарушениях в соответствующие контрольные органы. Внешний осмотр киосков также показал нарушения санитарных норм. Таким образом, итоги рейда выявили вопиющие факты нарушений правил торговли, благоустройства территорий и санитарных норм.

Альтернативы есть

19 марта 2011 года в Окружной администрации состоялось заседание рабочей группы по вопросам корректировки схемы размещения стационарных киосков, киосков, павильонов-остановок под руководством первого заместителя главы города Игоря Никифорова с участием предпринимателей-владельцев киосков. В состав рабочей группы вошли главный архитектор Якутска, руководители департамента архитектуры и градостроительства, земельного комитета, управления предпринимательства, а также главы управ и пригородных поселений.

На повестке дня был обсужден вопрос корректировки схемы размещения киосков на территории Якутска по итогам проверки рабочей группы при городской прокуратуре.

Представители Окружной администрации озвучили информацию о ходе проверки комиссией при прокуратуре Якутска состояния и соответствия нормативным требованиям киосков и павильонов, расположенных по маршруту движения делегаций участников игр 2012 года. При этом было сообщено, что в случае выявления нарушений, которые повлекут перемещение или демонтаж киосков, собственникам будут предложены альтернативные варианты для ведения своего бизнеса. Это:

1. Новые места для киосков-остановок на территориях, не попадающих на маршрут движения.

2. Места на первых этажах строящихся жилых зданий и торговых центров или рынков.

3. Места в существующих торговых центрах и рынках в виде аренды торговых площадей.

Для этого департамент архитектуры и градостроительства подготовил перечень необходимой информации, и готовит список пожеланий предпринимателей. А Земельный комитет при рассмотрении вопроса о продлении сроков аренды установил так называемый «переходный период», в течение которого собственник киоска должен определиться с вариантом своего решения и в результате оформить новый земельный участок или переквалифицировать свой бизнес с размещением в торговом центре.

Также было предложено создать инициативную группу из числа предпринимателей, для постоянного участия в заседаниях рабочей группы. В ходе совещания предпринимателями было предложено усилить работу по самовольно установленным киоскам.
Количество показов: 402
Выпуск:  Выпуск № 21 от 25.03.2011 г.
Комментарии