Кризис торговым центрам не помеха

17.03.2015 
Количество показов: 1030
Несмотря на кризисную ситуацию в целом по стране, сокращения рабочих мест, зарплат, повышение цен, якутяне продолжают атаковать столичные торговые центры как ни в чем не бывало. Сводки из других городов о «зияющих пустотой витринах» не повлияли на местный бизнес. Кто знает, может быть, скоро тревожные звонки докатятся и до нас?
Нестабильная экономическая ситуация за прошедший год внесла свои коррективы во многие сферы. На рынке коммерческой недвижимости в центральных городах наблюдался рост вакантных помещений за отсутствием арендаторов и тенденции пересмотра договоров для их удержания, что, по словам экспертов, в целом подразумевало переход от рынка «собственника» к рынку «арендатора». Своим мнением насчёт влияния экономического кризиса на рынок торговой недвижимости в Якутске и дальнейших перспектив развития рынка поделилась Айталина Вишнякова, директор ООО УК «Центр».

 - Как повлиял экономический кризис на рынок коммерческой недвижимости на вашем примере, стали заметны какие-то изменения? 
- Не могу сказать, что среди наших арендаторов есть какая-нибудь паника или что у нас резко освобождаются торговые площади. Нет. По тем критериям, которыми мы руководствовались вначале, в нашем центре собрались довольно опытные предприниматели, которые не один год работают на рынке. В настоящее время в нашем здании свыше 100 арендаторов, из которых 90% - это предприятия малого и среднего бизнеса республики. 
Предприниматели Якутска очень активные, они не собираются сдаваться, находятся в постоянном поиске новых марок. Продолжает поступать много заявок на аренду площадей, в том числе и от наших существующих арендаторов, люди хотят работать, хотят площадей. В центральных городах, может, и произошли существенные изменения в связи с кризисом, но у нас пока не чувствуется. Что будет дальше – это вопрос, который волнует многих, но ответить на него сейчас достаточно сложно, необходимо переждать 1-2 квартал текущего года. На данный момент у нас с 2011 года накопилось 600 заявок на «острова» и 400 заявок на крупные площади. 95% заявок поданы представителями малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день ТРК «Туймаада» полностью укомплектован и вакантных помещений в комплексе нет.

- Говорят, в Якутске слишком много торговых центров. Как вы считаете, действительно ли у нас перенасыщен рынок? 
- Да, центров в Якутске немало, и мы как один из операторов рынка торговой недвижимости осуществляем постоянный мониторинг и анализ. У нас в офисе есть карта, где наглядно видно, что торговых центров действительно сейчас много, но если говорить о качественных торговых центрах, то их количество резко сокращается. В Якутске в основном представлены торговые центры без концепции, в которых предприниматели работают по схеме «купи-продай», где стоимость товаров формируется хаотично. В настоящее время наш рынок торговой недвижимости находится больше на начальной стадии развития. Несмотря на большое количество центров по городу, остро стоит вопрос нехватки качественных арендных площадей для предпринимателей. Торговая недвижимость в целом нуждается в концептуальном пересмотре. Рынок перенасыщен торговыми центрами, однако это центры рыночного формата, центры старой постройки. Большинство центров находится под управлением нескольких собственников и характеризуются непрозрачными рыночными ставками. 

- Чем они не угодили? 
- Качественные торговые центры – это прежде всего те торгово-развлекательные центры, которые мы видим в центральных городах. В них есть своя концепция и организованный пул арендаторов, современные межэтажные сообщения, эскалаторы, лифты для удобства любой категории населения, туалеты, зоны отдыха, куда человек может утром прийти, вечером уйти, отдохнув со своей семьей. Это центры, в которых можно купить качественные фирменные товары по франчайзингу по официальной цене, где администрация осуществляет контроль за концептуальной дисциплиной товарного ассортимента. Перспективы торговой недвижимости – реконцепт существующих торговых центров, строительство концептуально выдержанных крупных торговых центров, преимущественно на окраинах города и появление большего количества франчайзинга федеральных и международных фирм. Появятся крупные федеральные сети: общепит, продовольственные, строительные и т. д. Безусловно, изменение текущей экономической реальности внесет свои коррективы и отразится на сроках. 

- То есть в кризис у успешных торговых центров имеются перспективы развития? 
- Мы хотим работать так же, как и работали: стабильно, бесперебойно и продолжать оставаться интересными для наших посетителей. Мы понимаем, что сегодня являемся одной из самых посещаемых площадок в городе, поэтому стараемся поддерживать различные интересные проекты, направленные на создание новых возможностей и поддерживающие социальные и благотворительные инициативы, которые могут изменить и сделать наш мир добрее. Например, в 2014 году у нас открылась небольшая картинная галерея художников, организованная вместе с сообществом ArtWall, где желающие могут приобрести картины, и часть средств от их покупки будет направлена на благотворительные цели. Кроме этого, при поддержке ArtWall мы проводим мастер-классы в зоне фуд-корта, по случаю праздников создаем тематические картины на специальной стене. Также в конце 2014 года в стенах центра прошла выставка «Ярмарка добра», где были представлены работы детей различных коррекционных школ.
Количество показов: 1030
Выпуск:  №26 (2400) от 13 марта 2015 г.
Комментарии